Все меньше их остается. Тех, кто пережил страшную ленинградскую блокаду, а после войны побеждал на спортивных аренах. В День Победы РИА Новости вспоминает историю чемпионки СССР по фигурному катанию, участвовавшей в первом для советских фигуристов чемпионате мира в Париже.
Два года назад поздравлял с 90-летием Майю Петровну Беленькую, одну из сильнейших фигуристок страны в 50-е годы. Она дважды становилась призером чемпионата СССР среди женщин, а в паре с Игорем Москвиным дважды выигрывала эти соревнования. Еще семь раз пара Беленькая/Москвин завоевывала медали всесоюзных чемпионатов. Хотя первую свою медаль ленинградская школьница получила не за спортивные достижения.
Если перейти через скверик напротив спорткомплекса "Юбилейный", то попадешь на ничем не приметную улицу, каких много на Петроградской стороне. Здесь и живет Майя Беленькая. Она провела в Ленинграде все дни блокады. "Жили мы в этом же районе, но в другом доме, - вспоминает Майя Петровна. - Его разбомбили в первые дни войны. Моя мама была управдомом, и нам предоставили жилье. Во время бомбежек школьники забирались на чердаки и тушили "зажигалки". Меня даже наградили медалью "За оборону Ленинграда". Спортивные награды были уже потом".
Заниматься фигурным катанием Майя начала еще до войны. В первые блокадные зимы, естественно, было не до спорта. Еще шли бои в окрестностях города, а в Ленинграде в 1943-м открылись катки в Центральном парке культуры и отдыха на Елагином острове и на стадионе "Искра" на Петроградской стороне. Туда и ходила тренироваться школьница Майя Беленькая.
Одним из ее тренеров был первый российский олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин. Когда он писал учебник по фигурному катанию, который стал пособием для многих поколений тренеров, для иллюстраций понадобились фотографии исполнения обязательных фигур. Лучше всех в Ленинграде их исполняла Беленькая. Да и смотрелась на фото, как зарубежная кинозвезда. В Ленинграде ее считали иконой стиля.
© из личного архива Майи Беленькой
В первых послевоенных чемпионатах Майя выступала и в одиночных, и в парных соревнованиях. Ее партнером был Игорь Москвин. "Поначалу мне больше нравилось быть одиночницей, но Москвин был опытнее и мудрее, - рассказала Майя Петровна в день своего 90-летнего юбилея. - Он предвидел, как будет развиваться фигурное катание. Мы были первопроходцами на международной арене. Поездка в Париж была тогда несбыточной мечтой для советских людей. Мы почти ничего не знали и многому учились по наитию".
Хотя первыми учителями ленинградских фигуристов были опытные пары из социалистических стран, прежде всего, чемпионы мира Марианна и Ласло Надь из Венгрии. Своей подругой Беленькая называет чехословацкую фигуристку Ярмилу Кенигову. Дружила Майя и с Людмилой Белоусовой.
Еще будучи действующей фигуристкой, Беленькая начала тренировать. Среди ее первых учеников был 15-летний Леша Мишин. Даже по тем временам он пришел в секцию поздно, но, как вспоминает его первый тренер, был просто создан для фигурного катания. "У Алексея были прекрасные прыжки, природный артистизм и особый дар общения с людьми, - вспоминает Беленькая. - Он умел думать и анализировать все, что говорил тренер, впитывал идеи, как губка. Уже тогда было видно, что из него получится прекрасный тренер".
Сам Мишин вспоминал о своем первом тренере как об обаятельной, чуткой и заботливой женщине, временами напоминавшей ему маму. Признавался, что никогда бы не стал фигуристом, если бы не попал в руки Беленькой. Хотя опроверг утверждение о том, что именно Майя Петровна уговорила его перейти в парное катание, приводя в качестве главного аргумента наличие огромного количества красивых девушек, из которых можно выбрать партнершу. Пару Тамара Москвина/Алексей Мишин создал все-таки Игорь Москвин.
Активной тренерской работой Майя Петровна занималась до 70-и лет, судила соревнования по фигурному катанию, консультировала своих учеников, многие из которых тоже стали тренерами. Вырастила двух дочек, одна из которых сейчас живет в Москве, а другая - в США. И, несмотря на огромное количество спортивных наград, главной медалью в жизни считает "За оборону Ленинграда".