Закончился первый в нынешнем сезоне турнир по фигурному катанию с участием мировой элиты - Финал Гран-при. И у нас в блоге "Крюки и выкрюки" по этому поводу гость - постоянный эксперт агентства "Р-Спорт", тренер-хореограф Академии фигурного катания Санкт-Петербурга Валентин Молотов, который по косточкам разбирает программы лучших одиночников мира, сравнивает их с программами российских спортсменов и делает выводы, в каком направлении нам двигаться дальше. В первой части "Коктейля Молотова" - анализ выступлений в женском одиночном катании.
Финал Гран-при можно назвать маленьким чемпионатом мира, и в нем в состязаниях одиночников ровно половина участников представляли Россию: Елизавета Туктамышева, Елена Радионова, Анна Погорилая, Юлия Липницкая, Сергей Воронов и Максим Ковтун. Я изложу своим мысли об их программах, а также поделюсь впечатлениями от программ главных соперников россиян - американки Эшли Вагнер в женском катании, японца Юдзуру Ханю и испанца Хавьера Фернандеса в мужском. В первой части представляем анализ программ одиночниц.
Начну с Погорилой. Анна выступает всего лишь во втором своем взрослом сезоне в карьере, и уже дважды она отбиралась в Финал Гран-при. Она катает современные, насыщенные программы с усложненными заходами на элементы, включая прыжковые - тройной лутц в короткой программе и каскад тройной лутц-тройной тулуп в произвольной. Хочу отметить, что мало кто из девушек исполняет именно такие заходы на первые элементы в программах. Шаги и связки на заходах такие же "дорогие", как в технической дорожке.
В короткой программе на музыку "Адажио" Альбинони сама дорожка поставлена на четвертый уровень, исполнена в плюсовой зоне. Много было работы и свободных рук, и ног, и корпуса. Есть для меня лично только одно большое "но": дорожка исполняется в самый сильный драматический музыкальный момент. Но именно по эмоциям фигуристка в этот момент, по моим ощущениям, недобирает. Слишком сосредоточена на элементах и смотрит себе под ноги. Для таких компонентов, как презентация и интерпретация, это большой минус.
Интервью. Анна Погорилая: я должна всегда готовиться к турнирам как зверь-машина! >>
Произвольная программа "Жар-птица" на музыку Стравинского тоже поставлена ярко, современно, с учетом всех требований, которые предъявляются к программам топ-фигуристок. Есть только два нюанса. Первый - после неудачных прыжков фигуристка выпадает из образа. А второй - во время проката я не ощущаю контакта с публикой, работы на судей… Обычно спортсмены стараются преподносить какие-то яркие "фишки", находки, а у Ани этого нет.
Триумф "Жар-птицы": фигуристка Погорилая победила на этапе Гран-при в Канаде. ФОТО >>
Для Юлии Липницкой сезон начался очень непросто. Готовой у нее выглядит пока только короткая программа - и в техническом плане, и по общему восприятию. Короткую программу Илья Авербух поставил на музыку "Мегаполис", которую уже использовал для произвольной программы Ксении Макаровой два года назад. У Юли очень наглядное начало программы - девочка запускает воздушного змея и следует за его полетом. Но дальше мне, к сожалению, не хватает развития этого сюжета. То, что спортсменка сама никак не поддерживает образ, делает программу слишком абстрактной, на мой взгляд. Также есть та же проблема, что и у Ани Погорилой: при хорошо поставленной компонентной программе не хватает постоянного контакта со зрителем из-за излишней зажатости и сконцентрированности на элементах. Понятно, что спорт на первом месте, но если мы говорим о выступлениях топовых взрослых фигуристок, то уровню взрослого Финала Гран-при необходимо соответствовать, как мне кажется.
Интервью. Юлия Липницкая: у меня есть еще четыре года. Я вернусь >>
С этого сезона в правилах появилось нововведение. Добавлена новая черта - сложный заход во вращение. Юлии Липницкой такая черта не нужна - она получает высший уровень сложности за само свое "фирменное" вращение. А вот Эшли заходит на вращение через интересную "качалку" и получает за это повышение уровня. На мой взгляд, такие вещи разнообразят элементы программы.
Молодые, дерзкие и красивые наступают: лучшие российские фигуристки сезона. ФОТО >>
Произвольная программа на музыку "Мулен Руж", как мне кажется, очень подходит американской фигуристке, соответствует ее возможностям, возрасту и уровню интерпретации. Что еще бросается в глаза - каждый жест и каждую деталь Вагнер преподносит судьям как на блюдечке. Да, это типично американская подача, но если она дает преимущество в компонентах, то нашим спортсменкам стоило бы, как мне кажется, этому стилю поучиться.
Абсолютное превосходство: золото Туктамышевой и серебро Радионовой в Финале Гран-при. ФОТО >>
В короткой программе я почти не вижу сложных заходов на прыжки. Минимальная по энергозатратам растанцовка, несколько беговых шагов - и элемент. Бесспорно, сегодня у Туктамышевой самый блестящий прыжковый контент с усложнением в руках, с великолепными пролетами и скоростью. Но такие заходы все-таки, на мой взгляд, возможны для спортсменки юниорского уровня, но никак не для фигуристки из шестерки сильнейших в мире. Именно по этой причине, как мне кажется, Лиза не получает за свой эталонный лутц надбавку в "плюс три".
Елизавета Туктамышева: начала сезон хорошо, неплохо было бы так же его закончить >>
В произвольной программе под восточную музыку у Туктамышевой схема та же. Очень сконцентрированное прохождение прыжковых элементов, связующие шаги минимизированы, энергозатратность в программе сбалансирована в пользу прыжков, а после них уже традиционный для Лизы свободный пляс, когда уже можно перевести дух и ударно поработать на презентацию. Со своей главной задачей - вернуться в спорте на самый высокий уровень - Лиза блестяще, мне кажется, справилась. Теперь необходимо подниматься по части непрыжковых элементов и работать над компонентами. Пока, как мне кажется, по этому критерию катание Туктамышевой находится между юниорским и взрослым уровнем. Эмоционально она выкатывает свои программы осознанно и очень зрело, а вот по насыщенности и сложности шагового набора, связок они уступают программам всех остальных наших фигуристок, представленных в Финале Гран-при. Пока Лиза обошла соперниц за счет своей техники прыжков, яркой и свободной презентации, а также их ошибок. Но с катанием в стиле 1990-х побеждать и дальше у нее, как мне кажется, не получится.