Заза Джанашия - это, наверное, самый узнаваемый и яркий футболист московского "Локомотива" конца 90-х и начала 2000-х годов. В последние годы колоритный грузинский экс-форвард не так часто появляется в публичном пространстве, но он уделил время РИА Новости и согласился ответить на самые актуальные вопросы.
"Локомотив" потерял свой дух
- О чем хотите спросить? - Джанашия начинает интервью своим вопросом. - Если о "Локомотиве", то мне не нравится он сейчас. Они играют не так, как подобает такой команде. У "Локомотива" ведь всегда был свой стиль. Может быть, нынешние игроки не знают, что "Локомотив" - это сила, история. Мне это совсем не нравится, с "Зенитом" у них очень большая разница. Не могу понять, что там творится, но это не то, что мы ожидали.
- Многие сейчас вспомнят про уход Семина в 2020 году.
- Сразу скажу, что эту тему я с ним не обсуждал, но у меня стойкое ощущение, что видеть Палыча в клубе кто-то не захотел. Непонятно только, почему и за что. Тот "Локомотив" создали два человека - Юрий Палыч Семин и Валерий Николаевич Филатов, они привели команду к титулам и местам, которых раньше не было. И почему отпустили такого человека, я не пойму. Помню, что когда Семина отпустили (в сборную России в 2005 году - прим.), то многие болельщики стали болеть за другие клубы. Когда же он вернулся, и те фанаты тоже вернулись. Потому что у Семина есть свое я. Он, как и Филатов, вложили в клуб всю свою жизнь. У них был, можно сказать, локомотивский ключ. Примерно как Олег Романцев ушел из "Спартака", то же самое. И что "красно-белые" выиграли после этого? Все, "Спартак" после этого закончился, спартаковский дух потерялся, они почти ничего не выиграли. Сейчас же можно сказать, что и локомотивский дух потерялся, вот и все. Одно ясно - кто-то виноват. Но я не знаю, кто. Если бы я там был…
- Тот же Филатов в совет директоров входит, кстати. Все-таки должность в клубе, он никуда не ушел.
- Ну эта должность такая, знаете… Как назвать даже, не знаю. Я не вижу, что он что-то решает. Если бы он что-то решал, то был бы и Семин, была бы и старая гвардия в клубе. Ну вот уже и Дмитрия Лоськова, и Олега Пашинина отодвинули. Я не могу понять, что за политика! В России таких футболистов и людей очень мало. Если бы они там были, локомотивский дух присутствовал бы. Ну не знаю, нельзя так делать… Знаете, чем это плохо? Там рушится коллектив, которым "Локомотив" всегда славился. Мы там играли, всю душу вложили, а сейчас там такого нет. И это проблема.
- Как думаете, Семин еще поработает?
- Думаю, что да (улыбается). Он берет опытом, много чего выиграл. Думаю, он еще будет тренировать, он сможет. У него есть силы.
- Может, назначение Семина в сборную Грузии пролоббируете? Или в клубы, например.
- Клубы (смеется)? Ну, вы знаете, в Грузии сейчас нет таких денег, чтобы позвать Палыча. Ему нужен большой гонорар.
Палыч, красное вино, договорняки
- Вы сейчас часто с Семиным на связи?
- Где-то месяц назад ему позвонил и пригласил в Грузию, но он сейчас занят очень. Он мне пообещал приехать попозже.
- Чем будете угощать?
- Он пьет только красное вино (улыбается). Он в последнее время пьет только его. Не думаю, что это влияние возраста. Что он раньше пил, я не знаю. Ведь когда они сидели тренерским штабом и руководителями, мы их так уважали, что мы с ними сидели минут 15, а потом вставали и уходили.
- Субординация.
- Конечно. Мы играли потому, что уважали его! Он знал, с кем и как разговаривать. Он вызывал всех по одному и говорил, не уставая. Что-то не нравилось, он вызывал к себе. После этого мы выходили на поле и дрались. Палыч знал, что и когда нужно сказать. Честно, я не видел ни одного футболиста, кого бы он обидел. Он всем все давал.
- Про российский футбол 90-х ходят легенды, что тогда больше пьянствовали, чем играли. Неужели и в "Локо" такое было?
- Нет, это все приукрашено. Пьянства, драк или чего-то такого не было. Все хотят думать, что как будто мы нажирались и играли. Нет, не было такого. Мы знали меру, знали, что и сколько пить. У нас игры были через три дня на четвертый - чемпионат, Кубок, Лига чемпионов, мы даже не успевали выпить, вот в чем подвох (смеется). Просто "Локомотив" был такой командой, где все собирались, шли вместе дружно отдыхать. Мы были коллективом, единым целым: футболисты, тренеры, персонал, работники базы в Баковке. И все это шло от руководства. Сейчас такого нет. Когда я последний раз приезжал в "Локомотив", а это было в 2018 году, там все кучковались по три-четыре человека. Это не команда. Коллектив должен быть вместе.
- Еще один миф - договорные матчи. С этим сталкивались, принимали ли участие?
- Нет, не было такого. Тогда даже тотализаторов толком не было. Наша команда такими вещами не занималась, потому что мы вечно со "Спартаком" боролись. Нам не нужны были договорняки, мы и так все забирали (смеется).
- Расскажите про свой последний визит в Россию.
- Как я уже говорил, это было четыре года назад. Встречался с Палычем и Николаичем на базе в Баковке. Приехал в команду, а там легионеров очень много (улыбается). Семин тогда еще был тренером, все еще нормально было.
- Много игроков вас узнало?
- Да все! Ведь на базе есть фотографии, история. Когда ты идешь играть в "Локомотив", ты должен знать, что и как. Все ко мне тогда подошли, поздоровались. Ведь Семин был тренером, все было дружно. Они просто не могли ко мне не подойти (смеется).
Хвича — это чистый профессионал
- В Грузии очень много хороших футболистов (Джанашия сам переходит на следующую тему). Поколение идет хорошее, просто до конца мало кто доходит.
- Вы как будто про российских игроков говорите.
- Мало профессионалов. Не все такие, как Кварацхелия, понимаете? Да, федерация много что делает, построила много стадионов, но надо еще много усилий, чтобы растить игроков.
- Что ждет Хвичу в "Наполи"?
- Хо-хо! Станет звездой, вы что! Я вот сейчас смотрел товарищеские матчи, он многое показал. Пусть это и предсезонка. Он сможет там заиграть, это точно. Я еще в тбилисском "Динамо" работал, впервые его увидел и понял, что он чистый профессионал. Хвича оставался после тренировок, отрабатывал удары с обеих ног, головой. Он, кроме футбола, ничего не хочет. К тому же Неаполь - чисто футбольный город, поэтому там он будет думать только об игре. Таких бы побольше.
- Нам бы тоже не помешало несколько.
- Вам тоже, да (смеется).
- А ведь вы в свое время посоветовали Семину посмотреть на Хвичу.
- Да, но Палыч сам сначала его увидел, а потом мне позвонил, спросил: "Знаешь такого?" Это обычная практика. И я ему тогда посоветовал его. С Палычем я в хороших отношениях, никогда его не обманывал и обманывать не буду. Мы друг другу доверяем как в жизни, так и по чисто рабочим вопросам.
- Итальянский футбол подойдет Кварацхелии?
- Итальянский футбол сейчас не такой, как раньше был (смеется). Там сейчас чуть полегче играть. Кварацхелия - техничный, скоростной, против таких тяжело играть. У него есть и сила, и выносливость. Все при нем!
- Хвича - это главный талант Грузии за последние годы?
- Ну нет, тот же (футболист бельгийского "Гента" Георгий) Чакветадзе тоже очень хороший. Есть много качественных футболистов. Кстати, в Грузии скоро чемпионат Европы U-23, там увидите, какое у нас сильное поколение. Вся страна ждет турнир.
- А вот нашей команды там не будет. Если бы даже отобрались, то приехать все равно не смогли.
- Такого не должно быть. Не буду лезть в политику, это не мое, не могу ничего сказать. Но спорт должен быть вне политики, нам это объясняли еще в детстве. Не могу понять, почему так сделали. Где политика, а где спорт? Это очень плохо для всех, не только для России. Думаю, что все наладится со временем.
Старшего сына зовут в "Локомотив"
- Вы содержите клуб из своего родного города Зугдиди. Насколько это затратное дело?
- Да, а по-другому никак не получится (смеется). Нужно еще больше вкладывать, чтобы команда стала хорошей. Мы сейчас во второй лиге, а вот когда поднимемся, можно кого-то позвать из России.
- Вам кто-то финансово помогает? Или, может, бизнес?
- Это деньги, накопленные за время выступления в Москве. Сейчас как раз деньги заканчиваются, надо что-то искать.
- Вы ведь тренировали в Перово. Почему уехали? Сейчас накоплений было бы больше.
- Мне даже другую работу в клубе предлагали, но мне хотелось домой. У меня же трое пацанов, их надо воспитывать по-грузински (улыбается). Поэтому пришлось сюда приехать.
- Они тоже связывают свою жизнь с футболом?
- Старшему Зазе - 18 лет, среднему Луке - 17 лет, младшему Нике - 11 лет. Все занимаются футболом. Валерий Николаевич смотрел взрослого, хотел его забрать, но сейчас это сложно сделать. Но он пока молодой, может, и заиграет еще в "Локомотиве".
- Было бы красиво. Продолжение династии.
- Да-да, Филатов так же мне сказал (улыбается).
Кульбиты с весом в 104 кг
- Заза, признайтесь честно, какой вопрос вам надоел больше всего - про вес или кульбиты?
- Да нет, для болельщиков мне ничего не жалко (смеется). А кульбит я могу и сейчас сделать, это не проблема. Способности не теряются.
- Хорошо, тогда какой у вас сейчас вес?
- Вешу сейчас 104 кг ровно, это нормальный вес (улыбается). Хочу сказать одно - если футболист играет хорошо, то почему я должен ему сказать сбросить вес? Это некорректно. Делай что хочешь, главное - выходи на поле, вложи все в игру, сделай что можешь, а потом делай что хочешь, ради бога. Но это было раньше, тогда и по 100 долларов штрафа платили (смеется). А сейчас другая жизнь, другой футбол.
- Футбол - это вряд ли про здоровье. Ваши голеностопы тому подтверждение.
- О, они всегда болят. Час-полтора постою - они отекают. Это хроническое, никакие операции не помогут. В наше время так били по ногам, а сейчас футбол стал мягче. В наше время жесткие подкаты были нормой, а сейчас за такое удаляют. Такого, как раньше, уже не будет.