Теннис

Русская блондинка добавила секса: Курникова стала иконой тенниса без побед

Читать на сайте rsport.ria.ru
Последние победы Дарьи Касаткиной и Людмилы Самсоновой на турнирах в Сан-Хосе и Вашингтоне напомнили о тех недавних еще временах, когда редкая неделя обходилась без новостей о триумфах российских теннисисток, а редкий месяц – без "русских финалов". Но начался "русский бум" с Анны Курниковой – которая показала, как, не выиграв ни одного титула в одиночном разряде, заслужить звания "теннисной иконы".
На эту тему уже написаны тысячи статей в СМИ всех континентов мира, кроме, возможно, Антарктиды. И то, нельзя исключать, что фотографии самой известной российской теннисистки середины-конца 90-х не висели в стенгазете какой-нибудь полярной станции. Но феномен Анны Курниковой – речь именно о ней – продолжает нести в себе ореол таинственности, и его не могут развеять многочисленные диссертации, написанные на эту тему, которые легко найти в интернете.
А между тем, именно интернет – возможно, одно из ключевых слов, которые определяют секрет успеха дикой популярности русской блондинки. Ведь появление Курниковой на мировой арене, плюс-минус, на пару лет совпало с моментом, когда глобальная сеть начала появляться в домах, и количество ее пользователей уже росло в геометрической прогрессии. Если бы интернет стал доступен обычной публике, например, в начале 70-х, то, скорее всего, первой теннисисткой, получившей титул чемпионки по количеству запросов в поисковых системах, стала бы Крис Эверт.
Забияко трогательно поздравила Касаткину с победой на турнире в Сан-Хосе
Но распространялся бы этот титул у американки только на спорт или на весь мировой шоубиз – большой вопрос. Все-таки, как свидетельствуют современники, Эверт не имела той способности эпатировать, которая была в полной мере присуща Курниковой. Анна же уже в тинейджерском возрасте овладела всем арсеналом соответствующих приемов. Фотосессии в глянцевых журналах – да и слухи о романе с российским хоккеистом Сергеем Федоровым – стали появляться еще до достижения теннисисткой совершеннолетия.
Именно в период расцвета популярности Курниковой в обществе возникла дискуссия – должны ли СМИ потакать сексуализации спорта либо ставить во главу угла достижения, профессионализм и прочие объективные характеристики успешности атлета, в список которых внешние данные не входят? Ответ на этот вопрос дала сама жизнь, обрушившая до исторического минимума количество изданий, пишущих в наши дни исключительно о голах, очках и секундах. Да и в то время давала.
Мне довелось побывать в 1998 году на одном соревновательном дне теннисного "Мастерса" в Ки-Бискейне, пригороде Майами. Популярность Курниковой в Штатах тогда зашкаливала, и ее матчи организаторы старались ставить на центральные корты - когда под молчаливый, когда не очень, протест стоящих выше в рейтинге теннисисток. Впрочем, в тот самый день особого возмущения не было – посеянная только под 23-м номером Анна встречалась с девятой ракеткой турнира испанкой Кончитой Мартинес, уже носившей к тому моменту титул чемпионки Уимблдона.
Обычно люди, сидящие на тех трибунах теннисных стадионов, которые расположены напротив скамеек игроков или за ними, смотрят матч, провожая глазами мяч, летающий туда-сюда через сетку. Влево-вправо, влево-вправо – синхронно поворачивает шеи аудитория. Вы, конечно, много раз видели такую эффектную телекартинку. Но здесь значительная часть публики никуда головой не вертела. Смотрела либо только на правую половину корта, либо только на левую. И старалась не моргать – чтобы не пропустить ни одного движения той, ради которой они в этот день находились на арене.
Рядом с двумя такими зрителями довелось в тот день сидеть и мне. Это были два здоровенных мужика средних лет, типичные реднеки - так в Штатах называют белых жителей сельской местности, находящихся в низшей классовой иерархии и проводящих за нехитрыми работами много времени на открытом воздухе (отсюда и red neck - красная шея). Собственно, на стадионе таких было много - Флорида известна не только фешенебельными курортами и населяющими ее миллионерами, но и фермами. А билет на дневную сессию одного из первых раундов даже такого крупного турнира стоил вполне доступных денег.
Курникова в том матче была в ударе. Она порхала по корту в легком синем наряде и, что называется, выносила в одну калитку свою многоопытную соперницу. Но мужики не сводившие с Анны глаз, этому, как казалось, были не рады – им явно хотелось насладиться зрелищем подольше. Встреча в итоге закончилась примерно за час со счетом 6:3, 6:0 в пользу Курниковой. Юная звезда, пожав поверженной Мартинес руку, помахала трибунам, набросила на себя сумку с ракетками и зашагала к выходу. А один из этих парней, проводя взглядом победительницу как встречи, так и их сердец, протянул ей вслед фразу, которую именно в ту секунду я меньше всего от него ожидал услышать:
"Какой же невероятный... Талант".
При всей комичности этой ситуации с талантом у Курниковой было все в порядке. Она обратила на себя внимание специалистов еще когда лупила по мячу на кортах Ширяева поля в Сокольниках. И основы игры, которая привела Анну в десятку сильнейших теннисисток мира, заложил вовсе не Ник Боллетьери в своей академии, а первый тренер россиянки - Лариса Преображенская. Многие специалисты говорили, что, наоборот, слишком рано Курникова уехала в Америку - там ей так и не поставили некоторые важные аспекты игры, в частности, подачу, с которой у нее всегда были проблемы.
Еще один бесценный компонент, которого Курниковой так и не удалось обрести за свою недолгую карьеру - тактическое разнообразие. "Бил, бью и буду бить", - говорил Александр Кержаков. Похожим образом действовала на корте и Анна, стараясь использовать мощные плоские удары в качестве своего главного оружия. Когда получалось, это было красиво. Когда не получалось - неэффективно. Особенно это стало очевидно с появлением швейцарской кудесницы мяча Мартины Хингис. У нее не было и половины "пушечного заряда" Курниковой - но умные решения на корте привели ее к победам и к званию первой ракетки мира примерно в то время, когда россиянка уже забуксовала. Выше восьмой позиции в одиночном рейтинге Анне подняться так и не удалось.
Но, возможно, именно благодаря тому, что эти две теннисистки была антиподами в своем стиле, они добились значительных успехов, встав друг с другом в пару. Вот уж где у Курниковой недостатка в титулах не было, так это здесь - вместе с Хингис она побеждала и на турнирах Большого шлема. Одиночный же разряд оставался для Анны камнем преткновения, а в какой-то момент превратился в своеобразное проклятье. Титулы ускользали от Курниковой даже тогда, когда им больше деваться было некуда.
Серена Уильямс анонсировала завершение карьеры
Пожалуй, ближе всего к победе она была на том самом турнире 1998 года в Ки-Бискейне, где ее талантом любовалась (впрочем, это было почти везде) толпа заряженных гормонами парней. Курникова дошла до финала, где ее соперницей была еще одна восходящая звезда - Винус Уильямс. Тот матч начался с таким очевидным преимуществом Анны, что никакого сомнения не было - вслед за легко выигранным первым сетом последует и второй, а с ним и первая коронация чемпионки во взрослом теннисе. Но Курникова как-то бесшабашно разбазарила свои шансы и отдала титул американке.
В тот момент "Аннамания", как тогда называли движение фанатов, превративших свою любимицу в самую скачиваемую спортсменку интернета, неслась на мир как снежный ком, и казалось - у Курниковой все еще будет. Но атакующий теннис, который так нравился, помимо всего прочего, болельщикам россиянки, сыграл с ней злую шутку. Выяснилось, что невозможно постоянно играть на разрыв. Посыпались травмы, длительные паузы на лечение, попытки вернуться...
Закончилось все совсем грустно. Курникова проиграла ноунейму из четвертой сотни мирового рейтинга в "челленджере", проходившем на кортах какой-то американской глуши, и больше не провела ни одного матча, завершив карьеру в 22 года. Примечательно, что за неделю до этого на другом турнире она должна была сыграть с еще мало кому известной Марией Шараповой, но снялась. Так и не состоялась встреча Курниковой-1 и Курниковой-2, как долгое время пытались называть новую юную старлетку мирового тенниса.
Многомиллионный бизнес в США и ожидание ребенка: где сейчас Мария Шарапова
Шарапова на сравнение с Курниковой всегда обижалась и, в общем-то, правильно делала. Несмотря на некоторую схожесть - снова блондинка, снова Ник Боллетьери - Мария была особенная. И доказала это, в том числе, своими результатами на корте, собрав и карьерный Большой шлем, и звание первой ракетки мира.
Но первой не просто теннисисткой, а вообще спортсменкой, сумевшей, если так можно выразиться, монетизировать "основной инстинкт", стала именно Курникова. Не выиграть ни одного турнира, но слупить еще до достижения 18-летнего возраста 50 миллионов долларов с рекламных контрактов и фотосессий - такого не удавалось никому ни до, ни после Анны.
Многие считают, что активности вне корта отвлекали Курникову от тренировок и не дали ей реализовать свой теннисный талант. Но, по мнению многих специалистов, это поверхностная точка зрения. Не всем суперталантам суждено добраться до титула первой ракетки мира. А подняться в мировую десятку - это тоже без огромного труда цель недостижимая.
Да и сама "русская американка" всегда заявляла: съемки и мероприятия - только в свободное от тренировок время. Но даже если в этом и была некая доля лукавства - кто Курникову за это осудит? Точнее всех выразилась мудрая Мартина Навратилова: "Что она должна была сказать - нет, я не хочу ваших денег? Вы же не ждете, чтобы человек, которому достался счастливый лотерейный билет, заявил - нет, я этого не заслуживаю..."
"Потеряла 10 миллионов". Чем обернулось для ЛГБТ-иконы спорта ее признание
Курникова всегда говорит, что никогда не жалеет о прошлом. А ее кого повзрослевших, кого постаревших фанатов восхищает та метаморфоза, которая с ней произошла после того, как она встретила испанского певца Энрике Иглесиаса и вышла за него замуж. Из капризной девчонки она превратилась в образцовую мать.
"Люди меняются и развиваются, было бы очень печально, если бы это не произошло со мной", - сказала как-то Анна, и ей можно только поаплодировать.
Обсудить
Рекомендуем