Незадолго до старта 26-го розыгрыша теннисного турнира "Банк Москвы Кубок Кремля" корреспондент "Р-Спорт" Николай Рязанцев встретился с главой Федерации тенниса России Шамилем Тарпищевым и расспросил его об ожиданиях от соревнований, предстоящем финале Кубка Федераций, а также о перспективах россиян в Кубке Дэвиса и отношениях с сестрами Уильямс.
- Теннисный "Банк Москвы Кубок Кремля" уже разменял четверть века, чего ожидаете от турнира в этом году?
- Этот год посложнее для нас, потому что рубль "танцует", а призовой фонд у нас в валюте, поэтому мы много на этом теряем. Хотя нам и помогает попечительский совет в лице Владимира Александровича Дмитриева, но определенные проблемы с финансированием есть. Несмотря на это, мы отказались от практики приглашения кого-то дополнительно из-за того, что у женщин заявился очень сильный состав, а у ребят мы заинтересованы, чтобы играли побольше наших молодых, которые играли Кубок Дэвиса – (Андрей) Рублев, (Евгений) Донской, (Карен) Хачанов тоже не попадает в основную сетку, появились еще молодые (Аслан) Карацев и (Роман) Сафиуллин. Они уже должны цепляться за результат. Практика игр Кубка Дэвиса показала, что одиночные игры они могут выиграть, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы они подальше проходили, набирали очки. Также есть и частно-государственные интересы, связанные с тем, чтобы попробовать втащить кого-нибудь из них на Олимпийские игры.
- В женской сетке остались два места wild card, уже понятно, кому они достанутся?
- Первую мы отдадим (Елене) Весниной, по второй мы ждем того, будут ли еще отказы, и кто из резерва попадет. Первая на очереди идет (Дарья) Касаткина, которая выиграла юниорский "Ролан Гаррос", но реально wild card может попросить и (Белинда) Бенчич и Винус Уильямс. Мое мнение таково, что, прежде всего, нужно давать своим. В мужском же турнире wild card всего две, и их получают Рублев и Донской.
- Московский турнир можно рассматривать и как последнюю проверку перед финалом Кубка Федераций. Наверняка будете пристально следить за Петрой Квитовой и Люцией Шафаржовой?
- Очень сомневаюсь, что Шафаржова приедет. Она хоть и заявлена, но у нее мононуклеоз, она же больная была, думаю, что и Кубок Федерации она играть не будет. В ноябре еще и "Мастерс" пройдет, поэтому я бы не считал, что это последняя прикидка.
- Довольны ли сотрудничеством с Банком Москвы? Какой вклад компания оказывает в организацию турнира?
- Благодаря им у нас 17 лет проблем нет никаких, они полностью обеспечивают призовой фонд, являются нашими генеральными партнерами. Также помогает и Внешэкономбанк в лице Дмитриева, отношение московских властей к турниру хорошее. Вообще Москву можно поблагодарить, потому что основные мероприятия тенниса забюджетированы в Москве как особо значимые для страны, поэтому это очень большое подспорье.
- Призовой фонд турнира как-то изменится по сравнению с прошлым годом?
- Нет, призовой фонд был утвержден давно, и поэтому мы ничего не меняем.
- В последние сезоны мужской турнир серьезно уступает женскому по именам. Когда стоит ожидать повышение его статуса?
- Если говорить о мужском турнире, то он у нас из категории 250, и в этом году был хороший шанс повысить его до 500, но для этого нужно было срочно находить порядка трех миллионов долларов, но мы их не смогли найти. Сейчас свободных недель для турниров этой категории нет, только если кто-то банкротится или перепродает появляются варианты. Нужно искать счастливый случай, и он был с Валенсией, но там нужны были быстрые деньги. Конечно, у нас есть стремление повысить уровень данных соревнований и в перспективе провести еще турнир в Казани, которая заинтересована в этом. Надо потихонечку создавать серию турниров, чтобы набирать собственные очки, как сделали американцы свою серию со своими призовыми. Но к этому еще долго идти.
- Когда такой турнир в Казани может появиться?
- Все зависит от средств, никто же не скажет, когда санкции закончатся (смеется). Поэтому тут все зависит от финансов.
- В прошлом году в Казани открылся теннисный центр, совсем недавно – в Рязани. Расскажите, какие ближайшие планы по развитию теннисной инфраструктуры в стране?
- В ноябре-декабре этого года откроем центр в Ярославле – там хорошую базу построили, а так у нас по программе комплексного развития, утвержденной Минспортом, всего 12 центров планируется. Опять-таки все зависит от финансов, как они будут выделяться. В первом квартале 2017 года мы собираемся открыть базу в Национальном теннисном центре (в Москве), а на следующем этапе строить на территории гостиницу. Деньги на это есть, там уже фермы стоят, так что меньше, чем через полтора года будет готова база.
Участие Шараповой на St.Petersburg Open маловероятно
- Недавно после годичного перерыва в Санкт-Петербурге был проведен турнир ATP, как вам его организация? Что можете сказать о перспективах женского турнира Ladies St. Petersburg Open, который впервые пройдет в феврале?
- Что касается мужского турнира, то надо сказать большое спасибо Александру Ивановичу Медведеву, что он его вернул и провел очень здорово вместе со своей командой. Очень удачно было то, что он проводился в баскетбольном зале, так как трибуны расположены рядом с кортом, и ощущение, как будто ты участвуешь в процессе. Вообще оформление было очень хорошим. Реально турнир имеет очень хорошую перспективу для развития в силу того, что с финансами у них немного полегче, чем у нас. Но это единая система соревнований, так что ничего страшного в этом нет. Хорошо, что он взял и женский турнир. Как правило, первые турниры не могут быть сверхсильными, потому что они стоят в календаре по-особому, все-таки это февраль месяц. Думаю, тут задача была взять этот турнир, потихоньку его совершенствовать и двигать в календаре. Купить любой турнир – это событие, потому что нет свободных недель. Первый шаг сделан, теперь нужно его развивать.
- Организаторы хотят пригласить в Санкт-Петербург Марию Шарапову, насколько реально ее появление на турнире?
- Во-первых, февраль неудобный для Шараповой месяц, потому что у нее все турниры на американском континенте, и лететь в Европу – это потеря очков для нее. На мой взгляд, ее появление маловероятно. Но кто-то из звезд, кто не бьется за рейтинг или играет в Европе, конечно, может приехать. Это общепринятая формула, что звезду можно пригласить за деньги, и это не считается зазорным. Естественно при наличии средств можно договориться с игроком.
- В какой форме сейчас находится Шарапова? Успеет ли она набрать оптимальные кондиции до финала Кубка Федераций?
- Я думаю, она должна набрать форму и до "Мастерса", потому что травмы, которые сейчас у нее есть, не такие сложные, как травма плеча, из-за которой она, по сути, выбыла на два года. Надеемся, все будет хорошо, главное, что не надо форсировать.
- Как в целом оцените расклады в финальном противостоянии, все же чешский теннис сейчас на подъеме, недаром три теннисистки находятся в топ-10 мирового рейтинга?
- Я думаю, что участие Шафаржовой маловероятно, а если у нас будут играть самые сильнейшие, то шансы будут практически одинаковы. Потому что наша пара (Екатерина) Макарова – (Елена) Веснина находятся в мировой тройке, так что в парной встрече расценивал бы шансы в нашу пользу. Во встрече лидеров же, конечно, свое поле дает определенное преимущество, но все будет зависеть от нюансов. Шарапова может обыгрывать обоих.
- Какие-то призовые за победу в финале положены нашим теннисисткам?
- Там, по рекомендации ITF, призовые за выигрыш команды делятся пополам – федерации и игрокам. Мы же, как правило, все призовые отдаем игрокам, так как мы им практически не платим в ходе длинного розыгрыша. Сейчас точно не скажу, сколько полагается победителю, все же мы не выигрывали несколько лет (смеется). Раньше было порядка 500 тысяч долларов, но могло и увеличиться.
Россияне могут вернуться в топ рейтинга АТР за 3-4 года
- В марте вы говорили, что мужской сборной еще рановато играть в мировой группе Кубка Дэвиса, сейчас после игр с Испанией и Италией не поменяли своего мнения?
- Я считаю, что выйти-то мы можем, сетка у нас неплохая, но все равно еще рановато. У нас сейчас трое обстрелянных игроков – (Андрей) Кузнецов, Донской и Рублев. Хачанов только начал, еще двое не начинали – Карацев и Сафиуллин. Так что нужно их сперва обстрелять. Кубок Дэвиса – это серьезный психологический пресс, так что нужно время, и нельзя их сразу туда закидывать. Любой провальный матч при своих зрителях, особенно если он не играет с серьезно вышестоящим соперником, ведет к психологической травме, все его начинают «чихвостить», а вот этого я хочу избежать. Не было матчей, которые бы они провалили, а есть заслуги, где они выиграли, а это формирует психологию и ответственность. С этими тремя теннисистами, которые на подходе, нужно сделать то же самое, а потом уже думать о будущем.
- В этом году Кубок Дэвиса увидели Новый Уренгой, Владивосток и Иркутск. Планируете ли продолжить проводить матчи турнира в экзотических, с точки зрения тенниса, городах?
- Я бы не назвал их экзотическими, все-таки история у них была. Во-первых, из Владивостока (Игорь) Куницын, во-вторых, пошел теннис на азиатском континенте – в Японии, Китае, Корее – вот это самое важное, в-третьих, в Зауралье нет спектра видов спорта, которые «забивали» бы теннис – народные игры, как мы говорим, - по сути, там только хоккей. Логика такая, что талантливой молодежи там очень много, и теннис популярен. Если судить по Владивостоку, то меня вообще поразили зрители. Когда после полностью проигранного первого дня, была презентация команды на следующие сутки, и не было ни одного недовольного свистка – это тоже показатель отношения. В любом центральном городе нас бы освистали.
- Какие-то наметки уже есть, где могли бы сыграть в следующем году?
- На следующей неделе играют Швеция с Данией, если шведы выигрывают, то играем у нас, если датчане, то у них. Поэтому надо подождать, а потом уже определяться. Потом идет Голландия на выезде, так что может быть всего один домашний матч.
- Как скоро могут россияне вернуться в число лучших игроков мирового рейтинга ATP?
- Надо смотреть на экономическую ситуацию, но думаю, за три-четыре года это можно сделать.
- Ждете ли от Андрея Рублева прорыва в следующем сезоне?
- Я думаю, в следующем сезоне он способен попасть в район 50-70 места, для него это будет прорывом. Все же он еще не сформировался, мышечно не оброс, так что надо жалеть его.
Потрясений с приходом нового главы ITF не ожидается
- Как отнеслись к победе американца Дэвида Хэггерти на выборах президента ITF? Как относитесь к одной из его первых инициатив – проводить "Финал четырех" в Кубке Дэвиса и Кубке Федерацией?
- Я против того, чтобы делать их в одном месте, это нивелирует Кубок, все-таки это игра наций. Это традиция, и благодаря тому, что идет ротация по многим странам, то это дает им развитие. Что касается американца, то могу сказать, что европейцы сделали ошибку, выдвинув двоих кандидатов, которые друг у друга очки отобрали. Если суммировать их очки, то в первом туре они обошли американца. Хэггерти – грамотный специалист, он очень грамотно говорит, так что я не вижу проблем, мы с ним нормально пообщались, но мы его и знали. Не думаю, что будут какие-то потрясения в международной федерации.
- Не могу не спросить, как в итоге закончилась ваша история с сестрами Уильямс?
- Сняли 2 октября инициатора (исполнительного директора WTA Стейси Элластер) этих потрясений (смеется). Они же и не помнят об этом эпизоде, кто-то спросил на пресс-конференции об этом, они долго вспоминали, все это было просто раздуто. Это же не рассматривалось международной федерацией и МОК, во время 40-минутного доклада этической комиссии МОК никто меня не задел, и никто из зала даже не спросил об этом, для всех это просто смешно.
- С самими сестрами с тех пор доводилось пересекаться?
- Я их видел на турнирах, но никто не вспоминает об этом, наоборот, в туре все это обыгрывают.
ITF навязала хард организаторам олимпийского турнира в Рио
- Осталось не так много времени до Олимпиады в Рио. Не удивились выбору харда для олимпийского турнира, все же грунт был бы более логичным выбором для Южной Америки?
- Это покрытие им навязала международная федерация тенниса. Я думаю, оно универсально для всех. Конечно, если бы был грунт, то он был бы плюсом для латиноамериканских и испанских игроков, а так хард уравнивает шансы.
- Понятно, что (Екатерина) Макарова и Веснина будут бороться за медали в парном разряде, а Шарапова – в одиночном. От кого еще из россиян можно ожидать хорошего выступления, на ваш взгляд?
- Надо посмотреть, кто из ребят попадет. Если бы Рублев попал, то можно было бы его использовать в миксте, потому что мы с ним можем что угодно сотворить. Нужно подождать, потому что у нас заявки после «Ролан Гаррос», то есть полгода. За них ему надо со 181 места влезть в топ-80, задача очень тяжелая.
- То есть рассчитываете, что в мужской сетке будут и другие представители помимо Теймураза Габашвили, на данный момент занимающего 56-ю строчку в мировом рейтинге?
- (Михаил) Южный, если захочет, может попасть, но он, видимо, не особенно хочет. Ясно, что ни он, ни Габашвили Олимпиаду не выиграют, поэтому каждый рассматривает собственный календарь. А так если Южный сыграет, то он может выступить и в паре, и в миксте.
- Есть еще шанс увидеть Южного в матчах Кубка Дэвиса?
- Мы предлагали, но он не захотел в силу календаря и собственных травм. Так мы все время предлагаем, потому что нам нужно сочетание молодости и опыта.