Двукратный олимпийский чемпион Евгений Плющенко во вторник дебютировал в качестве тренера на соревнованиях. Событие это по времени практически совпало с новостью о пропуске сезона другой фигуристкой специалиста – Аделиной Сотниковой. В разговоре с корреспондентом агентства "Р-Спорт" Анатолием Самохваловым Плющенко ответил, что готов раскрыть то, что опровергнет все домыслы по поводу надуманного характера травмы Сотниковой, на чем основана вера в ее дальнейшие перспективы и что она должна сделать, чтобы Плющенко от нее отказался.
Сотникова будет лечиться в Германии
- Очень многие не верят, что реальная причина пропуска сезона Аделиной – травма. Склоняются, что это очередная пиар-акция.
- Это просто исключено, никакого пиара мы не собирались делать, не делаем и не будем делать на этом. Аделина пока не хочет ничего комментировать, но я думаю, что заключение врачей по ее диагнозу мы можем продемонстрировать. Это можно сделать открыто. Дело в том, что Аделина пришла ко мне с готовностью полноценно тренироваться. У нее был лишний вес, и мы начали его сгонять, после чего произошла травма. Мы ездили в шоу в Японию, на одном концерте она прыгала, а все остальные дни мы провели без прыжков. На шоу в Италии она тоже выступала без прыжковых элементов.
Пропуск сезона-2017/18 Сотниковой не означает завершения ее карьеры – Плющенко >>>
Знаете, мне тоже многие не верили, вернусь ли я в спорт, не вернусь… Была ли операция… Злых людей очень много. Успешных вообще не любят. На днях я сказал Аделине: "Нам надо доказать, что мы в спорте. Восстановить здоровье и силы". И, может быть, в этом даже сезоне выступить на каких-то маленьких соревнованиях.
- В этом сезоне?
- После Олимпиады, но в этом сезоне все же вряд ли. Скорее в следующем. И далее подготовиться к большим стартам. Она мне ответила, что готова. И я вам скажу, что она готова головой, готова морально, и у нее есть большое желание выступать. Сейчас же первое, о чем мы думаем - залечить травму. Я вам уже говорил, что диагноз был поставлен неверно. Вначале врачи диагностировали растяжение связки, а на деле оказался чуть ли не надрыв. И перелом в ступне маленькой косточки. Сейчас я жду МРТ и отсылаю его своим врачам в Германию. Знакомым мне людям. После чего отправлю Аделину лечиться туда же, в Германию.
- О периоде восстановления говорить рано?
- Очень рано.
- Многие, кстати, говорят, что происходящее с Сотниковой – это копия того, что происходило с вами. Вначале было грандиозное намерение, потом откладывание. Я сам, не зная, естественно, вашей ситуации изнутри, реально склонялся к тому, что вам выгодно оставаться де-факто действующим спортсменом и это позитивно влияет на продвижение ваших шоу-проектов.
- Полная ерунда. Для этого мне оставаться в спорте было вообще ни к чему. За свою карьеру я получил годовую дисквалификацию после Олимпиады 2010 года, потому что у нас были не очень хорошие отношения с федерацией и я, можно сказать, получил дисциплинарное наказание. Потом я вернулся в спорт, ушел из него, затем вновь вернулся. Вы знаете, если б то, о чем вы говорите, было пиаром, я вообще не возвращался бы в спорт. Я бы ушел и крутил бы тему "вернусь, вернусь, вернусь", но не возвращался бы. Но я вернулся и выступил с сумасшедшей травмой после операции.
Постсочинский синдром: где все герои "Айсберга"? >>>
Аделина, посмотрев на меня, пришла и сказала: "Ты знаешь, как восстанавливаться и возвращаться в спорт. Я хочу с тобой тренироваться". Я ответил: "Окей, нет никаких проблем, хорошо". Да, в этом году не получилось, но ничего страшного, она молодая девка еще! Может кататься сколько угодно. А по поводу того, что я оставался в спорте ради пиара шоу… Да полная чепуха! Я тридцать лет в спорте, моего имени достаточно, чтобы быть успешным в шоу.
Зачем я буду дурачить людей?
- Почему тогда сразу не успокоились и не закончили?
- Потому что у меня было желание откататься на пятой Олимпиаде. Я поставил цель – добиться рекорда, чтоб вообще никто этого не повторил. Но у меня не получилось. Но мечта ведь была! Я жил ей, она такая классная, эта история. Суперистория, нереальная. Но когда я начал прыгать аксель в три с половиной оборота, прыжки в четыре оборота, к сожалению, 15 операций напомнили о себе. Пятнадцать! Спина не позволила, и я принял решение уйти. И я сделал это без всякого пафоса, как многие. Без эпических шоу с плачем на сцене. Кто-то в таких случаях рыдает на публике, а я просто начал новую жизнь. Открыл школу, воспитываю спортсменов с нашими прекрасными тренерами, у меня продолжаются шоу – "Щелкунчик" – 23 шоу, "Снежный король" - 6, скоро аншлаги по Европе – будет 10 концертов, в Японии – 42.
- Солидно.
- Все хорошо.
- Когда наступил момент, когда поняли: "Все, не могу"?
- Провел рядовую тренировку, зашел в раздевалку, сел на скамейку и… не смог разогнуть спину. Прихватило. Посмотрел в зеркало и спросил себя: "Зачем?". Зачем я буду дурачить людей? Я мог бы тянуть эту историю и говорить, что буду готовиться к Олимпийским играм, но в тот момент я перестал в это верить. "Все, спорт в моей жизни завершен", - признал я и объявил о начале тренерской карьеры.
Виталий Мутко: негатива в адрес Сотниковой и Липницкой быть не должно >>>
- Сотникова была нужна вам в качестве эдакого держака, топ-фигуры?
- Это она пришла ко мне, а не я за ней. Я ни в коем случае никого не переманивал, не просил, не умолял. Она мне позвонила и сказала: "Жень, я хочу с тобой встретиться". Я ответил: "Приезжай ко мне в школу". Потом она произнесла те самые слова.
- "Ты знаешь, как восстанавливаться и возвращаться в спорт. Я хочу с тобой тренироваться"?
- Да, но я обозначил свое условие. Если ты готова тренироваться в полную силу, давай работать. Вот и весь разговор.
- Вы удивились, когда она пришла к вам с такими словами?
- Нет. Она участвовала в моих шоу, и я видел ее настрой. Понимаете, даже по шоу видно, спортсмен перед тобой или собственно просто актер. Я разговаривал с ней на темы будущего тогда, и она твердо говорила: "Я буду продолжать спортивную карьеру". Я говорил ей: "Это очень сложно. Безумно сложно". Но она все равно стояла на своем. А сейчас я ей открыто сказал: "Аделина, главное, чтобы наше намерение пропустить лишь этот сезон, не осталось на словах. Нам надо выйти и соревноваться в следующем году. Пускай мы будем начинать с маленьких соревнований. Я же тоже с них начинал, где-нибудь в Риге. А потом уже до больших дойдем". Я прекрасно знаю, как готовиться в той ситуации, в которой оказалась Аделина. Но вокруг нас много злых языков.
- Особенно в нашей стране.
- Да, особенно в нашей. И все они "профессионалы", знающие больше нас. Я в своей школе открыл доступ родителям на тренировку, так, я вам скажу, что родители знают больше, чем тренер. В технике, в хореографии - везде родитель знает больше меня. Смотрят, руководят, управляют своим ребенком. Но мы это стараемся сразу пресечь.
- Тренеры вообще-то ограничивают посещение родителями тренировок детей.
- У меня такого желания нет. Пусть смотрят. Пока.
"Ледниковый период" шел Сотниковой во вред
- Я так понял из вашего объяснения, что Аделину во время сотрудничества в шоу вы пытались вывести на ответ, действительно ли ей нужен спорт?
- Да, я пытался это понять для себя. Профессиональный спорт – это ведь полный режим. Ходишь только на тренировки и больше никуда. Когда Аделина уже оказалась у меня, она осознавала необходимость тотальной концентрации на спорте.
- Как вы думаете, после такой востребованности в шоу, различных рекламных проектах ее реально было вернуть на лед именно для качественной спортивной подготовки?
Юля и Аделина. Почему они уходят >>>
- Придется ей ради этого от чего-то отказываться?
- От всего.
- От всего того, что есть у нее сейчас?
- Конечно. Ни на шаг вправо, ни на шаг влево она не имеет права. Если ты в спорте, то у тебя утренняя тренировка, отдых, дневная тренировка, отдых, вечерняя тренировка, отдых. Все. Весь выбор.
- Эта травма голеностопа не склоняет ее к тому, чтобы угомониться?
- Нет, я по-прежнему наблюдаю у нее огромный настрой.
- Мне так и не удалось записать с ней интервью. В очередной раз она отказалась от комментариев на балу олимпийцев в декабре прошлого года. Но я ей почему-то крикнул: "Возвращайтесь". И она ответила: "Обязательно".
- И она не лукавила. Настрой у нее был потрясающий. Но чтобы ей выйти на прежний уровень, нужен год полноценной правильной подготовки. Год, и она сможет конкурировать с теми девочками, которые сегодня на виду.
- Для прежнего тренера Сотниковой Елены Буяновой стал сюрпризом ее уход в телепроект Ильи Авербуха "Ледниковый период".
- Я думаю, у спортсмена и тренера было какое-то недопонимание, потому что тренер должен, конечно, быть в курсе всего, что происходит со спортсменом. Если у них был запланирован спортивный сезон, то никаких "ледниковых проектов" не должно было быть. Шоу в таких случаях должны быть сведены до минимума. И то, катать на них нужно не показательные номера, а короткую и произвольную программы. Тогда это будет идти в "плюс". А "Ледниковый период" ей шел во вред.
- Если Сотникова придет к вам и скажет: "Я хочу принять участие в телепроекте"?
- Тогда я полностью откажусь от тренерской деятельности со спортсменкой.
- Во вторник вы дебютировали на соревнованиях в качестве тренера. На первенстве Москвы среди юниоров выступила Ксения Панкова. Довольны ею?
- У вас также выступает 18-летний Владимир Самойлов. Зачем вам зрелый, можно сказать, по меркам фигурного катания спортсмен?
- Слушайте, я беру всех, кто к нам приходит. Володя сейчас запрыгал четверной флип, он владеет четверным сальховом. Эти прыжки он вставляет в произвольную программу. Почему я должен его не взять? Единственное, нет у него стабильности, но он катается у меня только месяц, и за это время он выучил флип в четыре оборота. Мне кажется, это неплохой результат.
Ускользающая красота: чемпионки Олимпиады Липницкая и Сотникова прощаются со спортом >>>
- Кто-то долгое время не может приспособиться к тренерству. Как вы себя ощущаете в этой роли?
- Я только начал, и мне это нравится. У меня должно получиться. Я в своей стихии, для меня ничего не поменялось.
- От чего вам самому придется отказываться?
- Ни от чего.
- Как? Аделине от всего, а вам - ни от чего?
- Я достаточно много разъезжаю по шоу, а на месте остаются мои тренеры. У нас очень сплоченный коллектив, и я ему очень благодарен. Когда я в России, я тренирую сам, когда нет - смотрю тренировки по камерам, которые передают изображение на мой смартфон. А потом по скайпу общаюсь со спортсменом. Кстати, на шоу в Казахстан я взял Ксюшу Панкову, она у меня там выступала и тренировалась. В этом году я ничего менять не собираюсь, выступлю практически во всех запланированных мероприятиях.
- Неужели отдаленно можно влиять на подготовку спортсмена?
- Ну вроде бы результат есть. Посмотрим, что будет завтра.