Рейтинг@Mail.ru
Раввин Эли Рисс: мне говорят, бренд "Биробиджан" отжил, пора закрывать - РИА Новости Спорт, 29.02.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Раввин Эли Рисс: мне говорят, бренд "Биробиджан" отжил, пора закрывать

Читать в

Корреспондент агентства "Р-Спорт" Анатолий Самохвалов, прибыв на берега Биры в таинственную Еврейскую автономную область, запасся иронией, одел кипу и вовремя срулил с запорошенного мокрым снегом пути эстафеты олимпийского огня. Он отправился греться в синагогу, в гости к Эли Риссу.

Упала кипа, упала на пол

Когда зашел в синагогу, упала кипа. Прямо на пол, правда, чистый. - Не с теми мыслями пришел, - каюсь перед  раввином. – Точно, со спортивными, надо прибить ее к голове маленьким гвоздиком, - отвечает Эли Рисс, балагур с бородкой и четкими, нестандартными убеждениями сохранения еврейства там, где, казалось бы… "Отжил бренд, - передаст потом Эли слова неких советчиков. - Да-да, мне так и говорят: "Закрывайте этот бренд, вы просто делаете на нем деньги".

Но начинаю я с дурацкого вопроса, не извиняясь.

- Эли, хорошо еврею в Биробиджане?

- Ха-ха, хорошо. Это когда пистолет к виску тебе приставляют и спрашивают: "Хорошо ли тебе живется, друг?" При советской власти все было хорошо и красиво. С пистолетом у виска. Сейчас на самом деле очень хорошо. Мне кажется, что наш город - единственный спокойный, здесь нет серьезного антисемитизма, и нож в спину здесь не воткнут. Здесь нет грубости. Идешь ты утром или вечером, встречный с тобой не остановится и не поговорит, но если что-то и скажет, то только "шалом". Город маленький, 76 тысяч жителей, много конфессий, приходится жить мирно. В общем, евреям в Биробиджане живется хорошо, но хотелось бы лучше.

- Еврейская АО – образование искусственное.

- Искусственное.

- Так что еще вас связывает с этими местами при том социальном развитии Израиля и его репатриационной политике?

- Очень многие из тех, кто уехал в Израиль, сегодня возвращаются обратно. Кому-то не нравится климат – тянет в зиму, к снегу, - кого-то тяготит чужой менталитет.

- А если в зиму в отпуск?

- Не хватает. Мои родители живут около Иерусалима, два-три раза в год ездят сюда и каждый раз хотят остаться. В Израиле они на чемоданах. Понимаете, какая психология у этого всего: в девяностых мы уехали, в 2004-м вернулись, в 2008-м опять уехали, и сейчас история повторяется. Другой воздух здесь.

- Воздух – это хорошо, но менталитет тамошний чем не принимается?

- Российский менталитет - жесткий. Советское наследие дает знать. В Израиле как в Америке: раз встретились – все, разговорились, друзья. У нас человек скован - там прост. Но когда большое скопление евреев на одном клочке, то каждый из них пытается что-то ухватить у другого, и от этого очень тяжело работать в Израиле. И, я бы сказал, выжить, платя кучу всяких налогов.

- Вам лично, Эли, здесь тоже лучше?

- С религиозной точки зрения, мне бы лучше жить в Израиле, но жить жизнью мне нравится в России. Русский менталитет при той жесткости более культурный.

- Сионистом вы не состоялись.

- Сионист – не сионист, я просто другой, рожденный здесь.

Светский советский иудаизм

- Чрезмерное количество улыбок на улице - тоже что-то не то?

- Да. Мы же мыслим так: улыбается постоянно - значит, сумасшедший. И ведь так оно и есть. Неделю назад прилетел из всем довольной Америки на замкнутую в себе родину. Но мы постепенно отходим от той черствости, думаю, через пару поколений мы будем говорить многое из того, что думаем. Мы будем жить не хуже, чем в других странах и никого не будем бояться.

- Это ваши надежды?

- Это мое видение. Я уже называю то, в чем мы живем, демократией. Посмотрите вон на ту книгу, возьмите ее в руки, в нашей синагоге вообще можно все потрогать.

На стекле, под которым архивные фото общины, книга в техническом переплете. Издание 1930 года, "Диалектика и естествознание". Обложка на русском, внутренняя часть на идише.

- Это молитвенник, - поясняет раввин. - Сегодня все открыто.

- Что из еврейских традиций, тем не менее, не прижилось в Биробиджане?

- Еврейство. Само еврейство в целом. Оно действительно не прижилось. Советский союз, создав еврейскую родину внутри России, дал возможность евреям почувствовать свое местечко, где мы могли бы дышать свободно. Но советская агитация была направлена в первую очередь против религии, а еврей – это то же самое, что иудей. И все то, что мы сейчас имеем, есть, с одной стороны, еврейское, но с другой – не религиозное. В синагогу ходит очень мало людей даже сейчас. Люди вспоминают о религии по праздникам. Наступает он, и человек говорит сам себе: я еврей, все хорошо! Назову это светским советским иудаизмом.

- Шабат нужно соблюдать в Биробиджане?

- Шабат нужно соблюдать везде, но в Биробиджане, мне кажется, легче его чтить и требовать у работодателя какие-то еврейские отступления. Если руководитель заставляет тебя работать в субботу, то можно поднять большой шум в ответ, потому что мы в Еврейской автономной области. Но для этого надо, чтобы больше людей были настоящими иудеями. Иначе бренд нельзя развить.

- В чем сегодня заключается этот бренд?

- В еврейской символике. Улицы на идише, вывески, правительство старается поддерживать эти традиции, оно старается пропагандировать еврейство как культуру.

- Ваша с правительством линия фактически создает не только географический, но и культурный анклав еврейства. Ведь основатель Государства Израиль Давид Бен-Гурион усиленно боролся с идишем, а его потомки расправились с ним окончательно.

- Так у идиша свое местечко в истории, он был с одной стороны "большим", но в то же время местечковым языком. Это придуманный, искусственный язык с элементами немецкого и древнего иврита. Но кто сейчас в Биробиджане говорит на идише? Главный редактор газеты "Биробиджанер Штерн" и еще один процент биробиджанских евреев, которых в автономной области два процента от общего числа населения.

- Нужно ли его сохранять или от этого связь с ближневосточным "материком" будет отдаляться?

- Много учений XVIII-XIX веков написано на идише, но нужна ли его массовость? Думаю, что нет, этот язык должен жить лишь в иудейских семьях. Я видел китайских маму и папу, которые хотели свою маленькую дочку научить идишу. Я лично не понимаю неевреев, которые хотят изучать идиш. Никто ведь не стремится освоить язык гурских хасидов. В то время, когда нужно было сохранять и развивать идиш, его гасили, в семидесятых на улицах Биробиджана можно было даже услышать матерный идиш, который, конечно, более культурный, чем аналогичный русский… А сегодня в столице Еврейской автономной области остался от идиша тлеющий уголек, и из него пытаются достать огонь, стремясь возродить язык. Лучше бы газетные полосы вместо текстов на идише заполнили всякими еврейскими вещами на русском языке. Пользы будет больше. Иврит – другое дело, это актуально и у нас его преподают.

- В Израиле вашу позицию по сохранению еврейства на Дальнем Востоке поддерживают?

- В Израиле каждый человек с индивидуальным мнением. Кто-то за Биробиджан, кто против, кто просто лоялен, а другие не знают, где это находится. И таких большинство. Когда человек слышит это название, он переспрашивает: Азербайджан?

- Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху знает?

- Нетаньяху – конечно. В Израиле раз в несколько лет бывает сходка биробиджанских евреев. Так называемых граждан Биробиджана в Израиле. Проходит в городах Маалот и Нацерет-Иллит. Так что мы те же евреи, что и ближневосточные.

Затем Эли повел нас с Кристиной по музею еврейства в Биробиджане, расположенного на двух этажах синагоги. Кристина Маслий – молодой журналист, фотограф, нашедшая в Биробиджане свою гармонию студентка Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема. Покинула мрачный забайкальский город Балей, живущий в радиации по понятиям. В девяностых его население хотели эвакуировать из-за повального заболевания раком кожи, но, говорят, не хватило на это денег. В Еврейской автономной области, по ее признанию, люди живут скромно, перспектив для прорывной деятельности маловато, но в окружении суровых Забайкалья и Приамурья здесь спокойнее.
Эли останавливается у каждого экспоната и старается быть проницательным. - Это тфилин, - указывает он на квадрат, крепящийся ко лбу в том месте, куда шахтерам привинчивают фонарь. Тфилин - элемент молитвенного облачения иудея: два маленьких "домика" из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки из Торы. А я-то, не раз пройдя святыми тропами Иерусалима, искренне полагал, что эта штуковина для того, чтобы иудей, войдя в молитвенный транс возле Стены Плача, не расшиб голову. В этом признаюсь раввину.

- Поверьте, я лучше разобью лоб, чем тфилин. Он очень дорого стоит. Это Bluetooth для связи с богом, - Эли привык убеждать первым аргументом, вторым рассуждающим, ну и третьим – контрольным. После вопросов не остается. Хотя бывает еще и четвертый: "Мы делаем деньги старым способом – головой". Эту фразу раввина я вырвал из контекста, но сейчас она, по-моему, к месту.

На прощанье я похвалился счастливым шекелем в кошельке, моей любимой монетой, раввин тут же предложил за нее 25 американских центов. Когда я согласился, Эли сделал вид, что забыл свои центы дома. Бренд в тренде.

P.S. Однако после Эли Рисс перезвонил. Он немножко поругался и сказал, что готов выслать 25 центов денежным переводом. "Диктуй адрес!", - раздался хохочущий голос в трубке. Что ж: Зубовский бульвар, 4.

Биробиджан – БлаговещенскЧита - Барнаул

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Футбол
    10.05 16:00
    Крылья Советов
    Ахмат
  • Хоккей
    10.05 17:20
    Швейцария
    Норвегия
  • Хоккей
    10.05 17:20
    Словакия
    Германия
  • Хоккей
    10.05 21:20
    Чехия
    Финляндия
  • Хоккей
    10.05 21:20
    Швеция
    США
  • Футбол
    10.05 21:45
    Фрозиноне
    Интер М
  • Футбол
    10.05 21:30
    Аугсбург
    Штутгарт
  • Футбол
    10.05 22:00
    Алавес
    Жирона
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала