Футбол отошел на задний план. Есть вещи, которые куда важнее самой игры.
В новейшей истории России тема футбольного и не только фанатизма прочно заняла особую нишу и обрела немалую популярность: как среди непосредственных участников фанатской жизни, так и тех, кто просто следит за происходящим со стороны. И если раньше поводом для дискуссий были беспорядки и разной степени серьезности конфликты, создаваемые разнообразными группами активных болельщиков, то за последние 10 лет повестка дня кардинально изменилась. Теперь те, кого было принято считать инициаторами бесчинств, стали жертвами.
С прошлого уикенда мы обсуждаем только одну тему: массовые задержания фанатов ЦСКА после матча с "Зенита". Казалось бы, центральный матч тура, открывавшего вторую половину розыгрыша РПЛ. Но на футбол было наплевать. Наплевать так же, как и на последующие игры нашего чемпионата, изредка богатые на сенсационные результаты и захватывающую борьбу.
Произошедший накануне беспредел имеет на порядок более весомое значение. Несколько часов мучений на морозе без возможности удовлетворить простейшие физиологические потребности, а затем ночевка в отделении полиции с последующим судом и получением серьезного денежного штрафа с запретом на посещение спортивных мероприятий в ближайшие пару лет… и все это за пирошоу.
Обычное, потому что ничего сверхъестественного в перформансе фанатов ЦСКА не было: несколько дымовых шашек с огнем, которые добавили трибуне ярких красок и не нанесли никакого вреда.
"Регламентом это запрещено!" — скажете вы и не ошибетесь. Но разве использование пиротехники является поводом для абсолютно негуманного и скотского отношения к людям? Причем даже к тем, кто никакого отношения к пирошоу не имел. Повязали всех, а наказания раздали направо и налево.
Произошедшее с фанатами ЦСКА — лишь очередной случай. Резонансный, но не беспрецедентный.
Массовые задержания и последующие аресты болельщиков "Спартака" в Санкт-Петербурге (а для путешествия в отделение полиции было достаточно просто выйти на улицу Питера в красно-белой атрибутике), многочасовое удержание фанатов "Локомотива" в битком набитых полицейских автобусах все в том же Петербурге, необоснованное унижение и содержание в нечеловеческих условиях болельщиков ярославского "Шинника" во Владимире… И это только за последние пару лет. Поход на футбол становится все более опасным. Если ты — фанат или хоть сколько-нибудь активный болельщик, то в глазах сотрудника правоохранительного органа автоматически представляешь угрозу. Это несправедливо.
Очевидно, что относиться к подобной тенденции с понимаем никак нельзя. Терпеть и бездействовать — тоже. Проблема настолько серьезная, что способна сплотить фанатов "Спартака", ЦСКА, "Зенита", "Локомотива" и других непримиримых оппонентов, что кажется невозможным. Но в этом туре — как и в декабре 2019 года — мы наблюдаем именно это самое единство людей, которые под красноречивый лозунг "Фанат не преступник, стадион не тюрьма" покинули трибуны, как бы показывая всем: "Мы и футбол — одно целое, нас делить нельзя". К сожалению, сегодня такие акции — единственный выход.
К сожалению, потому что в протестах как таковых в принципе имеется необходимость. Потому что ничего более, чем просто демонстративно прийти и уйти, фанаты в рамках закона сделать не могут. Потому что никакой резонанс не решит проблему, и активные болельщики и дальше будут находиться под давлением свыше.
Репрессии, бесчеловечное поведение полиции, введение Fan ID вопреки мнению тех, для кого эта система и создается — на наших глазах происходит уничтожение целой культуры. Причем лицами, которые не имеют к ней отношения и наносят вред всем остальным: от самих фанатов до спортсменов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.