В августе прошлого года 22-летний полузащитник "Крыльев Советов" Егор Голенков решился на переезд в Европу. Однако блеснуть там ему не удалось – футболист подписал контакт с чешкой "Сигмой", всю осень лечился от травмы, так и не сыграв ни одного матча за клуб. Корреспондент РИА Новости Спорт связался с Голенковым и узнал:
- кто из экс-игроков РПЛ помогал ему в Чехии;
- чем именно его привлек чешский футбол;
- почему считает свой переход провальным.
Примечание: Егор отказался говорить по поводу "Ростова" и своего будущего. Ранее СМИ сообщили, что Голенков отправился на сборы с ростовской командой.
"Мечтал проявить себя в Чехии и транзитом уехать в лигу повыше"
— Как появился вариант с чешской "Сигмой"?
— У меня истекал контракт с "Крыльями". Было несколько предложений от клубов РПЛ, Чехии и Кипра. Как я понял, с "Крыльями" могли сойтись только чехи, поэтому и отправился туда.
— Клуб хотел продлить с тобой контракт?
— Да, они предлагали, но я решил уйти. Это была моя позиция. Мечтал проявить себя в Чехии и транзитом уехать в лигу повыше.
— Советовался ли с кем-то из российских игроков, кто уже играл в Чехии?
— Как раз в "Крыльях" с Димой Ефремовым обсуждали эту тему. Он играл в "Словане" из Либереца несколько лет назад. Дима дал мне несколько советов.
— Это был не первый твой опыт в Европе. В 18 лет ты уезжал в португальскую "Лейрию".
— Да, в бытовом плане это колоссальный опыт, я многому научился. А в плане футбола… Это была третья лига, поэтому по инфраструктуре вопросы отпадали. Базы как таковой не было, поле для тренировок было в 4-5 километрах от дома. Зарплата не такая высокая по европейским меркам, а такси выходило очень дорогим. Приходилось бегать до поля, чтобы просто фишечки пообводить. Да и само поле, на котором мы играли, похоже на то, которое есть во многих дворах в России.
— Перспективы выбраться наверх были?
— Я играл за молодежную команду, мы стали шестыми в чемпионате. У меня был неплохой отрезок: 4 матча – 4 гола. Шли какие-то разговоры о возможном повышении, но не более. Потом травму получил – и все. Позже вернулся в "Крылья".
В Португалии только четыре топ-клуба: "Брага", "Спортинг", "Порту" и "Бенфика". Приезжаешь на их базу и понимаешь, где уровень. Все остальные клубы были, мягко говоря, не очень по инфраструктуре.
"На тренировках в "Сигме" мы бегали четыре серии по километру в темпе 3:30"
— Вернемся к Чехии. Почему решил поехать именно туда?
— "Сигма" показалась мне неплохой командой, да и в Чехии более открытый футбол. Мне это очень понравилось. Я посмотрел несколько игр: там были счета 3:3, 4:3, 4:2. Это, наверное, и подкупило. В футбольном плане там очень сильный акцент на физику. Ребята рассказывали, что так во всех чешских клубах. Этот футбол мне близок, поэтому посчитал, что нужно ехать.
— Тренировки такие же жесткие в плане физики?
— Перед моей травмой у нас была нагрузочная тренировка. Ее поставили вместо перенесенного из-за коронавируса матча против "Славии". Мы бегали четыре серии по километру в темпе 3:30. Надо было выбегать из этого времени. Я рассказывал потом об этом своим тренерам, они были очень удивлены.
— Экс-защитник чешской "Млады" Алексей Татаев рассказывал, что на тренировках против новичков играют очень грязно.
— Не заметил такого, но стыков очень много. До конфликтов не доходило.
— С общением в команде не было проблем?
— Все чехи знают английский. Да и сам чешский похож по звучанию на русский, поэтому где-то мог что-то сказать на местном.
— А чехи русские слова понимают?
— Думаю, все матные слова понимали (смеется).
— Как тебе Оломоуц?
— Приятный и красивый город. Даже зайцы бегали по улицам. Есть зоопарк, много ресторанов, мест для прогулок, очень красивый собор.
— В Чехии тебе помогал Мартин Йиранек. Как это было?
— Как я понимаю, все русскоговорящие контактируют в Чехии именно с Мартином. Он встретил меня в Праге и отвез в Оломоуц. На следующий день мы встретились с руководством и тренерами, Мартин помогал в общении.
Он был моим куратором, занимался документами и прочими делами. Все вопросы шли через него.
— Не скучно было одному?
— В Чехии много русскоязычных людей, кто приехал учиться. С общением проблем не было, я нашел много друзей. Каждые выходные ко мне приезжала девушка, и мы выбирались в Вену или Прагу. Там все близко.
"Мне нашли какой-то номер в отеле, где есть только кровать и туалет"
— Сразу после перехода ты получил серьезную травму, которая не позволила тебе сыграть ни одного матча за "Сигму". Сильно переживал по этому поводу?
— Естественно, переживал, но это жизнь футболиста. Изначально мне диагностировали обычный ушиб колена. Думал: две недели – и все будет в порядке. В итоге я пролечился полтора месяца, потом мне говорят, что нужно хирургическое вмешательство. Пришлось делать операцию, хоть и несерьезную по хирургическим меркам.
— Как проходила твоя реабилитация в Чехии?
— Меня не устраивало отношение клуба. При переходе в "Сигму" думал, что инфраструктура будет более развита. У них не было базы, как и медштаба – только массажист и реабилитолог. Заниматься мной особо никто не хотел. Через неделю после ушиба я говорю им: "Давайте сделаем МРТ". Они отвечают: "Еще недельку потерпи, МРТ дорого выйдет". Я уже предлагаю сам все оплатить – до такого абсурда дошло. После этого они мне говорят: "Хорошо, МРТ на следующей неделе, жди". Я быстрее в Россию полечу и сделаю все там. В итоге ждал МРТ порядке живой очереди, а это потерянная неделя для спортсмена. Было не очень приятно.
— Что еще было не так в Чехии?
— "Сигма" не решила вопрос с жильем. Аренда квартиры очень дорогая в Оломоуце. Не было мест даже в отелях. В итоге мне нашли какой-то номер в отеле, где есть только кровать и туалет. Нет ни кондиционера, ни всего остального. В клубе со дня на день говорили, что решат вопрос. В итоге я прожил так три месяца, потом улетел на операцию в Россию.
— Чехи сами по себе вальяжные?
— Да, есть такое. Организация в клубе оставляла желать лучшего. Очень много вопросов по лечению, жилью и отношению ко мне.
— Как думаешь, это дискриминация по отношению к иностранцам или просто неорганизованность?
— Думаю, все опять же упирается в деньги. Возможно, потом началась дискриминация. Замечал такой момент: зарплата приходит всем игрокам, проверяю у себя – мне одному она не пришла. Как минимум, неприятно. Приходилось писать Мартину и разбираться в этом вопросе.
— Не жалеешь, что уехал в Чехию?
— Вариант с Чехией был моей ошибкой.
— Получается, у тебя и в Португалии, и в Чехии был не самый приятный опыт. После такого не пропало желание пробовать себя дальше в Европе?
— Да, как-то карьера за рубежом у меня не очень хорошо складывается. Теперь если куда-то ехать в Европу, то только в хороший клуб.
— Больше не будешь рассматривать средние по уровню лиги?
— Не буду зарекаться.