Главный тренер мужской студенческой сборной России по хоккею на траве и многократного чемпиона страны казанского "Динамо" Араик Маргарян в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Ильдару Сатдинову рассказал о проблемах подготовки к Универсиаде в Казани, оценил уровень соперников на групповом этапе, а также заявил, что нынешний турнир студенческих команд может преподнести сюрприз.
- Первый матч вашей команды на Универсиаде состоится уже менее чем через неделю – восьмого июля против сборной Италии. Расскажите, как проходила подготовка к турниру.
- С 22 по 25 июня мы приняли участие в "Турнире четырех" в Электростали, где нашими соперниками были команды Белоруссии и Чили (сборная Московской области выступала вне зачета). Вот и вся наша подготовка к Универсиаде, к такому историческому соревнованию - всего четыре дня. В таких условиях я был нужен нашей команде больше в роли психолога, чем тренера, потому что игроки смотрели на меня с такими горящими глазами, как, осмелюсь это назвать, футболисты сборной России на Гуса Хиддинка. В итоге мы удачно использовали этот настрой и заняли первое место на турнире. В тренерском деле самым большим искусством является умение оптимально использовать материал.
- То есть особых условий, сборов для подготовки к Универсиаде у студенческой сборной России по хоккею на траве не было?
- Не было. Я благодарен руководству Республики Татарстан за то, что начиная с 2011 года, мы привели человек пятнадцать из разных регионов России в вузы Татарстана для того, чтобы они смогли играть. За почти три года с тех пор, как меня назначили главным тренером студенческой сборной, я обращался в Федерацию хоккея на траве России, в Российский студенческий спортивный союз, в Министерство спорта России. Увы, встречных движений не было. Нельзя научиться плавать, если бассейн пустой. В итоге я добился только трех товарищеских матчей. С моей точки зрения, мы должны были провести три-пять учебно-тренировочных сборов в год, и за все время подготовки к Универсиаде сыграть порядка 25-35 международных матчей высочайшего класса.
- Как формировался состав в таких условиях? Все ли сильнейшие собраны в вашей команде?
- Изначально в расширенном списке у нас было 56 игроков, из которых в окончательный попали восемнадцать: девять хоккеистов из казанского "Динамо" плюс тренерский штаб из пять человек, четыре - из екатеринбургского "Динамо" и пять из Москвы и Подмосковья. Я выезжал в регионы, просматривал ребят в матчах чемпионата России. На мой взгляд, это оптимальный состав из тех ребят, что я увидел со стороны. При всем ранее сказанном, я бы не рискнул утверждать, что у нас плачевная ситуация. Я видел, как ребята выкладывались на "Турнире четырех", как работали. Все, что я говорил им, они схватывали налету. По характеру я максималист - ни себе не даю покоя, ни игрокам.
- Какая задача на Универсиаде стоит перед вашей командой?
- Министерство спорта России поставило задачу выйти в финал.
- Как думаете, по силам ли выполнить ее?
- Сейчас сложно оценивать свои шансы. Будем надеяться на себя и отчасти на его величеству Удачу. Помните, как на футбольный чемпионат Европы-1992 попала сборная Дании? По сути, они оказались там случайно, в последний момент, а в итоге стали чемпионами. Если удача также будет на нашей стороне, то мы сможем оправдать все усилия, которые приложил Татарстан для проведения Универсиады.
- На групповом этапе вашими соперниками будут команды Италии, Польши, Малайзии и ЮАР. Серьезные ли противники достались сборной России?
- Пока неизвестно, насколько составы студенческих команд этих стран отличаются от их основных. В ближайшие дни я буду посещать все тренировки наших соперников по группе. Вчера я наблюдал за занятиями сборной Японии, которая выступает в другой группе. В целом же я доволен общей жеребьевкой команд на турнире. Восьмого июля мы начинаем матчем с Италией, а десятого – игра с Малайзией. Очень сложный матч предстоит, все-таки малазийцы по рейтингу намного выше нас. Труднее придется на следующий день, 11 числа, так как наш соперник ЮАР накануне будет отдыхать. Они со свежими силами выйдут на нас, "наевшихся" в игре с Малайзией. Но ничего, мы постараемся "проскочить" этих противников в любых условиях.
- Универсиада – все-таки менее статусное соревнование, чем Олимпиада. А что для вас значит участие в турнире студенческих сборных?
- Для меня большая честь возглавлять нашу студенческую команду. Как можно было не пойти в эту сборную и не участвовать в Универсиаде в Казани, когда Татарстан живет и процветает? Я маленькая частичка этого региона, страны, и предан родине. Если своим скромным трудом я смогу внести какую-то лепту, я буду очень горд.
Да, сейчас многие говорят, что на Универсиаду приезжают слабые команды. Но это все относительно. У нас, может быть, не самая сильная команда, потому что всего шесть клубов участвует в российской суперлиге. В других же странах, где развит хоккей на траве, их значительно больше, как и условий для подготовки. Скажем, в Голландии есть 790 полей, а у нас всего-то пять, а лицензированных - два. Вот в другой группе на Универсиаде будет участвовать Германия. Думаете, она будет слабая? У них существует такой выбор, что из немцев можно набрать более десяти таких команд, как наша. Конечно, студенческая сборная Германии слабее своей национальной, но в рамках Универсиады они намного выше других, так как у них серьезная конкуренция. Мы формируем состав, выбирая из 80 игроков, а они - из 7-8 тысяч.
- То есть безоговорочный фаворит в Казани – сборная Германии?
- Знаете, Универсиада, как и Олимпиада, может преподнести сюрприз. Удачное выступление команды основывается на двух критериях - голова тренера и самоотдача игроков. Самоотдача наших ребят будет на высочайшем уровне, я в этом уверен. С психологией у нас проблем не должно быть, тут мы вытащим. Самое главное для нас удачно провести первые два матча турнира, они будут ключевыми для нас. А там уже посмотрим, у кого какие шансы.