Регбист Нандо Паррадо повернулся к другу и спросил: "Когда мы начнем есть пилота"? В любых других обстоятельствах такой вопрос вызвал бы недопонимание, но выбора у них не оставалось. Каннибализм стал единственным способом спасти жизнь. Спортсмены добрались до цивилизации только спустя два месяца и смогли привести помощь команде, которая дожидалась спасения после авиакатастрофы в горах Южной Америки. История получила название "чудо в Андах". Регбийная команда провела 72 дня в горах после крушения самолета, выживая в тяжелейших условиях среди безжизненных скал на высоте четыре тысячи метров.
Ошибка в координатах
Уругвайский регбийный клуб "Олд Кристианс" вылетел вечером 12 октября 1972 года и следовал в Сантьяго, где должен был сыграть с чилийской командой. Все шло по плану, пока самолет не попал в циклон, видимость стала нулевой. Пилоты ошиблись в координатах, переданных диспетчеру, а тот ориентировался лишь на цифры. Когда им скомандовали поворачивать, они послушались.
Это и стало роковой ошибкой. Из-за неверных данных диспетчер думал, что самолет уже обогнул горы и дал команду. На деле же лайнер все еще летел рядом с Андами среди циклона. Самолет хвостом зацепил одну из вершин и начал стремительно падать. Из-за ударов о скалы он остался без крыльев и хвоста. "Затормозить" удалось лишь ударом в массивную ледяную глыбу.
На борту находились 40 пассажиров: 17 игроков, члены экипажа, а также родственники и тренеры регбистов. Падание мгновенно унесло жизни 12 человек. На следующий день от полученных травм скончались еще пятеро. Выжившие начали собирать припасы, но выбор оказался скудным: несколько плиток шоколада, пара пачек крекеров и коробка с бутылками вина.
«
"У нас была юная команда, почти все игроки — молодые пацаны. Перед полетом мы находились в отличном настроении. Словно ощущали себя бессметными. Нас тогда волновало только регби, девчонки и тусовки. Мы жили ради удовольствия. Никто не думал, что вскоре окажемся среди обломков и трупов в ледяном аду", - вспоминал Паррадо.
Когда Нандо только очнулся после крушения, то увидел перед собой труп мамы и остывшие тела друзей. Несмотря на шок и весь ужас происходящего, Паррадо стал настоящим лидером выживших, организовав сбор провизии. Они решили разделить еду на всех и экономить ее. Выжить помогали и деньги, которые регбисты просто сжигали, чтобы согреться.
Съели пилота
В тот момент подстрадавшие даже не думали, что им придется провести в Андах много времени. Пропал огромный самолет с известной командой, на его поиски должны были бросить все силы. Так и произошло. Однако спасательная операция ни к чему не привела. Из-за неверно переданных координатов самолет искали в совершенно другом месте. Надежды на выживание оставалось все меньше.
Регбисты видели пролетающие в небе самолеты. Каждый раз они думали, что это были спасатели, но к ним так никто и не возвращался. Несколько дней спустя скромные запасы провизии подошли к концу. Плохие новости на этом не закончились.
Среди багажа выжившие нашли радиоприемник. Через восемь дней после крушения они услышали выпуск новостей, в котором передали, что спасательная операция по поиску самолета останавливается. Всех пассажиров объявили пропавшими без вести. Стало ясно – помощи ждать больше неоткуда.
Выступавший за "Олд Кристианс" Роберто Канесс еще до начала профессиональной карьеры регбиста учился в медицинском колледже. Он помогал оказывать первую помощь пострадавшим, став местным доктором. Канесс подружился с Паррадо, который и предложил ему съесть погибшего пилота, когда запасы провизии иссякли. Они выдвинули идею на общее голосование, но никто не поддержал инициативу.
Все отвечали, что просто не могут стать каннибалами. Их моральные ценности были выше этого. Дни шли, а продержаться на воде из топленого снега оказалось невозможно. Через пару недель после крушения выжившие согласились с предложением Нандо и съели пилота.
«
"Это ужасно слышать, когда сидишь дома перед телевизором. Но нужно понять наше положение. Мы с трудом пережили катастрофу, словно животные. Находились в одном из самых холодных мест на свете без еды. Кроме того, мы узнали, что нас уже никто не ищет. Это было равносильно расстрелу. Не могли выжить иначе. Поймите, мы не задумывались о том, что пред нами люди. Перед страхом смерти думаешь о таких вещах, которые никак нельзя представить в нормальной обстановке", - объяснял Паррадо.
Вопрос с едой был решен, но что делать дальше? Выжившие начали продумывать план спасения. Они пытались предположить, где конкретно произошло крушение и в какую сторону следует отправляться, чтобы найти населенный пункт. Обсуждение длилось даже недели, ведь никто не хотел рисковать и отправляться в поход. Все понимали, что такая дорога с высокой долей вероятности завершится смертью.
10 дней пути из ада
Смерть подстерегала их даже в лагере, который они разбили внутри фюзеляжа самолета. В одну из ночей с горы сошла лавина, забрав жизни еще восьми человек. При этом люди продолжали умирать от полученных травм, обморожения и болезней. Спустя полтора месяца в живых остались лишь 16 человек.
Регбисты провели так много времени в горах, что успели отметить сразу несколько дней рождений в столь ужасающей обстановке. Выжившие вспоминали, что пытались по-настоящему праздновать, чтобы хоть как-то сохранять боевой дух. В качестве подарков именинникам всегда дарили сигареты, найденные в одном из чемоданов.
Только через два месяца после крушения выжившие определили состав группы, которая попытается спуститься с горы и найти помощь. Спасителями выступили Паррадо, Канесс и Антонио Визинтин. Уже через день после начала путешествия они наткнулись на хвост самолета, оторванного во время крушения. Там нашли несколько аккумуляторов, придумав новый план. Мужчины решили вернуться в лагерь, забрать рацию из кабины пилота и подсоединить ее к аккумуляторам, позвав на помощь.
Регбисты так и сделали, потратив на это пару дней. Однако аккумуляторы оказались испорчены. Выбора больше не было. Пришлось идти дальше в надежде наткнуться на людей. Спустя еще один день они забрались на ближайший пик горы и смогли осмотреться. Картина не обнадежила – следов цивилизации не было видно. Тогда Паррадо и Канесс решили продолжить путь вдвоем, иначе им бы не хватило припасов. Визинтин отдал им свой запас человечины и вернулся обратно в лагерь.
Нандо и Роберто постепенно спускались с гор, преодолев около 60 километров. Лишь на десятый день пути они увидели небольшой домик у подножья горы. Путников встретил местный фермер, тут же вызвав полицию и скорую помощь. Регбисты рассказали, где остались остальные выжившие. Уже через день всех спасли.
Журналисты со всего мира начали прибывать в госпиталь. Все хотели узнать невероятную историю, как 16 человек почти два с половиной месяца боролись за жизнь. Выжившие спокойно отвечали на вопросы, кроме одного. Они не рассказывали о том, что приходилось есть. Прессу это не остановило.
Уже через день местные СМИ трубили о том, что у выживших был лишь один выход – каннибализм. В итоге регбистам пришлось созвать пресс-конференцию и во всем сознаться. Они спокойно объяснили ситуацию.
После спасения Паррадо провозгласили настоящим героем, он быстро стал популярным. Нандо решил не возвращаться в регби. Он написал книгу о выживании в Андах, которая стала бестселлером. Спортсмен начал участвовать в автогонках, а потом и вовсе создал успешный бизнес. Паррадо также выступил консультантом фильма "Живые", экранизацим "чуда в Андах". Его самого сыграл
Итан Хоук, а картина получила неплохие рейтинги.
Несмотря на трагедию и гибель нескольких игроков, "Олд Кристианс" не развалились. Команда собрала новый состав, пригласила местных тренеров и уже через год стала чемпионом. Сейчас клуб считается одним из самых успешных в истории
Уругвая. В его активе 20 чемпионств.
"Слышал, как ломается нога": советский гимнаст прошел ад на пути к славе