Президент Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ) Сергей Прядкин в разговоре с журналистами, среди которых была корреспондент РИА Новости Вероника Столбунова, рассказал о текущем положении дел в лиге, о предстоящем ребрендинге, поделился информацией о том, что будет с телеправами в новом сезоне, также отметил особенности и трудности календаря чемпионата.
Сергей Прядкин руководит РФПЛ с ноября 2007 года. К беседе президент премьер-лиги пригласил директора по безопасности Александра Мейтина, коммерческого директора Павла Суворова и спортивного директора Виктора Пышкина, чтобы они более детально рассказали о работе в своих подразделениях.
Слова Семина - популизм, любая команда может отказаться от игры в плохих условиях
- Начнем с самого насущного вопроса. Отмена матча Кубка России "Крылья Советов" - "Спартак". Как вы планируете бороться с подобными явлениями и вообще переносами матчей?
Сергей Прядкин: Очень хорошо сказал на эту тему (глава профсоюза футболистов) Александр Зотов. На одном из последних заседаний комитета профессионального футбола РФС рассматривался вопрос переноса матчей в холодную или жаркую погоду. На этом заседании был врач сборной России Эдуард Безуглов, были представители профсоюзов и все руководители лиг. Были даны все разъяснения по этому поводу, а дальше были даны поручения комитету профессионального футбола, создана рабочая группа, которая доработает все рекомендации, которые мы предлагаем.
Рабочую группу возглавил Безуглов, и до 15 марта должно состояться заседание комитета профессионального футбола, на котором эти рекомендации будут даны и приняты, а дальше вынесены на исполком РФС.
Родионов о переносе матча с ФК "Крылья Советов": здравый смысл восторжествовал >>>
В Самаре было принято взвешенное решение с точки зрения регламентирующих норм. Наверное, это было не очень хорошо по отношению к болельщикам, к работникам стадиона, но, учитывая сильный и холодный ветер, погодные условия, было принято решение игру перенести. На какой срок – компетенция РФС. Сергей Куликов сообщил, что игра будет проведена в начале апреля, потому что календарь очень жесткий. Больше всего от этого пострадали болельщики.
- Болельщикам как-то возместят эти убытки?
Сергей Прядкин: "Спартак" и "Крылья Советов" подумают над тем, как это все организовать, как оказать поддержку. Возможно, и компенсационные выплаты произойдут. В день матча болельщикам гостей вернули деньги за билеты, а на следующий день начались возвраты болельщикам "Крыльев Советов".
- Главный тренер "Локомотива" Юрий Семин с одной стороны поддержал решение не проводить матч, но с другой стороны сказал, что избирательные решения не украшают наш чемпионат, в том смысле, что "Локомотив" и ЦСКА играли при таком морозе.
Сергей Прядкин: Решение принимает судья на месте с согласия обоих клубов. ЦСКА – это вообще один из клубов, от которого вообще не было вопросов по игре в Хабаровске. И, пользуясь случаем, я хотел бы задать вопрос Юрию Павловичу – когда играют международные матчи при холодной погоде, он ничего не высказывает… Мне удивительно от наших великих тренеров слышать это.
- То есть Семин, как и любой другой тренер, мог воспользоваться рекомендацией УЕФА об отмене игры при "минус 15" и ниже?
Виктор Пышкин: Да, такое решение могло быть принято. Есть рекомендация УЕФА - о проведении матчей при температуре ниже "-15". На основании рекомендации УЕФА, если температура воздуха, замеренная у кромки поля, составляет ниже минус 15 градусов, то за 60 минут до начала матча делегат должен получить согласие обеих команд на игру. Если одна из команд не соглашается играть при такой температуре, то судья должен принять решение не проводить игру.
Сергей Прядкин: "Крылья" были за то, чтобы играть, "Спартак" был против – вот и все.
- Так там еще была ситуация, что разные термометры показывали разную температуру…
Александр Мейтин: Там было четыре термометра: два из них были у комиссара – они показывали минус 15, один, какой-то типа комнатного, показывал минус 10, и еще один показывал минус 20. Мы решили их отбросить и взять два по "-15". Я тут же проверил сводку прогноза погоды по Самаре, и там было минус 16.
- Когда Семин и другие клубы говорят о том, что "нас заставили играть в таких условиях" - это популизм?
Сергей Прядкин: Конечно! Мы прекрасно понимаем, что долететь до Самары за час и долететь до Хабаровска за девять часов – разные вещи. И когда ты летишь девять часов, второй раз туда лететь не хочется, и игроки будут играть. Это просто вопрос логистики. Если команда не хочет играть при такой погоде – она имеет право отказаться, и не будет никакого технического поражения или каких-то других санкций.
Погоня за поездом: чемпионат России по футболу возобновляет сезон >>>
- Клубы же принимают участие в разработке календаря? И когда кто-то из клубов говорит, что в РФПЛ придумали плохой календарь, можно же им ответить, что "друзья, вы сами придумали этот календарь"?
Сергей Прядкин: С этого надо и начинать. Ни я, ни Александр Аркадьевич (Мейтин), ни кто-то еще не придумывает этот календарь. Его утверждают клубы. Все просьбы клубов учитываются.
- Кто из клубов больше всего просит внести какие-то правки, активнее всего работает с календарем?
Виктор Пышкин: Все работают. Прежде чем выносить на обсуждение общего собрания лиги структуру календаря на следующий сезон, у нас проходят совещания по согласованию этой структуры с каждым клубом. Раньше мы выносили по три-четыре проекта календаря, а последние пару сезонов принимаем календарь с перового раза. Календарь никогда не был идеальным. Единственное, что мы можем сделать - это разрешить клубам поменяться кругами.
- А почему изначально не проводить в теплых регионах матчи, которые выпадают на холодное время года?
Виктор Пышкин: Потому что никогда не сделаешь так календарь. Тогда получится, что "Краснодар", например, три-четыре игры зимой сыграет дома, а когда будет завершаться чемпионат, когда начинается решающая гонка, они будут играть на выезде. Но какой клуб на это согласится? Всю жизнь будут трения по календарю. У нас такой загрузки календаря, как в этом сезоне из-за домашнего чемпионата мира, не было давно. Мы на две недели раньше, чем обычно, заканчиваем сезон.
Сейчас РФПЛ зарабатывает очень мало по телевизионным контрактам
- Почему решили перейти на платный показ матчей РФПЛ?
Сергей Прядкин: Конечно, этот вопрос касается и нас, но больше он относится к нашему официальному вещателю – права у них. Дело в том, что в договоре прописан минимум футбольных матчей, которые должны быть в открытом доступе. Сейчас начинается вторая часть чемпионата, а они уже эту норму выполнили.
- Нет опасения, что перед чемпионатом мира в таких условиях упадет интерес к футболу, если показывать игры на платном канале?
Сергей Прядкин: Такого опасения нет. Мы понимаем, что эта тема болезненная для болельщиков, мы понимаем, что все привыкли смотреть футбол на бесплатном телевидении и эта тема непростая. Я могу сказать, что в следующем контракте подразумевается показ двух матчей в туре на федеральном канале – максимум.
РФПЛ, к сожалению, идет на уступки по контракту с телевизионным партнером - Прядкин >>>
- А рассматривается вариант заключения контракта не с "Матч ТВ"?
- Рассматривается.
- "Телеспорт"?
Сергей Прядкин: Почему "Телеспорт"? Нет! У нас есть решения правления лиги, и мы выносим наши права на тендер. Эти права будут разделены на четыре сегмента: производство, IT-права, платное и четвертое – открытый эфир. Выиграет сильнейший.
- Какую сумму рассчитываете получить?
Сергей Прядкин: Даже не буду сейчас говорить. Не хочу сглазить. Во всяком случае, нам хотелось бы получить большую сумму, чем мы получаем сейчас. Сейчас у нас 1 миллиард 490 миллионов рублей чистой прибыли за сезон от немеждународных прав, плюс 10 миллионов долларов международных прав. Для лиги это очень маленькие суммы.
- На какую сумму рассчитывает лига?
Сергей Прядкин: Я не буду называть суммы. Но я уже неоднократно говорил, что я был бы рад зарабатывать с телевизионных контрактов миллионов 100, но…
- Какие сложности в переговорах с "Матч ТВ"?
Сергей Прядкин: Сложностей нет, идут рабочие переговоры, идет обсуждение. Мы не будем говорить, с кем мы еще ведем переговоры. Мы хотим разделить реализацию прав. Сейчас готовится техническое задание по каждому направлению.
- Что касается лиги. Как вы рассматриваете ситуацию с "Амкаром" и "Тосно"? Эти команды могут закончить свое существование после текущего сезона.
Сергей Прядкин: Лига оценивает эту ситуацию с сожалением. Более того, мы получили полную поддержку со стороны РФС, лига будет активно участвовать в лицензировании клубов. Сейчас идет разработка критериев по участию в РФПЛ, которые будет рассматривать лига. В письменном виде будут прописаны критерии соответствия выступления в РФПЛ и только после того, как клуб будет соответствовать этим критериям, будет выдана лицензия.
- Какие ключевые критерии?
Сергей Прядкин: К примеру – наличие соответствующей арены, ни плюс-минус, ни с оттяжкой по времени, а здесь и сейчас. Не годится арена, значит, или вы играете где-то в другом месте в регионе, или ставьте задачи на выход в следующем сезоне. Плюс соответствующие критерии в вопросах финансирования. А это сложный вопрос, потому что бумажка с финансовыми гарантиями - не тот документ, который может соответствовать реалиям. Все критерии обсуждаются. Пускай это будет не 10 критериев, а всего два-три, но достаточно жестких.
- Не боитесь, что после этого просто не будет клубов, которые при выходе в РФПЛ могут соответствовать этим критериям?
Сергей Прядкин: Не боимся! Вот, как вы говорите, почему не показываем матчи по открытому каналу на весь мир? Это не очень красиво для РФПЛ – пустые трибуны, качество газона. У нас вышел очень хороший документ – комплексное исследование экономики российского футбола.
- И какой главный вывод из этого документа?
Сергей Прядкин: Тут очень много важных выводов. Там расписано то, чем обладают клубы, над чем надо работать. И отсюда мы возьмем многое для критериев лицензирования клубов.
- Когда вы начали делать этот документ, шла речь о том, что вы будете заставлять клубы раскрывать бюджет. Как идет эта работа?
Сергей Прядкин: Ряд клубов уже открыли свой бюджет. К сожалению, у нас получается так, что не раскрывают свои финансы бюджетные клубы.
Клубы РФПЛ впервые с 2012 года достигли положительного финансового результата >>>
- А кто уже раскрыл?
Сергей Прядкин: ЦСКА, например, у нас уже давно открыт, "Локомотив" тоже открыл свой бюджет. Клубы, которые проходят лицензирование в УЕФА – у всех открыты бюджеты, потому что тут вопрос финансового fair play.
- Как клубы отреагировали на это?
Сергей Прядкин: Абсолютно положительно. Наверное, будут сложности, но работа идет, нам все идут навстречу.
"Ситуация, подобная инциденту в Бильбао, у нас исключена"
- Перейдем к вопросам безопасности. Какая работа ведется, что уже сделано?
Сергей Прядкин: Мы добились того, что, в конце концов, полиции внутри чаши нет. Мы начинали эту работу очень давно. Вы вспомните, как раньше было. У нас постоянные совещания на эту тему. Но это не только наша ответственность.
Александр Мейтин: В чаше стадиона мы стали реальными хозяевами, это сразу сказалось на безопасности. В этом году по всем показателям, которые связаны с безопасностью, ситуация улучшилась.
- Что скажете о том, что произошло в Бильбао на выездном матче "Спартака" в рамках Лиги Европы?
Сергей Прядкин: Я сейчас прилетел с конгресса УЕФА. Сначала всю волну пустили на наших болельщиков, но когда разобрались – все стало иначе.
Дневник русского "радикала": события перед игрой "Спартака" в Бильбао от первого лица >>>
Александр Мейтин: Когда я сидел на стадионе и получил сообщение, что убит полицейский, я тут же начал всех обзванивать. Выяснилось, что никто его не убивал, а он скончался от инфаркта. Потом начали выступать мэр и все остальные на тему, что мы больше никогда не хотим видеть болельщиков "Спартака" в нашем городе. Потом все разобрались и сообщили, что "Спартак" не имеет отношения к этим беспорядкам. У них работало 500 человек городской полиции и еще 300 "силовиков".
Сергей Прядкин: В нашей стране в сто раз лучше организована безопасность. Просто там есть еще менталитет самой нации…
Александр Мейтин: Я полностью согласен. Наша система безопасности сейчас одна из самых лучших в мире. Если бы у нас была информация о том, что собираются проводиться митинги антифашистов, что будут разбираться с болельщиками, то у нас были бы приняты беспрецедентные меры безопасности.
Эта была зона ответственности города, и они не сработали, владея информацией. Не были приняты должные меры безопасности. Не были перекрыт улицы, а надо было выставлять наряды – есть определенная тактика. Такого, как было в Бильбао, у нас быть не могло, это точно.
Логотип РФПЛ точно изменится со следующего сезона
- Как идет работа с ребрендингом логотипа РФПЛ?
Павел Суворов: Одна из тем, которую мы сейчас обсуждаем – стоит ли менять название лиги в рамках ребрендинга, учитывая, что у нас есть логотип лиги и есть логотип чемпионата России. Российская футбольная премьер-лига звучит больше, как название организации, а нам нужен понятный, узнаваемый и простой бренд.
- Это будет кардинальное изменение?
Павел Суворов: Сейчас идет работа, даже эскизов нет, но будет кардинальное изменение. Мы постараемся сделать шаг в сторону индустрии зрелищности. Футбол – эмоциональное зрелище. Мы хотим это подчеркнуть.
Евгений Гинер: Россия - не нефутбольная страна, а неспортивная >>>
- Хорошо. Вот, например, матчи в Казани. Вокруг стадиона нет никаких развлечений, на стадионе тоже нет. А переходишь на арену хоккейного "Ак Барса", а там множество разных ресторанов, развлечений…
Вот вы спрашиваете – где лига сейчас? А мы, между прочим, благодаря нашим клубам, подбираемся в таблице коэффициентов УЕФА к Франции – идем в шестерке. И это по спортивным вопросам. Вон, у итальянцев сейчас вообще телевизионные контракты упали, бундеслига раздробила контракты.
Переговоры с Катаром по проведению Суперкубка еще актуальны
- Вопрос об изменении количества участников в РФПЛ не актуален?
Сергей Прядкин: У нас 16 команд, изменений в ближайшее время не будет.
- Относительно Суперкубка. Были разговоры, что он может проводиться в Катаре.
Сергей Прядкин: Эти разговоры все еще актуальны, идут переговоры. У нас есть поддержка и со стороны клубов, и от РФС. Суперкубок – коммерческий матч.
- Рассматривается только Катар?
Сергей Прядкин: Нет, есть еще одна страна, но я думаю, что Катар – реальнее.
- Вы можете назвать свое самое главное достижение на посту президента РФПЛ?
Сергей Прядкин: Стабильность. У нас за это время ни один клуб не прекратил свое существование по ходу сезона – все доиграли до конца и выбывали только по спортивному принципу. Это очень здорово. Какая бы тяжелая ситуация ни была – все доигрывали сезон до конца.
Чемпионат России по футболу и победители турнира >>>
И я очень горд за то, что мы в шестерке лучших европейских лиг. И то, что три наших клуба продолжают борьбу в Лиге Европы в весенней стадии. Хотя, конечно, это заслуга футболистов, тренеров, руководителей клубов и владельцев клубов.
- А недостаток?
Александр Мейтин: Я хочу добавить, что в этот период произошли революционные изменения в вопросах безопасности. Наши стадионы стали комфортными и безопасными для всех любителей футбола. Тем не менее, есть еще над чем работать.