Корреспондент агентства "Р-Спорт" Александр Рогулев продолжает рассказывать о пресс-туре журналистов со всего мира по городам, которые в следующем году примут чемпионат мира по футболу. Четвертой остановкой в маршруте корреспондентов стала Самара.
Первый в истории чемпионат мира по футболу на территории России пройдет с 14 июня по 15 июля 2018 года. Матчи будут сыграны на 12 стадионах в 11 городах: Москве, Волгограде, Санкт-Петербурге, Казани, Саранске, Нижнем Новгороде, Самаре, Калининграде, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге.
До стадиона – по реке
Есть традиция: когда я приезжаю в Самару, то начинаю ныть по поводу дальних расстояний. Час между аэропортом и гостиницей, 50 минут между гостиницей и стадионом, 30 минут туда-то, еще 30 туда-то. Чтобы что-то в Самаре было совсем рядом - такого, кажется, не бывает.
Но в 2017 году к этому обстоятельству добавился приятный факт - нормальная дорога. Может быть, это касается только маршрута к ЧМ-2018, но перемещаться по городу лично мне стало намного комфортнее, чем во время двух предыдущих поездок. Не зря половина расходов на подготовку к турниру идет именно на дороги.
Но с расстояниями уже ничего не сделаешь. Отправляясь в Самару, будьте готовы отдать какую-то сумму на такси. Или "убить" время на общественный транспорт: к ЧМ-2018 от центра города до стадиона будет прямой трамвайный маршрут, но поездка по нему займет порядка получаса. Более экстравагантный способ – добраться до "Самара Арены" по реке. Ходили слухи, что в области откажутся от этой идеи, но губернатор Николай Меркушкин настоял: к июню 2018-го в городе обновят речной вокзал и построят четыре пирса, один из них – рядом с новым стадионом. Пропускная способность вокзала – до 2000 человек в час.
"От пивзавода до стадиона путь займет от 20 до 30 минут, - губернатор понимает, что в первую очередь интересует футбольного болельщика. - Туда идут два шоссе. И та, и другая дорога реконструируются, завершим. Кроме того, мы доведем к чемпионату мира трамвайную линию до стадиона. Люди могут из центра города на скоростном трамвае дополнительно добираться до стадиона, это будет занимать 20 минут максимум. Это наиболее оптимальный вариант, на мой взгляд".
Помимо стадиона, речь о котором пойдет ниже, в программе подготовки Самары 22 объекта. Три из них сданы, в первую очередь это новый терминал аэропорта "Курумоч". Туда я приезжал еще на стадии строительства, и уже тогда было ясно, что Самара получит один из красивейших терминалов страны. По словам Меркушкина, "Курумоч" входит в топ-10 аэропортов Европы. Кстати, с виду он очень похож на "Платов", который скоро откроется в Ростове-на-Дону. Оно и понятно: проекты разрабатывало одно и то же архитектурное бюро.
Рядом с "Самара Ареной" на улице Дальняя будет две тренировочные площадки для участников ЧМ-2018. Сейчас там построены здания и готовится поле – в сентябре его будут засевать. Еще одной площадкой станет стадион "Металлург" – сейчас там также идет реконструкция. Также Самарская область готовит три базы: в Тольятти, около аэропорта и базу ФК "Крылья Советов". Про них я подробно писал в предыдущие свои приезды в Самару, повторяться не имеет смысла. Лучше осмотреть стадион.
"Самара Арену" успеют построить в 2017-м
Заезд на территорию строящейся "Самара Арены", которую местные жители из-за внешнего вида иногда сравнивают с НЛО, стал другим: въезд осуществляется со стороны Волжского шоссе, где после чемпионата мира будет "Гагарин-Центр", а не с Московского шоссе – главной артерии предстоящего мундиаля в Самаре. Сам стадион тоже "чуточку" изменился: в 2015-м мы стояли у бетонного фундамента будущей арены, теперь смогли забраться на самую верхотуру. Откуда вид, кстати, ничуть не хуже, чем на стадионе "Санкт-Петербург" на Крестовском острове.
Как на самом стадионе, так и вокруг него предстоит еще масса работы. Если в Екатеринбурге и Ростове-на-Дону уже взошла первая трава (срок сдачи там тот же), то в Самаре еще не везде выполнены работы по заливке железобетонных конструкций и монтажа металлоконструкций кровли. Конечно, вокруг нас в среду развернулся настоящий строительный бум, рабочие бегали туда-сюда с лопатами, перфораторами или краской. Но даже при таком аврале успеть все сделать до конца года будет настоящим подвигом.
Вы наверняка помните, что в прошлом году вокруг "Самара Арены" были долгие споры: стоит ли упрощать проект, какой будет финальная ведомость, кто будет подрядчиком. В итоге строить стадион продолжает ПСО "Казань", конструкцию крыши упрощать не стали, а ведомость переросла 18 миллиардов рублей. Самое страшное в этой ситуации – потерянное время, которого сейчас сильно не хватает.
В целом готовность "Самара Арены" оценивается в 75% или немного меньше. "Отставание в строительстве составляет 30 дней, - объяснял заместитель генерального директора ПСО "Казань", генерального подрядчика строительства, Сергей Пономарев. - Это связано с трудоемким объемом работ по металлоконструкциям. Работы по стадиону выполнены более чем на 70%. Монтаж металлоконструкций практически завершен, из 120 тысяч тонн осталось смонтировать 100 тонн".
"Есть определенная сезонность, - добавил Николай Меркушкин. - Сейчас хорошая погода, и работы ведутся с опережением. У нас была очень плохая погода в апреле, мае, июне, и она не позволяла вести ряд строительных работ. У нас осадков выпало в четыре раза больше нормы. Урожай рекордный за последние 150 лет, но отдельные виды работ мы были вынуждены приостановить. Сейчас работы ведутся с опережением графика, и к сентябрю мы войдем в норму. Однозначно строительство арены завершится в срок – до конца 2017 года".