Самый титулованный юниор в истории российского биатлона Игорь Малиновский находится на грани завершения карьеры. Это лишь один пример из множества, когда наши таланты уничтожали всех на молодежном уровне, а потом просто исчезали. РИА Новости – о глубине проблем в самом популярном зимнем виде спорта в России.
Малиновский был главной надеждой российского биатлона пять лет назад. Пять золотых медалей на юниорском чемпионате мира до него еще никто не выигрывал. Он бился на равных и побеждал Стурлу Легрейда и Йоханнеса Дале. Эти норвежцы сейчас входят в число лучших на Кубке мира. Игорь же толком и не добрался до выступлений на взрослом уровне.
Блистательный юниор к 24 годам провел всего пять гонок на Кубке мира и ни разу не попал даже в топ-60. Сейчас Малиновский вводит публику в заблуждение. То он намекает на скорое завершение карьеры, то опровергает слова личного тренера, который заявляет об этом же. Хотя глобально его метания ничего не меняют.
Человек, уничтожавший соперников на юниорском уровне, просто потерялся. Конечно, роль сыграла его любовь к пилотированию вертолетов. Авиация отнимала и отнимает у Малиновского много времени. Однако от амбиций добиться успеха в биатлоне Игорь никогда не отказывался. По крайней мере, публично об этом не заявлял. Да это и не очень логично. Зачем тогда нужны были все эти победы по юниорам?
Смотрим дальше. Ульяна Кайшева на юниорском первенстве мира взяла четыре золота, стабильно побеждая нынешних звезд биатлона – Ханну Эберг и Лизу Витоцци. Бедной итальянке в спринте Ульяна тогда привезла целую минуту. Ольга Подчуфарова сражалась с немкой Лаурой Дальмайер. Чего потом добилась одна и чего другая, думаю, не стоит напоминать.
Большие надежды подавали Виктория Сливко, Александр Поварницын, Наталья Гербулова, Валерия Васнецова, Кирилл Стрельцов. Все они радовали результатами среди молодежи, но в основном составе сборной толком не закрепились.
А ведь есть еще Екатерина Баданина, Александра Аликина, Елена Зубова, Александр Дедюхин. Все они просто не просто блистали на юниорских чемпионата мира, а становились многократными победителями или призерами. Однако их фамилии сейчас едва ли кто-то вспомнит.
Игорь Малиновский
За последние 10 лет сборная России выиграла более 50 медалей на юниорских мировых первенствах, значительно опередив по этому показателю всех остальных. К примеру, у норвежцев золотых наград почти в два раза меньше. Наши юниоры рвут всех, но новых Шипулиных нет.
На взрослом же уровне на последних 10 чемпионатах мира Норвегия опережает нас по количеству золота более чем в 10 раз. Это катастрофа. Как такое возможно? Куда пропадают наши талантливые юниоры?
Во-первых, в России совершенно не выстроена система перехода из юношеского во взрослый биатлон. У нас откровенно боятся ставить молодых спортсменов в основу, мотивируя это тем, что им еще надо набраться опыта. В итоге многие прозябают на турнирах не самого высокого уровня, теряя форму и настрой.
А если их все же подпускают к основе, то возлагают слишком большие надежды, ссылаясь на то, что они побеждали всех на молодежном уровне. Поэтому должны всех рвать и на Кубках мира. Но так не бывает. Даже Мартен Фуркад начинал свою карьеру с 50-х мест. На французе не ставили крест и спокойно накатывали его в основе, закрывая глаза на локальные неудачи.
В России такое невозможно, потому что тренеров сразу начинают критиковать за низкие результаты. Им надо отчитываться перед федерациями, перед Союзом биатлонистов России. Тем же приходится идти "на ковер" в Минспорт, который выделяет деньги. Замкнутый круг.
Региональные федерации зачастую ведут свою игру, проталкивая своих спортсменов и навязывая их тренерам сборной. К сожалению, в последние годы у наставников основной команды связаны руки. Им приходится лавировать и искать оптимальные решения, чтобы не портить отношения с федерациями и учитывать реальную форму биатлонистов.
Во всей этой чехарде спортсмены становятся второстепенными персонажами. Они не знают, что делать и кому доверять. Бывший главный тренер сборной Анатолий Хованцев рассказывал, что у того же Малиновского всегда была просто запредельная мотивация на тренировках. В лени и пассивности Игоря точно нельзя обвинить. Другое дело, что он выполнял работу, которая не давала эффекта.
Хочется верить, что у нового молодого поколения наших биатлонистов будет больше возможностей проявить себя. Серохвостов, Таштимеров, Гореева, Шевченко – все они способны на многое. Им просто надо чуточку помочь или хотя бы не мешать.