Этим летом футбольный клуб "Нижний Новгород" осуществил один из самых интересных трансферов на российском рынке, подписав Мамаду Майга из "Велеса". Корреспондент РИА Новости Спорт поговорил с малийцем о войне, обмане агента и возможности сыграть за сборную России.
Примечание: на все вопросы Майга отвечал на русском языке.
"ЦСКА интересовался, но после смены тренера ситуация изменилась"
— Как вам новая команда? Успели освоиться?
— Меня сразу хорошо приняли, здесь отличный коллектив. Все очень добры ко мне.
— Как вы расстались с "Велесом"? Какие отношения с генеральным директором клуба Евгением Шиленковым?
— У нас хорошие отношения, он прислушивается к игрокам. Я всегда мог обратиться к нему по любому вопросу. "Велес" — это клуб, который дал мне шанс в профессиональном футболе. Шиленков говорил, что отпустит меня, если будет предложение из РПЛ. Я благодарен ему за все.
— Перед трансфером в "Нижний Новгород" писали, что вами интересовались "Рубин" и ЦСКА. Это правда?
— Да, "Рубин" очень хотел меня подписать, но моя мечта — играть в РПЛ. Я смотрел по телевизору матчи Премьер-лиги и желал там оказаться, проверить себя. ЦСКА тоже интересовался мной, но после того, как там поменялся тренер, ситуация изменилась. Вскоре появился "Нижний". Владелец "Велеса" Шиленков говорил, что отпустит меня, если будет предложение из РПЛ. Я благодарен ему за все.
— С кем сейчас общаетесь больше всего из команды?
— С Милсоном, но это очень смешно. Он говорит на португальском, а я на французском — мы друг друга кое-как понимаем (смеется). Но я с ним всегда рядом, уже учу его русскому. Говорит, что сложно. Русский язык, наверное, один из самых сложных языков мира.
— Как вам Михаил Галактионов?
— Очень хороший тренер, проповедующий комбинационный футбол.
— Уже прочувствовали уровень РПЛ?
— Здесь другие скорости, надо быстро думать. Когда мы играли против "Сочи" на предсезонном турнире, заметил разницу между РПЛ и Первой лигой. Я уже несколько недель с командой, думаю, буду только прибавлять.
"Бамако — это Москва в Мали"
— Вы родились в Бамако, столице Мали. Расскажите о ней.
— Это большой и футбольный город: люди постоянно играют в футбол на улицах. Мне там очень комфортно. В Бамако живет моя семья: родители, братья, сестры. Это как Москва в Мали.
— Как начался ваш футбольный путь?
— С самого детства я играл в футбол. Ни разу не думал о том, что не стану футболистом — я шел к мечте. Футбол или ничего! Сначала играл на улице, потом в академии. По некоторым игрокам РПЛ видно, что они тоже начинали так: их выдает хорошая техника.
— Родители поддерживали ваше увлечение футболом?
— Да, мама говорила, что всегда будет со мной, несмотря ни на что.
Мамаду Майга в матче с "Химками"
— Как при этом давалась учеба?
— У меня все было хорошо с ней. После школы даже учился в университете — изучал французский язык и литературу. Но потом решил уйти оттуда и сосредоточиться только на футболе.
— Игрок "Уфы" Эгаш Касинтура рассказывал, что учителя в Африке могут бить учеников палкой за недисциплинированность. Такое было у вас?
— Нет-нет (смеется).
— Вы также застали войну в Мали в 2012 году. Что помните из того периода?
— На севере война до сих пор не закончилась. Я всегда жил в столице, там спокойно, а вот на севере невозможно жить — очень опасно. Я сильно переживаю, потому что война идет уже десять лет. Террористы убивают людей ни за что.
— Было ли вам страшно тогда?
— У нас есть люди, которые защищают страну. Франция и Мавритания также нам помогают. На севере находятся разные ресурсы, золото в том числе. Все из-за этого. В столице безопасно, никогда не думал о том, что у меня будут проблемы.
"Когда приехал в Новополоцк, подумал: "Где я?!"
— В 21 год вы оказались в Белоруссии. Как так вышло?
— Я играл в команде "Жанна д'Арк", и агент пригласил меня на просмотр в "Нафтан". Я прилетел туда в 2016 году. Тренеру и президенту я понравился. Позже подписал контракт с командой, но надо было подождать, пока клуб отправит документы в федерацию. Проходит два товарищеских матча на предсезонных сборах, и потом тренер говорит мне: "У меня уже есть два опорника в команде". Я спрашиваю: "Зачем я тогда сюда приехал и подписал контракт?" Позже агент мне сказал, что есть еще вариант в России. Я поехал туда, но никаких вариантов там не оказалось. Агент обманул меня — полтора года я был без команды.
— Что вообще знали о Белоруссии до этой поездки?
— Честно, не знал такую страну (смеется). Когда приехал в Новополоцк, подумал: "Где я?!".Заметил, что Минск – нормальный город, но Новополоцк, Витебск и другие города… Там вообще ничего нет. Лучше жить в Мали (смеется).
— Что вас удивило больше всего в Белоруссии?
— Снег, я тогда впервые увидел его. Просмотр проходил в ноябре – декабре: было жутко холодно.
© Фото : Официальный сайт ФК "Нижний Новгород" / Руслан Самарин
Мамаду Майга
— До Белоруссии вас куда-то приглашали?
— Я провел месяц на просмотре в испанском "Леганесе" в 2014 году, но там очень высокий уровень футбола. Вскоре вернулся в Мали.
— Вы приехали в Россию. Что было дальше?
— Когда я оказался в Москве один, было тяжело — никого рядом из близких. Повезло, что помогал друг из Мали, я ему очень благодарен. Он в то время был студентом одного московского университета. Если бы не он, я бы уехал обратно в Мали.
— Самое большое впечатление от Москвы?
— Метро. Меня поразило огромное количество станций в Москве, голова кругом шла. Друг мне помогал освоиться в метро, и лишь спустя неделю я понял, куда мне надо идти (смеется). Он также показал Кремль, Красную площадь и другие достопримечательности. Никогда не думал, что буду жить в России (смеется).
"Когда "Велес" подписал со мной контракт, я плакал"
— Есть история, что вы продавали сигареты. Расскажите, как это было?
— Это не совсем так! Мой друг делал заказы на сигареты, у него были покупатели. Просто ездил с ним на машине два-три раза в неделю. Да и вообще я не хотел продавать сигареты (смеется). Когда у меня был матч или тренировка, то я не работал.
— Вам хватало на жизнь?
— Я всегда жил на свои заработанные деньги. В ЛФЛ неплохо платили.
— Вы играли в любительской лиге за команду "Борадигях" из Кунцева. Как вы туда попали?
— Через друга, который играл в академии Nike К11. После турнира он позвонил мне и рассказал об ЛФЛ. В "Борадигяхе" я поддерживал форму.
— И потом вы попадаете в "Велес".
— Тренер команды Леван Гвазава посоветовал своему другу Тенгизу (Путкарадзе), спортивному директору "Велеса", обратить на меня внимание. Тот связался со Стукаловым, главным тренером команды, и мне предложили пройти просмотр. Я им понравился, но у меня не было паспорта РФ. "Велес" тогда был в ПФЛ, а там иностранцам нельзя играть. Мне сказали: "Если мы будем играть в ФНЛ, то позовем тебя".
— Что было дальше?
— Я поддерживал форму, но вдруг наступила пандемия. Спустя некоторое время "Велес" вышел в ФНЛ с первого места. Мне звонит Тенгиз: "Мамаду, ты где? У тебя просмотр во вторник". А я был все время дома, вообще не тренировался какое-то время. Думал: "Как я вообще с ними буду играть?" Я приехал на просмотр, затем была игра против "Долгопрудного". Мне дали 30 минут на поле. И в итоге со мной подписали контракт. Это были нереальные эмоции — я плакал в тот момент.
— Был ли момент, когда вы могли все бросить и уехать домой в Мали?
— Да. Когда я был уже 9-10 месяцев в Москве, начинал думать о том, чтобы уехать. Я же не работать сюда приезжал. Многие друзья улетали, потому что не нашли себе команду. Это был самый сложный период для меня.
"Когда увидел предложение от бельгийского "Стандарда", это был шок!"
— У вас прекрасный русский язык. Как вы учили его?
— С друзьями на улице общался, на поле тоже использовал фразы. Через кино и сериалы не могу учить язык — всегда засыпаю (смеется).
— Как люди реагировали на ваш русский?
— Мне всегда смешно, когда отвечаю людям на русском и они сильно удивляются.
— Сталкивались ли с расизмом в России?
— Я думаю, он есть везде. Есть люди, которые не любят темнокожих. Мы ничего не можем поделать с этим. Я не обижаюсь на таких людей, они никогда не поменяются. Если человек расист, то я с ним не разговариваю. У меня своя дорога, по которой я должен идти.
— Еще вы были на просмотре в "Луче".
— Я должен был ехать туда, но у клуба начались проблемы с финансами. Потом посмотрел — во Владивосток лететь 8 часов. Это дорога до Мали и обратно! Подумал: "Это же невозможно!"
— Может быть, хорошо, что не попали туда? Пришлось бы летать очень много.
— Да, слава богу (смеется).
— Как вам Первая лига?
— Очень понравилась, я ее называю "лучшая лига мира". Получив шанс в "Велесе", я должен был показывать свой уровень и прогрессировать. Сказал себе: "Если я буду работать и всегда думать о том, что попаду в РПЛ, то все получится". Я был готов к тому, что люди будут говорить про меня "где он играл" или "кого вы взяли".
— Самый запоминающийся выезд в Первой лиге?
— В Хабаровск (смеется). Там совсем другой климат, не знаю, смог ли бы я там жить. Не понимаю, как команда постоянно летает оттуда на матчи.
— Год назад вами интересовался бельгийский "Стандард". Это правда?
— Да, они даже отправили официальное предложение. Я уже был готов ехать туда, но получил травму. Когда увидел предложение, очень удивился, это был шок! Есть много игроков в РПЛ, у которых и таких предложений нет. Получается, в Бельгии смотрят "лучшую лигу мира" (смеется).
— Были ли еще возможности уехать в Европу?
— Нет, но мной интересовались во второй лиге Франции и Бельгии, приглашали на просмотр. Но я уже устал от просмотров, хотел сразу играть — поэтому и остался в России.
"Сыграть за сборную России? Почему бы и нет"
— Как часто бываете в Мали?
— Меня не было там три года. В этом году надо обязательно съездить, уже соскучился по родным. Семья хотела приехать ко мне, но мама говорит, что здесь очень холодно (улыбается).
— Вы получили российское гражданство в ноябре прошлого года, у вас русская жена и ребенок. Долго ли пришлось ждать паспорта?
— Нет, все очень быстро прошло. Сейчас закон поменяли: если у тебя есть дети, то ты сразу можешь получить гражданство.
— Теперь вы можете сыграть за сборную России.
— Почему бы и нет (смеется)? Но родители всегда хотели, чтобы я играл за Мали. Так что жду предложений, посмотрим, что будет (смеется).
— Чего вам не хватает в России?
— Времени. Все постоянно заняты на работе или где-то еще. В Мали мы всегда видимся с друзьями.
— Уже привыкли к русской кухне?
— Мне очень понравились борщ и плов. Остальная еда для меня не очень (смеется). Немного скучаю по африканской кухне.
— Есть ли желание попробовать себя в Европе?
— Оно всегда есть. Надо работать и показывать себя.
— В идеале где бы вы хотели играть?
— Я бы хотел попасть во Францию или Бельгию, там удобно в плане языка (улыбается).
— "Пари Сен-Жермен"?
— Пока что я в "Пари Нижний Новгород" (смеется).
— Ваша главная футбольная мечта?
— Играть в Лиге чемпионов. В детстве я смотрел на Фигу, Рауля, Зидана. Очень хочу услышать гимн Лиги чемпионов и пережить эти эмоции. Такое бывает раз в жизни.