ПроектыЗакрыть

Сезон в фигурном катании в разгаре, а женское одиночное катание насыщено непредсказуемостью. Уже всем понятно, что поток сюрпризов движется через европейское первенство на чемпионат мира в Америку из России. Каждая из россиянок уже прошла треть пути. Кто дойдет до конца? И кто готов остановиться?

 

Туктамышева ходит в одиночку

 

Девчачьи схватки ныне, по сути, проходят в трех категориях. Первая: резвое, практически безошибочное катание в борьбе на грани одной какой-нибудь помарки на риттбергере от 16-летних Елены Радионовой и Евгении Медведевой. Вторая: спотыкающиеся с тревожным взглядом олимпийские чемпионки Юлия Липницкая и Аделина Сотникова. А третья категория – это Елизавета Туктамышева. Как в ходившем когда-то анекдоте про сборную Украины начала 2000-х годов с тремя амплуа одиннадцати футболистов: было у "жовто-блакитных" амплуа защитника без конкретизации профиля, амплуа опорного полузащитника, которым наделялись человек шесть-семь, и амплуа "Андрей Шевченко".

С конца и начнем. Туктамышева, в отличие от Шевы, не претендует на незыблемо главную роль, пока она даже не лидер стаи и периодически играет в догонялки на разных турнирах: срывает короткую программу, а потом с героическим сюжетом закрывает произвольную, устраиваясь с букетом на пьедестале. Она скорее борется, чем катается, причем сама с собой и своими прокатами.

Елизавета Туктамышева
© РИА Новости. Павел Лисицын Перейти в фотобанк
Елизавета Туктамышева
После седьмого места в короткой на этапе Гран-при в Канаде заслуженный тренер России Виктор Кудрявцев заметил, что фигуристка "не выкатала еще программу". Это же понимал и ее тренер Алексей Мишин, а когда ляпы в короткой закончились пятой позицией в Бордо, "Кармина Бурана" была заменена на проверенное чемпионским сезоном "Болеро".

В сезоне-2015/16 Туктамышева ходит в одиночку. Только Мишин в кепке за ней по-отечески наблюдает и хвалит ее при каждом удобном случае, откашливаясь при вопросе о минусах. Специалисты видят отсутствие связок у Лизы, на что Мишин, шутя, но не улыбаясь, парирует: "Связей у нее полно".

Действующая чемпионка мира даже на этапе Гран-при не смогла толком сойтись с внутренней конкуренткой Липницкой: обе "размялись" в короткой программе во Франции, а произвольной не состоялось из-за известных событий.

Кажется, что нет у Туктамышевой четкой победоносной линии и есть, как выразился тренер Рафаэль Арутюнян, "технический перекос", но есть именно что пахота и борьба – стиснутые зубы, прямая осанка и тройной аксель, смысл которого совсем не в докрученности, а в вере в него. И с этим багажом Лиза прет, а не скользит, и Мишин разговорам о балансе предпочитает планы по второму акселю в 3,5 оборота в произвольной.

Прагматик, воспитавший не одного олимпийского чемпиона, с жалостью смотрит на великого, но не достаточно прыгающего Патрика Чана, вызывающего театральный восторг и спортивную снисходительность. "Чан для меня по своему обаянию - фигурист номер один. Но парочка даже корявеньких четверных Ханю приведет к победе японца", - сказал Мишин перед Финалом Гран-при.

 

Новое платье, новый тренер Липницкой

 

Липницкая уверенно перемещалась по пошарпанной и серо-желтой подтрибунке интересного по архитектуре, но провинциального по состоянию ледового дворца Meriadeck в Бордо. Глаза ее не бегали вокруг, поглядывали прямо, но взгляд не задерживался. С букетом она возвращалась уже после первой тренировки, в то время как соперницам, пока более успешным, были положены лишь аплодисменты десятка рук. Секундная улыбка появилась на лице Юли, когда она увидела Максима Транькова, рассказывающего корреспондентам "Р-Спорт" о понижении своих амбиций.

Она приехала во Францию с неимением никаких шансов на Финал и даже неимением тренера, которого она поменяла почти одновременно с платьем для короткой программы, но не чувствовала себя обделенной. Эти обстоятельства ее не печалили: место Этери Тутберидзе занял плюшевый медведь, и только потом – Алексей Урманов, а от комментария, почему оно так происходит, фигуристка отказалась и ретировалась в лифте.

Виталий Мутко и Юлия Липницкая
© РИА Новости. Александр Вильф Перейти в фотобанк
Виталий Мутко и Юлия Липницкая
"У нас, видимо, из крайности в крайность: либо ярко по-детски, либо взрослое, более темное - черное. Много было положительных отзывов, в основном, от болельщиков, но было много и отрицательных. Поэтому решили, так скажем, сделать строго и со вкусом", - рассказывала Юля про вещевую обновку.

На московском этапе Гран-при она хлопала соперницам, общалась с Виталием Мутко. Кому-то показалось, что они вместе с министром приехали в Лужники. "А, уже так? Две минуты поговорили", - выразила недоумение спортсменка. В остальное время олимпийская чемпионка в командных соревнованиях сочинских Игр выступала на льду, приноравливалась к непрочувствованной ею музыке Элвиса Пресли.

Марина Зуева, перед тем как поставить ей программы, спросила Липницкую, есть ли у нее чувство юмора. И после одобрительного кивка появилась композиция Devil In Disguise ("Дьявол под прикрытием"). "Я не понимала в то время, как меня будут оценивать, - вспомнила она начало сезона. - Как меня воспримут. Не могла расслабиться, но сейчас знаю, что программа нравится, она "вкатана".

"В начале моей программы поется про ангела, а потом - дьявол. Начинается такая тема, которая требует раздвоения личности", - заговорила она почти философски, даже еще добавила, что по гороскопу она - близнецы. "Мне это близко", - это был финальный аккорд.

 

Сотникова и прокат "на троечку"

 

Катание Липницкой провоцировало ощущение торжества борьбы над творчеством. Подобные чувства возникали и при прокатах Аделины Сотниковой. Репортеры информагентств вглядывались в нее на тренировках и пытались прочесть по глазам: "Не снимается ли?". Олимпийская чемпионка боролась с прыжками, страдала под произвольную Je suis malade с надрывным вокалом Лары Фабиан и, думается, просто спасалась от перенапряга в заводном латиноамериканском танце в короткой. Сама Сотникова призналась, что поначалу не хотела принимать "латину", но убедил хореограф Петр Чернышев.

Аделина Сотникова (Россия)
© РИА Новости. Владимир Песня Перейти в фотобанк
Аделина Сотникова (Россия)
Сотникова, пожалуй, осторожнее других прощупывает текущий сезон. Ее катание то было недостаточно качественным на фоне шикарно откатавшей произвольную Анны Погорилой в Саранске, то совсем провальным, как в Загребе, то просто было, как в Москве. "На троечку", - подтвердила сама фигуристка.

На домашнем этапе она осталась без заболевшего тренера Елены Буяновой, отсутствие которой после недавнего "трансфера" Липницкой навело на некоторую подозрительность. Чернышев, поддерживавший Сотникову у борта, несколько растерялся при вопросе о причинах неприезда Буяновой на Малую спортивную арену. Но хореограф Аделины Ирина Тагаева тут же разрядила ситуацию, наверное, неумышленной неправдой: "Вечером она будет". Не было.

- Представьте, вы десять лет выходите рядом с мамой, а потом, бац – ее нет, - поделилась с прессой Сотникова после проката.

- Но мама ваша сидела на трибуне.

- А второй-то не было. Елена Германовна мне как вторая мама.

 

Медведева и разум

 

Медведева и Радионова, несмотря на школьный возраст, совсем не выглядят стандартными отличницами, которые зубрят до часу ночи учебник, а на утро палят знаниями как из пулемета, без излишних обдумываний. Каждая из них способна не ошибаться в решающие моменты благодаря умению думать, и именно эта способность оставляет за бортом многих конкуренток.

Евгения Медведева
© РИА Новости. Владимир Песня Перейти в фотобанк
Евгения Медведева
Кто-то из уважаемых тренеров говорит, что девчонки пока маленькие, что ноги у них тянутся лучше, а тело в тройном прыжке взмывает как с пропеллером на плечах, но свои первые места они завоевывают с разумом. Причем индивидуальность мысли пробивается даже сквозь умение говорить "правильно".

Радионова, может быть, более чувственная, она плачет под "Титаник" Селин Дион в самом конце произвольной, но неизменно сохраняет контроль над собой. "Можно было сложить ручки и просто прыгнуть "3-2", - вспомнила она Финал Гран-при, в котором ее не могло порадовать ничего, кроме золота. - Но я сделала "3-3" во второй половине программы". Она добилась бронзы и расстроилась.

Медведева сентиментальность тщательно скрывает, реагируя полными ответами, на которые не способно большинство ее коллег-спортсменов даже из числа тех, кто вдвое старше этой героини сезона:

"Я даже не могу себе представить, как это - чувствовать себя звездой. Мне кажется, что если так думать, то опускать себя на ступеньку ниже";

"Мне пока рано сравнивать, но не думаю, что у побед бывает побочный эффект. То есть привыкание. Планки-то все время повышаются";

"Для меня победы никогда не были грузом – только мотивацией. У меня нет ощущения, что я должна, есть понимание, что я могу. И это помогает";

Как настоящий образ в фигурном катании передается коньком, так и мысль Медведевой отображается в ее скольжении. Видящая многое Татьяна Тарасова не случайно поделилась "уверенностью за ее элементы" во время проката. Этот 16-летний человек делает то, о чем думает. И когда он все-таки ошибется, наверняка все взвесит вновь и придет к разумному решению.

В этой статье:

По теме:

Загрузка...

Наверх
Авторизация ×
    Производя регистрацию на сайте, вы тем самым выражаете свое согласие на обработку и использование своих персональных данных
    Регистрация ×
      Производя регистрацию на сайте, вы тем самым выражаете свое согласие на обработку и использование своих персональных данных
      Восстановление пароля ×
        Восстановление пароля ×
          Авторизация ×
          Произошла ошибка при взаимодействии с сервисом. Пожалуйста, повторите попытку.
          Авторизация ×
            Здравствуйте, ! Для завершения регистрации, пожалуйста, заполните поля:
            Авторизация ×
              Удаление подписки ×
              Вы уверены, что хотите удалить из отслеживаемого: