В пятницу празднует день рождения знаменитый советский фигурист Игорь Бобрин. Знаменит он прежде всего не своими титулами, хотя по тем не слишком звездным для отечественного одиночного катания временам и их достаточно - чемпион Европы, бронзовый призер чемпионата мира. Бобрин вошел в историю своими практически театральными программами на льду. Sportstories вспоминает самые необычные из них.
Известный актер Михаил Боярский как-то рассказывал историю о том, как он приехал с театром на гастроли в один провинциальный город. Спектакль был совершенно серьезный, артисты жили своими ролями, зрители с замиранием сердца следили за происходящим на сцене. Но в кульминационный момент из зала вдруг раздался голос.
- Миша, хватит дурака валять, "Пора-пора-порадуемся" давай!!!
Точно так же, как Боярского вся страна прежде всего воспринимала Д'Артаньяном из "Трех мушкетеров", Игорь Бобрин прежде всего был "Спящим ковбоем". Сам Бобрин говорит про это так.
- Во время показательных выступлений мне приходилось выходить на лед по семь раз, я специально считал. Я исполнял разные программы, в том числе спортивные, драматические… Но какую бы я позу не принимал на льду, в тишине неизменно раздавался голос: "Игорь! Ковбоя давай!"
Еще одна программа, которую наверняка помнят любители фигурного катания со стажем и которую должны непременно увидеть поклонники без стажа - "Пародия на парное катание".
Представьте себе - начало 80-х годов. На отечественном телевидении звезды эстрады того времени выступали исключительно в строгих костюмах. Про тех, кто позволял себе хотя бы передвигаться по сцене или, о, ужас, подпрыгивать в такт ритмичной музыке, говорили - "распоясался".
Комических программ у Бобрина было много, но были и очень спортивные, в которых проявлялась техническая сторона дарования фигуриста. К ним относится "Паганини".
И здесь Бобрин оказался в некотором роде новатором. В одиночном фигурном катании того времени еще не было той хореографии, которую мы видим сейчас - к артистической стороне этого вида спорта если и относились серьезно, то, в основном, танцоры. Но Бобрин несколькими характерными движениями сумел идеально передать настроение знаменитой музыки.
А вот еще один номер Игоря Бобрина - "Официант".
У героя этой программы был прообраз. Вот как о нем рассказывает сам Бобрин.
- Героя этой миниатюры я приметил, когда мы ужинали в ресторане одного районного городка. Нас обслуживал не в меру угодливый, и, в то же время, очень развязный официант. Он сразу вызвал неприязнь, даже брезгливость. Я запомнил его манеры, а потом в Ленинграде мы с тренером Юрием Овчинниковым подобрали подходящую музыку, и родился номер, условно названный "Гарсон". Вообще-то мы намеревались рассказать историю парижского официанта, который угождая, приспосабливаясь, пытается "выйти в люди". Но, судя по всему, недалеко ушли от оригинала, и зрители увидели на льду карикатуру на наших доморощенных угодников и вымогателей. Так, неожиданно для самого себя, я перешел из юмористов в сатирики…
Любопытно, что изначально "Официант" был короткой программой, которую Бобрин собирался исполнять на соревнованиях. Но руководство федерации "зарубило" идею за несколько дней до первого старта. И фигурист вместе со своим тренером за пять дней поставил программу "Шпага". "Гарсон" же стал показательным номером, который даже конкурировал по популярности с "Ковбоем". Хотя и неизменно в этой дуэли проигрывал.
Да, конечно, театр и соревнования - совершенно разные вещи, но слезы на глазах у людей, пусть и в спектакле, вызывал человек на коньках, фигурист. А, значит, настоящий Актер.
- Мне не жаль тех медалей, которые я не выиграл, - говорит Бобрин. - Я был бронзовым призером чемпионата мира, чемпионом Европы, трехкратным чемпионом СССР, и мне этого достаточно. Может быть, то, что я не ставил своим приоритетом спортивный результат, было моей ошибкой, но мне нравилось выступать и радовать зрителей. И если бы не моя борьба с чиновниками, которым не нравились мои программы, может быть, и не образовался бы наш Театр, с которым мы объездили огромное количество стран.
И сейчас Бобрин не ушел из фигурного катания. Периодически он помогает в качестве хореографа разным фигуристам - хотя и признается, что в узких рамках правил это делать не столь интересно, как творить без всяких границ в своем театре, что он и продолжает делать. А, значит - "Спящий ковбой" не спит!