Олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира, ведущий форвард легендарных ЦСКА и сборной СССР. Перед ним распахивались все двери, но в 27 лет карьера завершилась. После спорта найти себя не удалось. РИА Новости рассказывает трагическую историю выдающегося хоккеиста Александра Альметова.
На могиле Ваганьковского кладбища все просто и символично. Огромная шайба, на которой изображен спортсмен с высоко поднятой головой. И надпись — "Великий гроссмейстер хоккея".
«
"Если Саша не был бы талантом, никогда бы не сыгрался в тройке с Константином Локтевым и Вениамином Александровым. Исполнять роль распасовщика в ней многого стоило. Выдающееся и эталонное звено, — вспомнил олимпийский чемпион 1972 года вратарь Александр Пашков, игравший против Альметова. — Сашу отличал очень высокий интеллект, выдающийся игрок. Его любимое место на площадке — левая точка вбрасывания, как у Александра Овечкина. Надеюсь, Сашу и его товарищей по тройке увековечат в памяти. В этом звене каждый понимал задачу, вместе все себя ярко проявляли".
Александр Альметов (третий справа)
Альметов родился 18 января 1940 года в Киеве. Затем семья переехала в Москву, куда перевели отца, подполковника танковых войск. В восемь лет Саша увидел в столице игру чешской команды ЛТЦ против сборной СССР. Мальчик влюбился в хоккей.
Школу Александр закончил с серебряной медалью. Родители надеялись, что сын продолжит дело отца. Однако парень решил поступить в гражданский вуз. Как расстроенно говорил Давлет Альметов, ему нужен был только хоккей.
Еще в 15 лет талантливого юношу в школе ЦСКА заметил сам Анатолий Тарасов. Когда юное дарование стало совершеннолетним, тренер пригласил во взрослую команду. Сразу поставил в то самое звено с Локтевым и Александровым. В 1964 году 24-летний Альметов стал лучшим снайпером чемпионата страны. За карьеру нападающий провел 220 матчей (50 — в сборной СССР) и забросил 212 шайб. Семь раз Александр выигрывал чемпионат СССР в составе ЦСКА. Однако в 27 лет пришлось попрощаться с профессиональной карьерой.
Кто-то считает, что причиной решения стал конфликт с Тарасовым на одной из тренировок. В роковом для Альметова 1967 году Пашков пришел в ЦСКА из "Крыльев Советов".
«
"Я пришел в мае, а в августе Саша закончил играть, — рассказал спустя 56 лет вратарь. — За те три месяца, когда мы общались, он мне запомнился нормальным и веселым парнем. Игрок высокого полета, величина. А конфликт с Тарасовым? Саша позволял себе шалости, которые не нравились никому. Поэтому так быстро закончил. Был ли причиной алкоголь? Вы так и напишите — шалости. Он ведь никуда и не уходил, просто главный тренер сказал: "Саша, ты мне больше не нужен".
Три месяца провел Пашков с Альметовым в одной команде. А до того опытный голкипер часто страдал от таланта форварда.
- "Он часто бросал без подготовки, угадать или предвидеть направление шайбы практически невозможно. Не обладал высокой скоростью, но у него была своеобразная обводка в левую сторону. Ее никто не мог повторить", — до сих пор восторгается 78-летний ветеран.
«
"Перестал выносить высокие нагрузки Тарасова. Он ведь до этого был одним из лучших на чемпионате мира, а тут вернулся с лишним весом. Знаю, что Тарасов очень хотел оставить его в хоккее. В одной из книг писал: "Встал на колени перед Альметовым, чтобы тот остался в хоккее. К сожалению, не смог удержать". Саше ведь предлагали работу в ЦСКА, в другой команде. Он одно время колебался, а потом уволился из армии и все пошло по наклонной. Видимо, никто из близких не поддержал. История Саши — трагедия", — вздохнул Пашков.
Один из лучших форвардов ЦСКА в истории Борис Михайлов тоже не скупился на комплименты в адрес таланта Альметова.
«
"Игрок высокого полета, — восторженно заявил он. — Не зря тройка Альметов - Локтев - Александров была ведущим звеном сборной СССР".
Михайлов тоже сказал про отсутствие конфликта с Тарасовым, "шалости" и сделал простой вывод:
«
"Он был подвержен нарушениям спортивного режима. Вот и все".
Чемпионы СССР по хоккею с шайбой — команда ЦСКА
Спустя какое-то время после ухода Альметов пытался найти работу в прежнем клубе. Хотел даже тренировать детей, но вакансии не нашлось.
Уволившись из армии и вскоре потеряв источники заработка, Александр трудился в разных местах. Оператором котельной, инструктором по спорту, подсобным рабочим, тренером одной из фабричных команд. После развала СССР пробовал себя в коммерции. Сообщалось, что бывший спортсмен не отказывался и от подработок на кладбище — вместе с напарниками копал могилы.
«
"К сожалению, был какой-то эпизод, он рыл могилы на Ваганьковском. Время такое, тогда через это многие прошли. (Олимпийский чемпион 1956 года, двукратный чемпион мира хоккеист) Генрих Сидоренков, (вице-чемпион Кубка Европы 1964 года футболист) Игорь Численко, если не ошибаюсь. Много было известных ребят", — рассказал Пашков.
В начале 90-х Альметов в поисках лучшей доли уехал вместе со второй женой в США. За океаном тоже не сложилось. Как рассказывал его друг журналист Евгений Рубин, роковыми стали визиты Александра в известный русскоязычный район Нью-Йорка.
«
"Утром уезжал на Брайтон-Бич. Как он говорил, искать работу. В первый же вечер вернулся под хмельком. Оказывается, кто-то из эмигрантов узнал Альметова на улице, разговорились, зашли перекусить. На второй день все повторилось в точности, на третий тоже", — писал Рубин.
Спустя полгода экс-форвард в одиночестве вернулся в Москву.
Сборная СССР по хоккею
Пашков в последний раз общался с Альметовым на похоронах Ивана Трегубова. Защитник ЦСКА, чемпион мира и Олимпийских игр, которого канадцы за неуступчивость в единоборствах называли Иван Грозный, умер незадолго до ухода Александра — 1 сентября 1992 года. Трегубов был заядлым курильщиком, причиной его смерти считают рак легких.
«
"Когда умер Иван Трегубов, Саша приходил попрощаться, мы долго стояли и разговаривали, — вспомнил Пашков. — Выглядел неважно: очень располнел, была сильная одышка".
Альметов скончался от пневмонии 21 сентября 1992 года.
«
"Когда Саши не стало, с ним прощались не на хоккейной арене, а в офицерском клубе ЦСКА. Там выставили гроб, пришло немало людей, многие из тех, кто знал и играл с ним. Всем процессом прощания руководил Константин Борисович Локтев. Тот самый, бок о бок с которым Альметов начинал свой звездный путь в спорте", — поделился Пашков.
Похоронили форварда сборной СССР на 13-м участке Ваганьковского кладбища. Неподалеку от Эдуарда Стрельцова.