Призер Паралимпийских игр-2018 российская лыжница и биатлонистка Марта Зайнуллина в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Олегу Богатову рассказала об эмоциях после завоевания наград в Пхенчхане, о трудностях возвращения в национальную команду и поддержке маленькой дочки Айлы, ожидающей маму в Казани.
Зайнуллина на Паралимпиаде выиграла три медали - одну серебряную и две бронзовые. Игры проходили в Пхенчхане с 9 по 18 марта 2018 года. Российские спортсмены были допущены до Паралимпиады в нейтральном статусе в количестве 30 атлетов и шести ведущих.
Вопреки всему: россияне стали вторыми на Паралимпиаде, выиграв 24 медали >>>
Три месяца вне дома ради Паралимпиады
- Марта, вы, наверное, сейчас очень измотаны, ведь у вас были очень тяжелые гонки?
- Знаете, сейчас у меня уже накопилась и эмоциональная, и физическая усталость, потому что мы практически три месяца не была дома: сначала выступали на двух этапах Кубка мира, потом готовились к Паралимпийским играм и потом сразу приехали в Пхенчхан. Этапы Кубка мира проходили в Германии и Финляндии, а к Паралимпиаде мы готовились в Швейцарии. Все это очень сложно.
- Когда вы узнали, что все же поедете на Паралимпийские игры?
- Интересно, что мы об этом узнали, когда в конце января ехали с одних соревнований на другие. Нам сказали, что к участию в Паралимпиаде допустят 30 человек. Но при этом мы не знали, кто это пофамильно. И только в середине февраля нам стало известно, кто именно поедет в Корею. До этого времени мы не радовались и не огорчались, потому что не знали, кто из нас точно будет выступать в Пхенчхане. А когда уже объявили фамилии, мы начали готовиться к Паралимпийским играм целенаправленно.
- Вы успели побывать дома между стартами Кубка мира и сборами?
- Между соревнованиями в Германии и Финляндии я буквально один день провела дома. Утром прилетела в Казань, а в пять утра на следующий день улетела в Москву. Обняла дочурку и снова улетела.
- Казань в последние годы все мои знакомые очень хвалят. Отмечают особый позитивный настрой, который есть в Казани. Почему?
- Да, у нас очень красивый город. Многонациональная республика, в которой все жители очень дружелюбно друг к другу относятся. Я сама наполовину русская, наполовину татарка. Когда ты приезжаешь в Казань, то чувствуешь какое-то незримое гостеприимство города по отношению к тебе.
- В 2013 году в Казани проходила всемирная Универсиада. Чем она вам запомнилась?
- Знаете, так получилось, что в общем-то ничем. Я тогда постоянно находилась на сборах перед Паралимпийскими играми 2014 года в Сочи, и в Казани практически не появлялась.
Не думаешь о силах, просто выходишь и борешься
- У вас в Пхенчхане были очень тяжелые гонки, особенно когда солнце сильно растапливало лыжню. Откуда у вас брались силы для новых стартов?
- Понимаете, ты же очень долго готовишься к главному старту четырехлетия, поэтому все равно находишь силы на каждую новую гонку. И мы это делаем. Да, ты понимаешь, что если у тебя сегодня была тяжелая гонка, а на следующий день предстоит новый старт, то надо собраться из последних сил.
- Как вы боролись с усталостью?
- Я не чувствовала усталости, единственное - когда мы в воскресенье (в заключительный день Игр) отбегали последнюю гонку, то можно было уже расслабиться (с улыбкой). И вот именно тогда, после эстафеты, усталость и накатила.
- А какие были мысли, когда Паралимпиада закончилась?
- Не то, что бы все закончилось, но все понимали, что скоро мы уже будем дома. Меня больше всего радовало вот это, а не то, что уже прошли соревнования, и все осталось позади. Главное, что скоро буду дома рядом с любимой дочкой.
- Дома вас уже наверняка заждались? Устали видеть вас только по телевизору?
- Да, доченька Айла меня уже точно заждалась (с улыбкой). Ей сейчас всего два годика и четыре месяца.
- Как же она в таком возрасте так долго находилась без мамы?
- Наверное, она очень сильно на меня обиделась (смеется). Айла сейчас находится с моей мамой, мы созваниваемся каждый день по два-три раза.
- Дочка понимает, что мама выигрывает медали на Паралимпийских играх?
- Нет, она этого пока не понимает, она только понимает, что мама находится где-то на работе. Наши гонки показывали по телевизору, и она меня уже узнает (с улыбкой).
- А с медалями, завоеванными на предыдущих Паралимпиадах, Айла играет?
- Да, ей это интересно, а особенно тогда, когда в гости приходит моя племянница. Они навешивают их на себя и бегают по комнате, веселясь от души.
- А сколько лет племяннице?
- Ей четыре года, и ее зовут Михалина.
- Надо же, такое редкое имя. В сборной России есть Михалина Лысова, и в Казани тоже Михалина. Интересно.
- Да, (шестикратная паралимпийская чемпионка) Михалина Лысова - моя лучшая подруга, можно сказать, что племянницу назвали в ее честь.
- Марта, а как переводится имя вашей дочки - Айла?
- Лунная или красивая как Луна.
- Это ведь очень созвучно самой Южной Корее, где вы находились. В этой стране Луна имеет особое значение как символ, связанный со многими древними традициями. А как вы себя ощущали в Пхенчхане?
- Первая гонка далась мне очень тяжело, я сама не ожидала, что так не очень успешно выступлю (Зайнуллина стала седьмой в биатлонной гонке на 6 км). Причем у меня не было физических сил в чем-то где-то добавить. А уже потом, на следующий день, я неплохо себя чувствовала. Пробежала дисциплину нормально, и потом мое состояние улучшалось от гонки к гонке.
Минута славы пролетает быстро
- Когда вы завоевали свою первую медаль Игр-2018, какие у вас были чувства?
- Знаете, первая гонка у меня сложилась неудачно, во второй меньше четырех секунд мне не хватило до третьего места. Две гонки прошли, и они закончились для меня без медалей. Когда уже в третьей гонке я заработала медаль (серебро в биатлоне на 10 км), меня это маленько отпустило. Потом я выходила на старт уже в более расслабленном эмоциональном состоянии.
- Когда вы выиграли первую медаль, у вас было ощущение, что не зря приехали на Паралимпиаду?
- Минута славы пролетает очень быстро. Я в каждой гонке настраивалась бороться именно за медали. Да, гонка прошла, на церемонии награждения ты получил свою минуту славы, снял медаль и продолжаешь работать дальше.
- А что вы ощущали во время этой "минуты славы"?
- Думала: пусть поскорее все закончится, я очень устала и хочу к себе в номер в олимпийской деревне (смеется). Хотела попасть в свой номер и лечь на кровать.
- А как ваши успехи воспринимали зрители на трибунах?
- В Южной Корее очень хорошие болельщики. На последнюю церемонию награждения пришло очень много людей, и они нам очень долго аплодировали. До последнего момента, пока ты находишься на сцене, тебя поздравляют и официальные лица, и волонтеры. Это очень приятно.
- Что вы поняли после выигрыша серебряной медали - то, что сделан шаг вперед, или то, что вновь не удалось победить?
- Чувства были двоякие: с одной стороны понимаешь, что серебряная медаль - это хорошо, а с другой - думаешь, что можно было выступить и лучше.
- Подводя итоги Паралимпийских игр, три медали - это то, что вы ожидали?
- Я скажу так: это, скорее всего, хороший опыт для меня. Я теперь более осознанно буду подходить к Паралимпийским играм. Есть то, над чем мне надо работать, есть много нюансов, которые всплыли на этапах Кубка мира этого сезона. Надо что-то корректировать и что-то менять. Сейчас я приеду домой, мы поговорим с моим личным тренером Владимиром Васильевичем Милинским, разберем, какие у меня были серьезные ошибки на трассах в Пхенчхане и как их можно исправить.
Настрой в Пхенчхане был особый
- Самый главный итог этих Игр? Ведь это ваша вторая Паралимпиада.
- У меня получилось лучше, чем на первой (в Сочи Зайнуллина выиграла одну бронзовую награду). Это главное для меня.
- Вы тогда были расстроены тем, что у вас только одна медаль?
- Знаете, я тогда, наверное, не совсем осознанно ко всему подходила, была совсем молодая. Отобрались на Игры, поехали, выиграли – и все. А потом пришло другое понимание, что все четыре года после Сочи надо посвятить только одному - подготовке к Паралимпийским играм в Южной Корее.
- Если сравнить две Паралимпиады, что их объединяет, и чем они отличаются?
- Я поняла, что они совершенно разные. Одно дело - выступать дома, совсем другое - в Корее, где существует своя культура, своя самобытность. Мне кажется, что даже не нужно проводить такие сравнения.
- А как вы чувствовали себя в Корее?
- Очень даже нормально. Мне очень понравилось, что все корейцы были улыбчивы и доброжелательны, каждый из них утром старался пожелать тебе хорошего дня. А когда тебя награждают, пока ты проходишь по коридору после награждения, тебе все улыбаются, тебя все поздравляют, тебе все аплодируют. Это же здорово!
- Многие просили вас сфотографироваться?
- Да, все искренне были рады, и я никому не отказывала. Это действительно было очень приятно (с улыбкой). Мне в Корее очень понравилось.
- А как у вас складывались отношения с соперницами, ведь к нашей команде со стороны некоторых стран было неоднозначное отношение?
- Я со своими соперницами общаюсь нормально. Мы можем пожелать друг другу удачи перед гонкой, а после финиша - поздравить или как-то поддержать, сказать какие-то добрые слова. Лично у меня какого-то негатива не было, я нормально общаюсь и с девушками, и с некоторыми тренерами спортсменок из-за рубежа.
Дочь - главный мотиватор
- Кто вам помогал в тяжелые минуты в Пхенчхане, в чем вы находили поддержку и от кого - от родных, близких, друзей?
- Конечно, моя самая главная поддержка - это дочь, которая сидит дома в Казани и очень ждет каждого моего звонка. Когда набираешь знакомый номер и слышишь голос дочурки, это так помогает и вдохновляет. Знаете, когда я после первой провальной гонки позвонила домой, то поняла, что если что-то не получилось, это не так важно. Потому что главное вдохновение ждет меня дома!
- Талисманы Игр Айле нравятся?
- Я домой везу полсумки этих медведей. Я ей скидывала фотографии медвежонка (талисмана Паралимпиады), она мне ответила, что мишка ей очень понравился, мишка нам нужен (смеется).
- Марта, у вас прошла первая Паралимпиада, прошла вторая. Что сейчас нужно правильно сделать до следующих Игр?
- Сейчас мне просто хочется отдохнуть (смеется). А потом все будем обговаривать с личным тренером, что-то менять в подготовке и пробовать что-то новое.
- За четыре года, прошедших между Сочи и Пхенчханом, вы изменились?
- Да, я стала сильнее. В это время я стала мамой, уходила в декрет, родила Айлу и практически год не тренировалась. А потом целый год восстанавливалась и не была в составе сборной России. Мне приходилось все начинать заново, готовиться к чемпионату России и доказывать, что я достойна места в сборной России. Я официально в составе команды только с 2017 года. И то, что после рождения дочки тебе снова надо завоевывать свое право находиться в составе сборной России, очень подстегивало меня. Хотелось стать сильнее и вновь доказывать, что ты одна из лучших. Когда у тебя растет маленькая дочь, хочется быть для нее примером.
- Какие слова вы скажете Айле, когда прилетите домой?
- Скажу просто: дочка, я тебя очень люблю и очень сильно по тебе соскучилась.
- Во время Паралимпиады вас поддерживали болельщики из Казани и из других городов Татарстана?
- Да, конечно, меня поддерживали очень многие люди, и это очень меня радовало. Меня поддерживало руководство нашей республики и казанский центр спортивной подготовки. Много сообщений писали из моего родного города Нижнекамска. Поддержка от любителей спорт была просто огромной. Всем написавшим и позвонившим огромное спасибо, без их поддержки не было бы моих медалей. Я всем очень благодарна!