Фигурное катание
Стоять до конца! Почему бан Валиевой не означает потери золота Пекина

Россию не лишат олимпийского золота фигуристов из-за Валиевой до решения ISU

Читать на сайте rsport.ria.ru
Спортивный арбитражный суд (CAS) в понедельник объявил решение по делу о положительной допинг-пробе российской фигуристки Камилы Валиевой, которую она сдала 25 декабря 2021 года во время чемпионата России. Валиева дисквалифицирована на четыре года. Также начиная с этой даты аннулированы все ее результаты. Корреспондент РИА Новости Спорт объясняет, почему этот вердикт не означает лишения сборной России золотых медалей командного турнира Олимпиады-2022.
Итак, CAS вынес наиболее жесткий вердикт из всех возможных по делу Валиевой. Хотя варианты были. Например, учесть возраст фигуристки – на момент совершения допингового нарушения ей было 15 лет, и по Всемирному антидопинговому кодексу она является защищенным лицом, что означает особую ответственность ее окружения. Говоря простым языком – даже если прием запрещенного препарата был умышленным, Камила делала это явно не самостоятельно и не по собственной инициативе. Но Валиеву CAS наказал, приняв версию о целенаправленном применении допинга – но ни слова не сказал о тех, кто неизбежно должен был ее этим допингом обеспечить.
Подобное наказание было бы невозможным, если бы сторона Валиевой сумела обосновать версию о случайном попадании триметазидина в организм. Во Всемирном антидопинговом кодексе отдельно прописано, что в отношении защищенных лиц санкция может даже в случае халатности спортсмена ограничиваться предупреждением – или максимум двумя годами дисквалификации. Первый вариант предлагало Российское антидопинговое агентство (РУСАДА), подав апелляцию на решение своего же дисциплинарного антидопингового комитета (ДАК), не нашедшего в действиях Камилы вообще никакой вины. Со вторым вариантом были согласны юристы самой Валиевой – при условии сохранения в силе всех ее результатов.
Но панель CAS в составе американца Джеффри Мишкина, француза Матье Мезоннева и представителя Великобритании и Австралии Джеймса Дрейка не приняла во внимание доводы ни РУСАДА, ни Валиевой, лично выступавшей в суде. Как того требовали Всемирное антидопинговое агентство (WADA) и Международный союз конькобежцев (ISU), Камила дисквалифицирована на четыре года начиная с даты взятия положительной пробы – 25 декабря 2021 года. Все ее результаты, показанные с этого момента, аннулированы. Согласно вердикту, она должна вернуть все медали и призовые.
"Будь они прокляты, свиньи поганые": Россия в шоке от наказания Валиевой
Полной мотивировочной части в опубликованном решении CAS нет, но вкратце приводится его обоснование. "Для того чтобы срок дисквалификации в четыре года, предусмотренный российскими антидопинговыми правилами, был сокращен, Валиевой требовалось доказать, с точки зрения баланса вероятностей, что она неумышленно допустила допинговое нарушение... Внимательно изучив все свидетельства, панель арбитров пришла к выводу, что Валиевой не удалось доказать эту непреднамеренность", - в частности, говорится в вердикте.
Также в решении CAS отмечается, что "согласно российским антидопинговым правилам, бремя ответственности за допинговое нарушение у взрослого спортсмена и защищенного лица одинаковое, если защищенному лицу не удалось доказать, что нарушение не совершено умышленно. В связи с этим было установлено, что нет никаких возможностей для сокращения четырехлетнего периода дисквалификации".
Однако в вердикте CAS нет ответа на один из главных вопросов, который беспокоит многих – и в первую очередь фигуристов из четырех стран, ожидающих окончательного распределения медалей олимпийского командного турнира. Сборная Олимпийского комитета России (ОКР) с Валиевой в составе завоевала золото в Пекине-2022, и, как подчеркивается что в заявлении CAS, что в последующем комментарии WADA, решение о судьбе этих наград должна принять международная федерация, отвечающая за проведение соревнований – а именно Международный союз конькобежцев.
И здесь возникает множество вопросов, которые уже неоднократно обсуждались в экспертном сообществе. Главный таков: означает ли дисквалификация Валиевой то, что набранные ею очки в командном турнире должны быть вычтены из результата сборной? Логика здесь совершенно не очевидна. Возможно, кому-то кажется, что должны. И тогда российская команда окажется на четвертом месте, а медали достанутся, соответственно, американцам, японцам и канадцам – последние опередят нас на один балл.
Но во Всемирном антидопинговом кодексе прописано следующее: "Если более двух членов команды в командных видах спорта нарушили антидопинговые правила во время спортивного мероприятия, то организатор должен наложить соответствующую санкцию на команду". Здесь можно вспомнить историю со сборной Бразилии по волейболу на Олимпийских играх в Токио. Доигровщица команды Тандара Кайшета была дисквалифицирована за допинг, причем она внесла заметный вклад в достижения сборной. Но результат команды как раз по положению Всемирного антидопингового кодекса аннулирован не был.
В США назвали дисквалификацию Валиевой победой американских спортсменов
О том же, как расценивать командный турнир в фигурном катании, в его регламенте не написано ничего – как и о том, что делать, если один из членов сборной подвергается дисквалификации. А доводов в пользу того, что конкретный случай с Валиевой не должен приводить к лишению сборной медалей, можно привести много. Например, во время Олимпиады – как и требуется положением кодекса – Камила сдала отрицательную допинг-пробу, то есть выступала чистой. Вина в задержке в информировании о положительной пробе полуторамесячной давности лежит на стокгольмской антидопинговой лаборатории, что ранее подчеркивал тот же CAS. Если бы о допинге в организме Валиевой стало известно до начала командного турнира Олимпиады, в составе бы выставили бы Анну Щербакову или Александру Трусову – и результат, если исходить из здравого смысла, был бы тем же.
Именно к здравому смыслу апеллирует министр спорта России Олег Матыцин. "Решение о судьбе золотой медали в командном турнире Олимпийских игр примет Международный союз конькобежцев – призываем его быть независимым и непредвзятым", - отметил он в своем заявлении. Но если ISU награды у российских фигуристов отнимет – очевидно, что есть все юридические основания обратиться по этому поводу в CAS. Сделать это должен будет ОКР – поскольку команда на Играх в Пекине представляла именно эту организацию. А о том, что командное золото фигуристов ОКР будет защищать до конца и в том числе в CAS, заявлял еще во время Олимпиады-2022 президент ОКР Станислав Поздняков. Каковы бы ни были шансы с учетом политической ситуации – стоять до конца надо как минимум для того, чтобы потом не сожалеть о нереализованной возможности.
Что касается дальнейшей судьбы самой Валиевой, то она примерно ясна. Срок ее дисквалификации закончится 24 декабря 2025 года, а не 25-го, как говорилось в ряде источников – в зачет должны пойти одни сутки ее временного отстранения, которое 7 февраля 2022 года во время Олимпийских игр в Пекине было наложено РУСАДА и которое на следующий день отменил дисциплинарный антидопинговый комитет. В последнее время Камила неоднократно говорила, что хочет для себя долгой карьеры в спорте. Если не передумает – год и без малого девять месяцев она может тренироваться частным образом, а последние два месяца перед окончанием "бана" - полноценно. Также все это время фигуристка может выступать в коммерческих шоу, не субсидированных государственным или муниципальным бюджетом.
Безусловно, решение CAS по Валиевой жестокое и по своей сути несправедливое. Об этом говорят даже те, кто хотели ее наказания. Даже стабильно поливающий грязью российский спорт глава Американского антидопингового агентства (USADA) Трэвис Тайгарт выразил жалость по отношению к юной спортсменке, которая, по его мнению, стала жертвой системы.
Но Валиеву не зря неоднократно называли уникальной фигуристкой. Она всегда была способна сделать то, что никому не под силу. И если Камила пройдет этот путь и 25 декабря 2025 года выйдет на лед для участия в чемпионате России (уверен, что федерация организует турнир в такие даты, чтобы это было возможно), то окончательно и бесповоротно подтвердит свое величие.
"В один момент опускались руки": Валиева — о будущем и правоте Тутберидзе
Обсудить
Рекомендуем