Российский теннисист Андрей Кузнецов в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Вадиму Кузнецову рассказал, как сложилось для него начало сезона, вспомнил о матчах с Рафаэлем Надалем, Виктором Троицки, Гаэлем Монфисом, а также о самом жарком турнире в карьере.
Матч с Надалем запомнился больше всего
- Андрей, вы сказали, что начало сезона сложилось для вас удачно, а какой матч запомнился больше всего?
- Безусловно, можно занести в актив первый турнир сезона – в Дохе, где я дошел до четвертьфинала. Особенно можно выделить матч с Рафаэлем Надалем. Несмотря на то что я проиграл, эта встреча мне многое дала. Например, уверенность в том, что могу играть с топовыми теннисистами. До этого я ему уступил и по счету, и по игре на Открытом чемпионате Франции, и тогда все сложилось проще для него. Упорной борьбы тогда не было, а в Дохе у меня были шансы на победу, и это положительный опыт. Да и в принципе, если посмотреть на все мои турниры в этом году, результаты были неплохими. Понятно, что ничего звездного, я ведь не выигрывал их, но где-то проходил круг-два. А где-то три (улыбается). Главное, правильно построить свой календарь, чтобы не перегрузиться.
- Если вернуться к матчу с Надалем. Вы проиграли первый сет, уступали со счетом 1:3 во втором, а в итоге все перевернулось, и даже стало страшно за Рафаэля… Когда почувствовали слабину в его игре?
- Получилось во втором сете при счете 6:5 в мою пользу удачно сыграть на приеме. Я пару раз навылет принял, если не ошибаюсь, и как-то так закрутилось. Удалось показать свою лучшую игру в нужный момент, а это самое главное в теннисе. К сожалению, не смог победить в третьем сете, хотя какие-то шансы были на его подаче зацепиться. Когда 15-30 было, например, но Надаль был сильнее. Есть еще вещи, над которыми нужно много работать. Есть технические и физические аспекты, но самое главное, это ментальное. Концентрация очень важна. Самое главное - это работа над головой.
- Безусловно, если сравнивать его с тем Надалем, который был на пике и выигрывал по несколько Больших шлемов в год, был первой ракеткой мира, то для него нынешнее пятое место в рейтинге это плохой результат. Но если посмотреть с другой стороны, он пятый во всем мире. Это игрок высочайшего уровня, и я думаю, что он еще поборется на "Шлемах". Рафаэль еще не все сказал в теннисе.
- Вы говорили о концентрации. Это ее не хватило в матче с Виктором Троицки в Роттердаме, когда вы выиграли первый сет, довели второй до тай-брейка, а потом все же уступили?
- Сложно сказать. Возможно, концентрации и не хватило. В первом сете я играл получше, заслуженно победил. Во второй партии Троицки стал подавать увереннее, у меня перестали появляться шансы на его подаче. Дошли до тай-брейка, а там я почему-то провалился. Стараюсь разобраться в таких вещах с тренерами. По сути, проиграв тай-брейк, я отдал ему преимущество. Психологически в третьем сете он был посильнее, посвежее физически. Тяжело было что-то сделать с ним.
Жара в Ченнае
- У меня и до "Челленджеров" были встречи и победы над хорошими игроками. Думаю, что перелом наступил после матча с Давидом Феррером. Это был один из первых матчей, когда я выходил против игрока из топ-7, и у меня был реальный план, желание и понимание того, как нужно против него действовать. Я знал, что могу выиграть. Это был хороший и позитивный перелом в моей психологии. С тех пор я редко выходил на корт, понимая, что шансов маловато. Сейчас даже встречаясь с топовыми игроками, знаешь, что их можно обыгрывать, что они тоже люди. Может, это просто звучит, но поменять в голове это тяжело.
Теннисист Кузнецов заявил, что ставит цель подобраться к топ-30 в рейтинге >>>
- Бельгиец Дэвид Гоффен говорил, что ему очень помог период, проведенный на турнирах уровня "Челленджер" в плане психологии. Победная серия помогла ему набраться уверенности. В вашем случае это тоже так?
- Победы на турнирах всегда дают определенную уверенность. Перед US Open так получилось, что у меня был достаточно высокий рейтинг, а ехать играть квалификацию не хотелось. Оказалось, что сделал правильно. Эти "Челленджеры" дали мне много очков, я попал в сотню лучших, сыграл на Кубке Кремля, а потом начал год в Дохе и на Australian Open. Когда ты попадаешь на таких больших турнирах сразу в основу, это дает большое преимущество. Так что самое главное, что "Челленджеры" дали мне много очков в рейтинге.
- В Индии я играл только один раз – на турнире в Ченнае. Конечно, если сравнивать его с "Фьючерсами" в Египте, то там похуже, но если брать турниры ATP, то в Ченнае мне понравилось меньше всего. Но не из-за того, что там плохая организация – в ATP все нормально организовано. Мне было тяжело из-за погодных условий. Влажность, жара нереальная. Туда нужно приезжать как минимум за неделю, чтобы хоть чуть-чуть привыкнуть. А иначе невозможно играть. Ракетка из рук выскальзывает из-за влажности, не помогает даже новая намотка. Для меня тот турнир был очень сложным.
Сетка в Австралии была не такой сложной
- В Австралии в январе тоже было жарко.
- На самом деле в этом году там был только один экстремально жаркий день – плюс 44 градуса, когда отменяли матчи. Но тогда проводилась квалификация, и я только тренировался. Остальные дни были терпимыми, а иногда даже прохладно. Может, только первый матч проходил в 33-34 градуса, а в целом было комфортно. Для Австралии такая температура это нормально. С погодой повезло.
- Если честно, я на всех турнирах даже не смотрю, на кого выхожу во втором круге, и уж тем более дальше. Когда проиграл Надаль в первом круге, я и не знал, что мы шли друг на друга. Потом уже только составил цепочку. Обычно, если победил, то смотрю сетку и иду смотреть на соперника. В Австралии я тоже никуда не заглядывал, не было такого ощущения, что вот - это мой турнир, что я пройду 3-4 круга. На всех турнирах веду себя одинаково. Это моя философия – играть каждый следующий матч, и она сработала.
Да и сетка могла быть намного сложнее. Можно было попасть на Новака Джоковича во втором круге, а что касается Шарди, то у него был в первом круге пятичасовой матч с Эрнестом Гулбисом. Ему это не сыграло на руку.
- Гаэля Монфиса называют главным артистом тенниса. Вам сложнее играть с такими, как он, или с условным Милошем Раоничем, который более предсказуем, но у него вторая подача за 200 км/ч?
- Но с теми же Раоничем или Иво Карловичем играть просто невозможно, когда почти нет шансов на брейк.
- Это тяжело не только психологически, но и плохо в плане ритма. Ты не можешь войти в игру. На его подаче можешь получить три эйса, и даже мяча не коснешься, а потом нужно выйти и удержать свою подачу, а она у тебя не такая сильная, как у соперника. Ее нужно выигрывать в розыгрышах, и этот ритм держать непросто. С такими теннисистами мало кто любит играть, побеждать их непросто. Но нужно оставаться сильным в голове, держать свою линию и ждать своего шанса, если он появится.
- Что самое сложное при переходе из юниорского тенниса во взрослый? Если вспоминать вашу победу на "Уимблдоне" в 2009 году, из соперников в топ-100 пробился пока только Бернард Томич, а остальные потерялись.
- Шамиль Тарпищев сказал, что рассматривает вашу пару с Теймуразом Габашвили как возможную олимпийскую. А вы в этом сезоне в паре планировали играть?
- Лично со мной пока это не обсуждалось, но уверен, что сможем показать с Тимуром хорошую игру, если потренируемся и сыграемся. У нас были хорошие результаты на Кубке Кремля. Это не исключено, так что я готов. В этом году не играл в паре не потому, что не хочу, а просто на некоторых турнирах это было неуместно. А вообще я люблю "пару".