В пятницу издание Indian Express сообщило со ссылкой на Олимпийский совет Азии (OCA), что Международный олимпийский комитет (МОК) не допустил российских и белорусских спортсменов до участия в Азиатских играх, которые стартуют в этом месяце в китайском Ханчжоу. Корреспондент РИА Новости Спорт – о крахе надежд, которые долгое время возлагали на это событие как спортивные руководители России, так и сам МОК.
А как все оптимистично начиналось! В декабре прошлого года, когда из российских спортсменов за рубежом выступали только теннисисты, велосипедисты и игроки иностранных профессиональных лиг, именно OCA первым подал идею снять те самые "защитные меры", которыми МОК цинично называл международный бан нашего спорта. "В Азии россиянам и белорусам ничего не грозит", - такими словами организация преподнесла идею участия России в Азиатских играх. Которые, как известно, являются вторым по масштабу мультиспортивным турниром в мире после самих Олимпийских игр.
Президент МОК Томас Бах предложение Олимпийского совета Азии одобрил. Как и исполком МОК, отдельно сформулировавший в релизе тезис позитивного отношения к потенциальному участию сборных России и Белоруссии в азиатских соревнованиях, пусть и под нейтральным флагом. А в конце января OCA официально предложил российским и белорусским атлетам выступить в Азиатских играх, которые к тому же намечены с 23 сентября по 8 октября в дружественном нам Китае. Правда, при условии соблюдения текущих рекомендаций МОК, которые, как известно, предусматривают не только нейтральный статус, но и недопуск некоторых атлетов по ряду критериев – например, тех, кто активно поддерживает специальную военную операцию на Украине.
Российская сторона восприняла идею в целом позитивно. "Предложение Олимпийского совета Азии демонстрирует приверженность основополагающим принципам спорта и идеологии Пьера де Кубертена. Уже в прошлом году в России прошел ряд открытых соревнований, участниками которых стали представители Азиатско-Тихоокеанского региона. Каждый из нас заинтересован в обмене опытом, знаниями и повышением качества соревновательной деятельности среди спортсменов. Мы высоко ценим предложение OCA и продолжим взаимодействовать на благо свободного от политики спорта", - сказал министр спорта России Олег Матыцин.
«
"Самое главное то, что появилась перспектива выхода на международную арену. Исходя из открывающейся возможности выступить на континентальных соревнованиях в Азии, должны появиться четкие параметры, в том числе речь должна идти и об отборочных соревнованиях на Олимпийские игры в Париже", - отметил, в свою очередь, президент Всероссийской федерации плавания Владимир Сальников.
Эти заявления российские чиновники сделали тогда же, в конце января. Оптимизм сохранялся и через полтора месяца, когда в середине марта Матыцин посетил Китай. "Первое ожидание и надежда в том, что российские спортсмены примут там участие, а если организаторы, в данном случае китайская сторона, пригласят, то я с удовольствием приеду и приму участие в этом соревновании, - сказал министр спорта России, отвечая на просьбу рассказать об ожиданиях от предстоящих Азиатских игр. – Азиатские страны во многих видах спорта являются лидерами, поэтому это событие, считаю, будет только во благо развития как спорта в Азии, так и российского спорта и мирового спорта в целом".
Однако в начале июня, когда автор этих строк получил возможность задать вопрос о грядущих Азиатских играх президенту Олимпийского комитета России (ОКР) Станиславу Позднякову, тон комментария неожиданно оказался совершенно иным:
«
"Если мы вернемся к рекомендациям МОК, которые размещены на сайте организации в открытом доступе, то мы увидим, что в них заложен ряд политических требований, которые являются абсолютно неприемлемыми. Там четко прописано, что спортсмены не имеют права представлять ни свою национальную федерацию, ни свой национальный комитет. В этой части достаточно странно выглядит гипотетическая возможность организованного выступления на этих соревнованиях. Больше сказать не могу, до тех пор, пока ОКР не получит приглашения на это мероприятие, обсуждать предметно этот вопрос не имеет смысла", - заявил он.
Последний всплеск новостей об Азиатских играх в контексте участия россиян произошел в июле. На генеральной ассамблее OCA было заявлено, что в турнире выступят до 500 российских и белорусских спортсменов. Об этом сообщило издание Inside The Games. По информации этого же источника, спортсмены из России и Белоруссии должны были соревноваться в нейтральном статусе и без борьбы за медали. Однако турнир должен был помочь им пройти квалификацию на Олимпиаду.
В этот раз комментарии глав российских спортивных федераций были уже не столь радужными. Так, президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили выразил сомнения в том, что представители Азии дадут россиянам возможность претендовать на олимпийские квоты, количество которых ограничено. Старший тренер сборной России по спортивной гимнастике Валентина Родионенко назвала странным и неверным решение запретить россиянам и белорусам бороться за медали. Ну а подвел черту все тот же Станислав Поздняков кратким сообщением, что официального приглашения для участия в Азиатских играх ОКР не получал.
И вот 1 сентября появилась информация, что МОК не разрешил спортсменам из России и Белоруссии выступать на этих соревнованиях. Сообщившее об этом издание Indian Express процитировало руководство Олимпийского совета Азии: инициатором запрета был именно Международный олимпийский комитет. На запрос РИА Новости Спорт пресс-служба МОК объяснила такое решение "техническими причинами". Прямо как у нас – ведь эта фраза является универсальной для ситуаций, когда надо истину скрыть за ширмой.
Остается только догадываться, что скрывается за этими "техническими причинами". А они могут быть самыми разными. Например, российская сторона не согласилась участвовать в нейтральном статусе и в неполном составе – это косвенно подтверждает июньская цитата Позднякова. Возможно, Олимпийский совет Азии и согласился бы принять нас в полноправном формате – не говоря уж о друзьях из Китая. А МОК этого не захотел – и наложил вето. Причем формально соглашаться на условия МОК организаторы Игр были не обязаны. Но в нынешнем спортивном мире, увы, только те федерации, которые не хотят видеть россиян ни в каком статусе, типа Всемирной легкоатлетической ассоциации, плюют на рекомендации Баха и компании.
Крах идеи выступления российских и белорусских спортсменов в Азиатских играх, конечно, сам по себе не смертелен. Но показателен. МОК, распространяя в релизах и речах Баха высокие слова об Олимпийской хартии и недопущении дискриминации спортсменов по обладанию тем или иным паспортом, на деле оказался не способен обеспечить участие россиян и белорусов даже там, где бы их были рады видеть. Что же тогда говорить об Олимпийских играх в Париже? Получается, и туда дорога, вопреки всем заявлениям, "по техническим причинам" окажется перекрытой?