Двукратный чемпион СССР в танцах на льду, а ныне тренер Ростислав Синицын в разговоре с выпускающим редактором агентства "Р-Спорт" Андреем Симоненко подводит итоги танцевальной части московского этапа Гран-при по фигурному катанию, а также рассуждает о том, за что смогут бороться россияне в олимпийском сезоне.
- Ростислав Александрович, в кулуарах после московского этапа Гран-при все друг друга спрашивали: обыграли бы Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев американцев Майю и Алекса Шибутани, если бы не ошиблись на вращении в произвольном танце?
- На вращении Боброва и Соловьев потеряли четыре-пять баллов.
- Я часто об этом говорил: у нас в танцах на льду не так много элементов, чтобы делать ошибки. И любая ошибка стоит очень много. Например, когда у нас убрали одну поддержку, полагавшиеся за нее четыре балла распределились по остальным элементам. Каждый элемент стал стоить дороже. И в то же время бывают случаи, когда чемпионов и призеров отделяют друг от друга сотые балла - как несколько лет на чемпионате мира, когда выиграли итальянцы Анна Каппеллини и Лука Ланотте. То есть цена одной ошибки очень высока.
- Это справедливо?
- Думаю, в преддверии конгресса ISU стоило бы обсудить, что с этим делать. Получается, что даже невидимый глазу недочет может решить судьбу медали. Ладно, здесь ошибка была заметной, но часто бывает, что техническая оценка падает просто, например, из-за того, что партнерша недодержала позицию, и уровень сложности того же вращения понижается. То есть общее впечатление от танца было хорошим, он был исполнен на высокой скорости, зрители никаких недочетов не заметили, да и сам этот элемент был сделан без ошибок, а оценка все равно автоматом снижается на три балла. И судьи даже при желании не могут компенсировать это снижение за все остальные преимущества просто потому, что им не хватит "плюсовых" баллов.
- А ошибка на твиззлах может стоить вообще четверти технической стоимости короткого танца - в то время как в мужском одиночном катании за падение на прыжке снимут в процентном отношении меньше.
У Степановой и Букина появилась "химия"
- Если заговорили про короткий танец - в этом сезоне его тема латина, где очень многие считают самым главным критерием успеха перенос характерных движений с паркета на лед.
- А задача у нас при этом другая. Перед началом сезона Гордон-Полторак на техкоме говорила: мы должны уйти от паркетных танцев к более живому стилю, тому, в котором танцуют на улицах! Вот что мы должны показывать на льду. С некоторыми парами я постарался это сделать, причем под современную музыку, а не ту, типичную, которая у нас была в старые времена. Но мне кажется, не все судьи это поняли. Как это часто бывает, судейский корпус оказался консервативен. Думаю, техком в оставшееся до Олимпийских игр время постарается донести еще раз идею до судей.
- Как вам кажется, пары в целом оригинально подошли к постановке латины, она не получилась однотипной?
- Мне кажется, да, оригинально. Появилось больше возможностей для вариаций, и люди это используют. Не все, правда, мне понравилось, например, короткий танец у (французов) Габриэллы Пападакис и Гийома Сизерона. А вот первая половина программы у (канадцев) Тессы Вирчу и Скотта Мойра прямо держала в напряжении. Но тут есть такой момент: латина не всем идет. Кто-то создан для латины, кто-то для лирики. Здесь же все должны исполнять программу в одном стиле. Но я надеюсь, что все к кульминации сезона найдут свою нишу и будут показывать максимум возможного.
- В произвольном танце в олимпийском сезоне особенно важно, что называется, "попасть" - чтобы он воспринимался как нечто выдающееся. Кто, на ваш взгляд, "попал"?
- В чем секрет этого олимпийского "попадания" - не в правильном ли совмещении музыкальных акцентов и катания?
- Совмещать катание и музыкальные акценты надо в любом танце. А в олимпийской программе, в первую очередь, надо попасть с идеей. Могу здесь вспомнить своих спортсменов Нелли Жиганшину и Александра Гажи, которым Илья Авербух поставил танец "Зомби". Тогда, к сожалению, его недооценили, а сейчас отрывки из этого танца показывают на семинарах ISU в качестве примеров. Так вот, это был танец предолимпийского сезона. В олимпийский год мы тоже искали интересную задумку и, мне кажется, нашли - поставили "двухсерийный" танец. Но я до сих пор не знаю, какая из программ была лучше - предолимпийская или олимпийская.
Степанова и Букин, на мой взгляд, с идеей "попали". Хотя для любой пары высокого уровня каждый новый сезон делать программу лучше предыдущей очень тяжело. Танец Бобровой и Соловьева по сравнению с прошлыми в плюс. Я разговаривал с некоторыми судьями, причем не российскими, и они считают так же. Я очень рад за ребят.
- В чем, на ваш взгляд, Боброва и Соловьев прибавили?
- Могла быть их ошибка связана со слишком глубоким погружением в образ?
- Конечно, может быть. Это самое тяжелое - совместить образ и тяжелые элементы. У многих такое бывает. Кататься с эмоциями гораздо тяжелее, чем без эмоций.
Небожителей в танцах нет
- В Москве Боброва/Соловьев и Степанова/Букин получили одинаковые баллы за произвольный танец, притом что одни ошиблись, а другие катались чисто. Значит ли это, на ваш взгляд, что лидеры в российской сборной однозначны, или все-таки можно ждать сюрпризов?
- Боброва и Соловьев в прошлом году на чемпионате Европы выиграли короткий танец. На чемпионате мира в произвольном прокате были третьими. С нынешним удачным произвольным танцем могут побороться на Олимпиаде? И ключевой вопрос - за что?
- Именно этот танец оставляет надежду, что могут побороться за медали. А за какие - вопрос открытый. Одна ошибка будет стоить очень дорого. Три-четыре места, если не больше. Если смогут донести идею танца, продемонстрировать одухотворенность и идею, откатав при этом безошибочно - то…
- Вирчу/Мойра и Пападакис/Сизерона многие считают небожителями.
- Причина в том, что судят честно - как договорились, или общая квалификация арбитров "хромает"?
- Мне кажется, можно говорить о "блоках понимания". Вы любите один вид искусства, а ваш оппонент - другой. Вы ищете своих единомышленников. А дальше назовите это сговором или единообразием понимания - как угодно. Но Скотт показал, что он тоже человек, а не каменный и не железный - в произвольном танце на чемпионате мира сделал ошибку, после чего золото ему и Тессе досталось только благодаря запасу, который был после короткого танца. Так что бороться по-любому надо.