В четверг стало известно об уходе бывшего советского фигуриста, а впоследствии тренера Гургена Варданяна с поста спортивного директора Федерации фигурного катания Венгрии. Связано ли это с доминированием экс-россиян в сборной страны и что может произойти c ними дальше — в материале корреспондента РИА Новости Спорт.
Варданян для венгерского фигурного катания человек знаковый. Он переехал работать в Будапешт еще в конце 80-х годов, и именно с ним связан главный успех страны в современный период развития этого вида спорта – победа Юлии Шебештьен на чемпионате Европы 2004 года. Правда, на нем из-за болезни не выступала главная звезда того времени – россиянка Ирина Слуцкая, но для истории, в которую вписали свое имя Шебештьен и тренировавший ее c юных лет (с небольшими перерывами) Варданян, это, как говорится, уже нюансы. Тем более достижение это не единственное – к пьедесталу различных крупных международных турниров периодически подбирались и другие спортсмены.
Но потом результаты венгерского фигурного катания стали ухудшаться. В 2018 году Варданян стал спортивным директором федерации, и чтобы было понятно, в каком состоянии он принял дела, достаточно пояснить: на Олимпийских играх того года от страны выступила только одна фигуристка – Иветт Тот, которая заняла 23-е место. Ситуацию надо было срочно исправлять, и Варданян пошел по пути, которым идут многие некрупные национальные федерации в фигурном катании, – точечной натурализации "легионеров". А то, что Россия является главным поставщиком спортсменов в этом виде спорта, далеко не секрет.
Поэтому и неудивительно, что в последующие годы несколько российских фигуристов сменили спортивное гражданство на венгерское. За олимпийский цикл под руководством Варданяна, впрочем, особых успехов венграм – как "новым", так и "старым" - достичь не удалось. Осязаемый результат показали только Юлия Щетинина и Марк Мадьяр: на чемпионате Европы 2022 года тренировавшиеся в группе Дмитрия Савина и Федора Климова в Сочи фигуристы стали шестыми в парном катании. Но на Олимпиаде им выступить не удалось: по прилете в Пекин партнер сдал положительный тест на коронавирус, и Игры для них закончились, не начавшись.
И все же нельзя не отметить работу по усилению перспектив венгерского фигурного катания, которую проводил спортивный директор федерации. Так, в минувшем постолимпийском сезоне все специалисты отметили молодую спортивную пару Мария Павлова/Алексей Святченко. Начав кататься вместе только год назад, эти фигуристы, ранее представлявшие Россию в других сочетаниях, заняли пятое место на чемпионате Европы и седьмое на чемпионате мира, причем, по словам многих экспертов, на обоих турнирах оценки спортсменов были сильно занижены.
Также показали прогресс в результатах танцоры Мария Игнатьева и Даниил Семко. Если год назад дуэт экс-россиянки и экс-украинца был 18-м на чемпионате Европы и 22-м на чемпионате мира, то в минувшем сезоне ученики Александра Свинина и Ирины Жук на европейском первенстве вошли в десятку, а на чемпионате мира стали 20-ми, отобравшись в произвольную программу. Учитывая молодой возраст спортсменов (20 и 23 года) и серьезный тренерский штаб, можно предположить, что в ближайшие годы Игнатьева и Семко способны подняться и еще выше.
В одиночном катании в руководстве венгерской федерации все эти годы предпочитали делать ставку на своих воспитанников и крупных звезд из-за рубежа не приглашали, но в итоге именно они взорвали под Варданяном информационную бомбу. Перспективная юниорка Вивьен Папп в сентябре прошлого года заявила, что хочет покинуть национальную сборную из-за того, что за Венгрию стала выступать бывшая россиянка Полина Джуманиязова.
«
"Я показывала отличные результаты, но оказалось, что страна во мне не нуждается, она нашла россиянку", - заявила Папп в интервью местным СМИ. В этих словах, конечно, было преувеличение, поскольку "отличными" 25-е место на чемпионате мира среди юниоров и 8-е и 12-е места на этапах юниорского Гран-при назвать трудно.
Дальше события стали развиваться по нарастающей. Нашлись и недовольные приходом экс-россиян Александра и Алексея Власенко в венгерское мужское одиночное катание. Местный фигурист Мозеш Береи покинул пока еще не сборную – его практически отсутствующие результаты пока не позволяют шантажировать на высоком уровне, – а клуб. Но мотивировка, озвученная в прессе, была примерно та же
«
"Для русских HUN – это просто буквы на форме, но их предпочитают спортсменам, искренне любящим свою родную страну".
А в феврале нынешнего года на свет появилось коллективное письмо родителей фигуристов-венгров, в котором Варданяна и его бывшую жену Ераньяк Ипакян, занимавшую пост в национальной сборной, обвинили в "режиме наибольшего благоприятствования", в том числе и финансового характера, экс-россиянам. Досталось и Юлии Шебештьен – ей вменили абьюз в тренерской работе.
Пожалуй, именно в этот момент судьба Варданяна на посту главы национальной федерации была предрешена. Хотя расстались с ним с опубликованной на официальном сайте организации формулировкой "по обоюдному согласию", а причин подобного кадрового решения в релизе приведено не было, опрошенные корреспондентом РИА Новости источники, знакомые с ситуацией, подтвердили – Варданяна наказали за чрезмерное количество русских в национальной сборной. Сам экс-директор венгерской федерации пока от комментариев отказывается.
Вопрос, повлияла ли текущая международная ситуация на решение освободить от работы чиновника, активно насыщавшего национальную сборную российскими легионерами, в релизе тоже, конечно, остается без ответа. Но он, впрочем, риторический – даже с учетом того, что у Венгрии политическая позиция отличается от той, что исповедует основная масса членов Евросоюза. Важнее другое - что теперь будет с экс-россиянами, успевшими получить венгерские паспорта, дальше. С этим пока неопределенность – в тренерских штабах, работавших со спортсменами, представляющими Венгрию, в том числе и на российских аренах, ничего конкретного сказать не смогли. Пока, разумеется, никаких решений нет – с момента расторжения контракта Варданяна с венгерской федерацией прошло очень мало времени.
Но не исключено, что "режим наибольшего благоприятствования" может смениться на "режим наибольшего неблагоприятствования". Что это может означать? Понятно, что венгерских паспортов экс-россиян никто уже не лишит. Но, например, федерация может отказаться оплачивать им тренировки за пределами Венгрии, а также иные сопутствующие расходы, и спортсменам придется либо искать собственные источники финансирования, либо отправляться (слово "возвращаться" тут менее уместно) на их новую Родину. В общем, будет делать все, чтобы погасить разгоревшийся конфликт.
Многое здесь будет зависеть от позиции нового руководства федерации, а она пока официально не озвучена. В принципе, вряд ли в его интересах стрелять себе в ногу, то есть искусственно задвигать тех легионеров, кто реально сильнее доморощенных фигуристов. Но практика последнего года показала, что политика способна заставить функционеров принимать дикие решения. Остается дождаться, как произойдет сейчас.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.