Пока не пролетаем над Парижем. Бах готовит почву к возвращению россиян?

Читать на сайте rsport.ria.ru
В среду президент МОК Томас Бах дал пресс-конференцию по итогам трех дней заседаний исполкома МОК, на которой впервые усомнился в необходимости продолжения действия так называемых защитных мер, которыми эта организация считает недопуск российских и белорусских спортсменов до международных турниров. Значит ли это, что возвращение россиян и белорусов на международную арену близко?
Для начала стоит напомнить, что МОК изначально в своей официальной позиции разделил санкции в отношении правительств России и Белоруссии за их действия на Украине и защитные меры в отношении спортсменов из этих стран. Санкции включают в себя запрет на организацию международных спортивных соревнований на территории двух государств, на демонстрацию национальной символики во время турниров, а также лишение олимпийских наград государственных руководителей.
Что касается отстранения российских и белорусских спортсменов от участия в международных турниров, то это с самого начала именовалось "защитной мерой", которая вводится для "сохранения целостности глобальных спортивных соревнований и безопасности их участников". То есть, подразумевалось, что россиян и белорусов не допускают до стартов для их же блага, чтобы ничего с ними в агрессивной международной среде не стряслось.
Понятно, что на самом деле недопуск российских и белорусских спортсменов был тоже одной из форм санкций. Но если бы МОК прописал это напрямую, то нарушил бы свою собственную хартию, в которой говорится о политической нейтральности олимпийского движения. А под соусом "защитных мер" руководству МОК было удобно разводить демагогию - например, журить британское правительство за отстранение российских и белорусских теннисистов от Уимблдона. Мол, видите, если бы не мы, заранее позаботившиеся о безопасности спортсменов, по пути британцев пошли бы и другие страны и бог знает, к чему бы этот парад политических решений привел. А наш главный принцип - спорт вне политики.
Бах пригрозил отстранением спортсменам за политические заявления
Эти слова президент МОК повторяет в последнее время довольно часто. Так, на пресс-конференции в среду по итогам трех дней заседаний исполкома организации Бах привел целую цепочку заявлений различных политических деятелей, в которых тем или иным образом подчеркивается политическая нейтральность спорта. "Наша миссия - объединять", - заявил Бах и добавил, что МОК ищет пути, чтобы выполнить эту миссию и "не дать спорту стать полностью политизированным". А по поводу Олимпийских игр 2024 года в Париже привел цитату президента Франции Эмманюэля Макрона, сказавшего, что в соревнованиях должны участвовать представители всех стран, в том числе и тех, которые находятся в состоянии вооруженного конфликта.
Один из первых вопросов Баху на пресс-конференции был такой: значат ли все эти слова, что российским и белорусским спортсменам в ближайшее время могут разрешить участвовать в соревнованиях? И ответ был если не утвердительный, то близкий к этому. Бах впервые с февраля 2022 года поставил под вопрос необходимость действия так называемых защитных мер.
«
"Мы должны понять, нужны ли нам еще эти защитные меры в отношении целостности соревнований? На Открытом чемпионате США по теннису выступали россияне. В Национальной хоккейной лиге выступают россияне. Их принимают болельщики, и все довольны", - подчеркнул президент МОК.
Эта цитата Баха по сути подтвердила информацию от ряда инсайдеров, которая публиковалась в зарубежных источниках ранее. МОК действительно хотел бы вернуть российских и белорусских спортсменов на международную арену, и такая возможность сейчас активно обсуждается. Но для организации важно, чтобы этот шаг не спровоцировал резких действий со стороны спортивных властей Украины и их наиболее радикальных союзников, которые могут объявить о бойкоте соревнований с участием россиян и белорусов. Это неприятное слово уже так долго висит дамокловым мечом над олимпийским движением, что Баху уронить его на собственную шею очень бы не хотелось.
Бах прокомментировал ситуацию с иранской скалолазкой
Поэтому Бах прощупывает почву. Не случайно ведь он вбрасывал пробный камень, заявив некоторое время назад о возможности допуска до турниров тех спортсменов, которые осудят СВО. После того как российская сторона решительно отвергла этот алгоритм, президент МОК об этой идее больше не вспоминал. Но это совершенно не значит, что в МОК не обдумывают других способов выхода из положения.
И сейчас последовало наиболее решительное заявление Баха, в котором, по сути, констатируются несправедливость отстранения российских и белорусских спортсменов и стремление вернуть их обратно. Консультации на данную тему, по словам Баха, продолжатся на олимпийском саммите 9 декабря, в котором примет участие президент Олимпийского комитета России Станислав Поздняков, а затем и в начале следующего года.
Показателен и тот факт, что в ответ на прямой вопрос, примут ли участие российские и белорусские спортсмены в квалификации Олимпийских игр 2024 года, Бах повторил эти же формулировки. Поэтому - нет, мимо Олимпиады, как фанера над Парижем, мы пока не пролетаем. Но приходится констатировать, теперь даже скорее в положительном смысле, что очень многое будет зависеть от политической изворотливости президента МОК. Ведь тот факт, что в некоторых международных федерациях сидят "ястребы", которые не собираются разделять санкции и защитные меры, очевиден. Например, президент Всемирной легкоатлетической ассоциации (World Athletics) Себастьян Коу на днях ответил очень просто и прямо на вопрос, когда российских и белорусских легкоатлетов допустят до соревнований: "Когда Россия уйдет из Украины". Президенту МОК вообще-то бы стоило разъяснить чемпиону Олимпиады-1980 в Москве постулаты своей организации, чтобы он так дешево не попадался на нарушении принципа невмешательства политики в спорт.
Что ж, пока президент МОК проявляет свою политическую изворотливость, хочется надеяться, во благо, нашим атлетам остается ждать. Лучше - во всеоружии, потому что, вполне возможно, их возвращение на международную арену состоится раньше, чем многие думают. И здесь, с одной стороны, циничная формулировка о "защитных мерах" может даже помочь. Потому что все, что надо для того, чтобы вернуть российских и белорусских спортсменов к соревнованиям, - признать, что защищать их не нужно.
Бах призвал не называть санкциями защитные меры в отношении России
Обсудить
Рекомендуем