Когда Международная федерация хоккея, подводя итоги прошлого столетия, выбирала главных героев, именно он, а не Гретцки, Сергей Макаров, Марио Лемье или Игорь Ларионов набрал больше всех голосов.
Сам великий Гретцки говорил: "Этот парень наряду с Дени Потвеном — сильнейший защитник, против которого я играл".
Семь побед на чемпионате мира, два золота Олимпиады, два Кубка Стэнли как игрок и один в качестве тренера. Дебют в родном ЦСКА в 17 лет, прощальный матч за тех же армейцев в 52 года. Все это Вячеслав Фетисов, которому сегодня исполнилось 65.
К его тренерской и политической карьере можно относиться по-разному, но Фетисов-игрок — величина, равной которой в нашем хоккее в его амплуа, пожалуй, нет. Выбирая лучшего среди нападающих, можно спорить, кто круче: Евгений Малкин или Александр Овечкин, Сергей Макаров или Владимир Крутов, Валерий Харламов или Александр Якушев.
Владимир Константинов, Сергей Федоров, Вячеслав Фетисов - верхний ряд
Вячеслав Козлов и Игорь Ларионов - нижний ряд
А противопоставить Фетисову и по качеству игры, и по титулам почти некого. Не потому, что других защитников у нас не было. Просто он задал такую планку, что сравнения почти невозможны. В катании, в понимании игры, искусстве броска и фирменного первого паса, который с начала 80-х называют фетисовским. Сколько же голов ЦСКА и сборная СССР забили после того, как Фетисов, подобрав шайбу, делал быструю и точную передачу под красную линию.
Свои прямые обязанности — разрушать и не пускать к воротам — Фетисов также выполнял на "отлично". Он рекордные пять раз становился лучшим защитником чемпионатов мира. Непревзойденным результатом остаются 11 и 13 очков, набранные Вячеславом на олимпийских турнирах в Сараево-1984 и Калгари-1988. Фетисов, как герой Тома Хэнкса из "Форреста Гампа", застал столько важных событий в истории отечественного спорта, что их хватило бы на жизни двух-трех игроков, а для него это только один этап — игровая карьера.
Фетисов поиграл с легендарной тройкой Бориса Михайлова, был незаменим в пятерке Игоря Ларионова, и даже застал дебюты в сборной Павла Буре, Сергея Федорова и Александра Могильного, которым прочили статус новых звезд "красной машины". Он прошел через унижение серебром Олимпиады в Лейк-Плэсиде в 1980-м, а через год играл на Кубке Канады в Монреале, где сборная СССР громила хозяев со счетом 8:1. Фетисов был на первом чемпионате мира эпохи Виктора Тихонова и выиграл последнее в истории сборной СССР золото на ЧМ-1990 в Швейцарии. Ради победы Фетисов прилетел из США и сыграл блестяще, несмотря на конфликт с главным тренером.
Фетисову довелось стать одним из первых игроков, легально уехавших в НХЛ. Годы спустя он вместе с партнерами по "Русской пятерке" привез на Красную площадь Кубок Стэнли. Только он оказался в тот роковой вечер в одном лимузине вместе с Владимиром Константиновым, после которого "Владинатор" стал инвалидом.
Уже через год Фетисов катил по льду арены в Вашингтоне инвалидную коляску, в которой сидел бывший партнер по звену и праздновал чемпионство с одноклубниками. В тот июньский вечер 1998-го Вячеславу было 42 года, но в "Детройте" он все еще оставался незаменимым. Поразительное и заслуживающее уважения достижение.
Сожалеть — не Фетисову, а нам, простым болельщикам — приходится, пожалуй, только об одном. Лучший защитник советской сборной не оказался в Новом Свете во время пика карьеры, и это выступление могло выйти шикарным. Но Фетисов уехал в США только в 32 года, после физического и морального истощения из-за борьбы с системой и ссорами с Виктором Тихоновым. Когда Фетисов дебютировал за "Нью-Джерси Девилз", он набрал первое очко в НХЛ в дебютной смене, позже — вывел команду на стабильного участника плей-офф. Только по ряду причин это был не тот Фетисов, которого мы видели на европейских площадках.
Его напарник Алексей Касатонов считает также.
«
"Мы поздновато попали в НХЛ. Нам было очень тяжело приспособиться к другому миру, к другому хоккейному миру. Это потребовало времени. Я думаю, он добился бы большего в НХЛ, если бы жил в другую эпоху".