Будущая звезда мировой гимнастики родилась в Иркутске. Родители отдали девочку в самую сильную школу города — к тренерам Наталье Фурсовой и Сарре Горелик. Опытным специалистам хватило пары занятий, чтобы оценить потенциал ребенка.
О том, что в начале карьеры Костина превосходила всех сверстниц, говорит хотя бы тот факт, что она тренировалась в одной группе с гимнастками, которые были старше на три-четыре года.
Только-только начинавшую заниматься гимнастикой Костину помнит и великая Ольга Буянова:
"Среди 30 или 40 ребятишек ее я увидела сразу. Она была такая хрупкая, с умненьким личиком. Как она двигалась, сдавала нормативы, подходила, отходила! Она все это делала с природно-выворотными ногами и с какой-то удивительной, совершенно не свойственной маленьким детям культурой. Она еще не садилась на шпагат, не делала мостик, но было очевидно: девочка очень и очень способная", — рассказывает Буянова.
Костина и Буянова стали работать вместе с 1983 года. Уже через шесть лет, когда Оксане было семнадцать, она выиграла бронзу в многоборье на чемпионате СССР.
За сенсационной медалью последовало золото чемпионата мира, завоеванное в командном турнире вместе с Александрой Тимошенко и Оксаной Скалдиной.
На первенстве в Сараево (1989) Костина очаровала судей и публику как музыкальностью, так и артистичностью вкупе с прекрасной хореографией.
Уже не оставалось сомнений — она будет бороться за вторую путевку на Олимпийские игры в Барселоне (1992). Первую к тому моменту зарезервировали за Тимошенко, которая выиграла бронзу на Играх 1988 года в Сеуле.
Костина и Скалдина на протяжении трех лет боролись за попадание на Олимпийские игры. И ту битву подопечная Буяновой выиграла.
Но тут случилось страшное — развалился СССР. А окончательный состав сборной на Игры утверждали министры спорта бывших союзных республик. Наплевав на результаты трехлетнего отбора, чиновники выбрали Скалдину.
"Когда я сказала об этом Оксане, она побледнела, лицо у нее изменилось. Она недоумевала. Казалось, что с нами произошло что-то такое, что никак не могло произойти, ошибка, нелепая случайность. Мы говорили и говорили, не могли поверить. В тот день рухнули все наши надежды", — рассказывает Буянова.
Вспыхнул скандал, который освещали все ведущие СМИ.
Обращение к президенту России Борису Ельцину и Шамилю Тарпищеву не помогло: Костина поехала в Барселону как зритель. Тогдашний глава МОК Хуан Антонио Самаранч лично пригласил гимнастку в столицу Каталонии.
В Барселоне помощь Костиной оказала Ирина Винер-Усманова, тренировавшая в тот момент сборную Великобритании:
"Я находила возможность давать ей тренироваться с нами. Никто не пускал Оксану на площадку", — рассказывала тренер.
Костина так и не вышла на олимпийский помост.
Но поездку скрасила встреча с Эдуардом Зеновкой. Обаятельный пятиборец, серебряный призер Игр-1992 приглянулся девушке. После Олимпиады молодые люди начали встречаться.
Именно Эдуард помог Оксане выйти из депрессии. Поверив в себя, спортсменка вернулась к тренировкам.
"Я после Олимпиады видеть никого не могла. Была почти уверена, что морально больше не смогу выйти на помост. Вся эта история таких нервов стоила, а потом вдруг захотелось доказать всем, что могу сделать все что захочу", — говорила Костина.
В том же 1992-м на ЧМ в Брюсселе Костина завоевала пять золотых наград из пяти возможных (в индивидуальном многоборье и во всех упражнениях в отдельных видах).
Ее рекорд простоял 17 лет!
После "золотого" Брюсселя Костиной поступало множество коммерческих предложений и приглашений участвовать в шоу. Но иркутская красавица всякий раз отказывалась, мечтая о семье и карьере тренера.
Но планы так и не воплотились в реальность. Одиннадцатого февраля 1993 года, всего через три месяца после триумфальной победы Оксана Костина погибла в автокатастрофе.
По пути в аэропорт "Москвич", управляемый Эдуардом Зеновкой, вылетел на встречную полосу и врезался в грузовик.
Эдуард получил многочисленные травмы, потерял почку. Врачи несколько часов боролись за жизнь 20-летней гимнастки, но спасти не смогли...
Оксану Костину похоронили в родном Иркутске. В свадебном платье, подготовленном к несостоявшемуся торжеству...