Стать свидетелем эпохального вечера, вошедшего в историю мирового спорта, дорогого стоит. Это клубок безвозвратно потраченных нервов и выжженная пустота внутри после того, как навсегда оставляешь часть себя где-то надо льдом пекинской арены, на которой Анна Щербакова, Александра Трусова и Камила Валиева отдали все, а получили очень разное.
Кричать хочется, даже выть как будто. Умеет все-таки фигурное катание сделать из человека зверя, оставаясь одним из самых эстетичных видов спорта. И искусством, конечно. В том числе искусством драмы.
Женское одиночное катание — ее цитадель. Кажется, если покой и гармония вдруг начнут освободительный поход по миру, то этот бастион им не взять. Там слишком крепко держат оборону страсть и боль, слава и разочарование, интриги и лукавство. Даже если хитро убаюкивает штиль, то вот-вот стоит ждать урагана.
Мы же все довольно спокойно до начала февраля предвкушали соревнования одиночниц на Олимпиаде? Российский пьедестал там казался делом техники. И компонентов, разумеется, куда без них.
Командный турнир фигуристов лишь укрепил эту веру, ведь номинально первый номер женской сборной принесла максимальное количество очков и вновь выступила на недосягаемом уровне. Казалось: в личном турнире Валиева с обманчивой легкостью провернет свой трюк еще раз, Трусова харизматично и чисто сделает несколько четверных прыжков, а Щербакова вновь проявит характер и укрепит чудесную хореографию одним-двумя квадами. Этого уже с лихвой бы хватило на три флага Олимпийского комитета России на церемонии награждения.
А дальше вы знаете. Да все знают. И все говорят. Положительная допинг-проба Валиевой породила круговорот вопросов, дискуссий и спекуляций, а в эпицентре пыталась жить, тренироваться и не сойти с ума юная и бесконечно талантливая девушка. Невероятно сильная для своих 15 лет, с настоящим олимпийским характером. И с мечтой, которая превратилась в руины.
Ад вокруг Валиевой забрал у нее Олимпиаду. А сама Камила не по своей воле отчасти лишила того же Трусову и Щербакову. Вряд ли же абсолютные звезды российского спорта готовились почти все свое время на Играх быть глубоко в тени соотечественницы. Как будто особо и не нужны никому… А ведь Олимпиада для каждой может оказаться первой и последней — не будем забывать про беспощадную драму женского одиночного катания. По крайней мере, пока возрастной ценз не повысили.
Все это не проходит бесследно. Все это обостряет чувства, страхи, амбиции, мотивацию, которые накапливаются годами. В каждой спортсменке в Пекине окончательно сформировался ядерный коктейль, а их столкновение в личном турнире не могло обернуться гладко. Тем более в произвольной программе, где в игре все козыри и максимальные ставки.
Трусова без долгих церемоний первой с ноги вышибла дверь в космос. Это было грандиозное выступление, заставлявшее вскрикивать и вскакивать с места. Мощнейшая энергия и пять четверных прыжков гипнотизируют и сносят. Впрочем, скоро Саша наверняка сама примет тот факт, что не все квады у нее получились чистыми. А разве от этого легче? Возможно, только еще больнее, ведь понимаешь: сделала бы — забрала золото. Без всяких "но".
Все выступление Каори Сакамото я еле сдерживал слезы после проката Трусовой, а потом пошел к коллегам-приятелям. Уже вместе мы переживали за Щербакову так, что поцапались с иностранной журналисткой, которая по делу призывала нас заткнуться в рабочей зоне. Но куда там… Анна выдала прокат жизни, а это сводит с ума, тем более на Олимпиаде. Ее мастерство делать максимум в нужное время и в нужном месте — обескураживающий феномен.
Валиеву сломали, тут нечего добавить. Напомню, спортсменку с образцовым олимпийским характером. К тому моменту слезы сменились жутким опустошением. "Теперь третьей будет", — шептались журналисты в ожидании оценок. А дальше вы опять знаете. Даже третьей Камила не стала.
За все последние дни мы привыкли к боли. О ней не сразу получается забыть, даже когда появляется лекарство. Но давайте попробуем им воспользоваться, оно отдается без рецепта. Это радость — улыбнитесь.
Мы не можем не радоваться сейчас. Мы не имеем права обесценивать победу Анны Щербаковой и не кричать о ней в полный голос. Мы не должны соглашаться с эмоциями Александры Трусовой, ведь ее серебро — тоже огромное достижение, а влияние уже культовой спортсменки на все фигурное катание бесценно.
Наконец, нам, пожалуй, не стоит с новой энергией лепить клеймо жертвы на Камилу Валиеву и плясать вокруг нее с бубном — тем более под политические мотивы. Ее надо защищать — без бравады и неказистой мишуры, а конкретно, честно и всеми силами. И пусть потом мы вновь улыбнемся, сохранив еще одну олимпийскую чемпионку.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.