Накануне старта чемпионата мира по футболу 2018 года интервью журналистам ряда российских спортивных изданий дал генеральный директор организационного комитета "Россия-2018" Алексей Сорокин.
МЫ НЕ НАРУШИЛИ НИ ОДНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
- Давайте вначале вспомним конец 2009 – начало 2010 года - время формирования нашей заявки на чемпионат мира. То, что в итоге получилось, сильно отличается от изначальной задумки?
- В целом, все задуманное складывается. Естественно, полностью итоги можно подвести через какое-то время после чемпионата мира, потому что наши задачи выходили далеко за рамки просто хорошей организации турнира. Мы хотели показать нашу страну совершенно с новой стороны, оставить у всех гостей незабываемые впечатления. Но, самое главное, знаете что?
- Что?
- То, что ни одного обязательства мы не нарушили. Так же часто бывает: сначала страна получает право проведения, а потом ряд условий начинает менять. Мы же ни одного своего обязательства не нарушили. Безвизовый въезд, бесплатный проезд, строительство стадионов – всё это выполнили.
- Даже сейчас есть коллеги, которые говорят: мы бы и так получили чемпионат мира, результат был известен до голосования.
- Это глупость, что мы заранее знали результат, тут я могу поклясться чем угодно. Это абсолютная глупость: никто никогда нам не говорил никакой результат. Боялись, хоть и в хорошем смысле, но до самого последнего момента. Просто пытались всех убедить, что мы организуем чемпионат мира успешно.
- Получается?
- Посмотрите, какая обстановка вокруг чемпионата мира. Мы много общаемся с теми, кто уже прибыл на чемпионат мира, с делегатами конгресса ФИФА, с футболистами, сотрудниками национальных сборных, первыми болельщиками. Всё очень доброжелательно и позитивно, уже сейчас мы получаем первые благодарности.
Глава ФИФА: Россию еще никто не покорял, но в четверг ее завоюет футбол >>>
- От кого-то конкретно?
- Просто от людей, приехавших на чемпионат мира. Все удивляются нашему гостеприимству. Даже игроки, видавшие в своей карьере всё что только можно. Мы видим колоссальный интерес к сборным и базам, где они проживают. Все с удивлением обнаружили, что у нас вполне приятная и гостеприимная футбольная страна. Все под большим впечатлением от Москвы. Те, кто не был тут всего пять лет, поражены, как всё изменилось. Не говоря о тех, кто не приезжал в нашу столицу 20-25 лет.
ПРЕДСТАВЛЯЯ ЗАЯВКУ, ЧУТЬ НЕ УМЕР ОТ МАЛЯРИИ
- Правда, что вы едва не умерли, продвигая нашу заявку где-то в Африке?
- Самое главное, что все-таки не умер. Я действительно заболел малярией и, самое главное, не сразу понял, что заболел именно ей. Было много поездок, и одна из них была в Анголу, где проходил конгресс КАФ. И я просто забыл про эту поездку…
- Прививку не делали?
- А от малярии нет прививок. Есть таблетки, которые и лечат, и являются профилактикой. Но эти таблетки довольно вредные. Малярия же третье место в мире по смертности занимает. Теперь-то я много прочитал по этой теме, эксперт (смеется). Но тогда я просто забыл про поездку в Африку. Если бы сказал сразу врачам, то мне бы сразу сделали нужный анализ и начали лечить. Я же лечился от гриппа, а температура все повышалась, повышалась…
- И на какой день поняли, что малярия?
- На четвертый, и это не очень хорошо. Спасибо доктору, который наконец-то задал правильный вопрос: "А вы в экзотических странах не были?". Тогда и вспомнили, стали лечиться, восстанавливался в инфекционной больнице 12 дней. К счастью, оправился довольно быстро. В больнице на Соколиной горе была врач, такая настоящая твердая женщина. Она так и сказала: "Наверное, поможем. Правда один такой, как ты, у нас не вытянул недавно… Но тебя на ноги обязательно поставим".
НА ЧМ-2018 АККРЕДИТОВАНО 200 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК
- Видели реакцию футболистов в социальных сетях на сюрпризы, которые подготовили на базах. Это инициатива оргкомитета?
- Хотел бы сказать, что да, но не могу. Мы просто с радостью приветствовали инициативу собственников баз. Они хотели каким-то особым образом встретить своих гостей, придумать свои "фишечки". Мы видим, что креатив самый разнообразный. Встретили хорошо, видим благодарные отзывы от французов, испанцев, португальцев и других команд.
- В Грозном устроили целый концерт при встрече сборной Египта.
- Мы дали регионам рекомендации как встречать команды, чтобы не было совсем больших отличий по встрече. Основные направления мы задали, это было пожелание ФИФА и самих команд, чтобы не было предложений по чарочке пропустить из уважения к хозяевам. Все более-менее рекомендации выдерживают, а креативные инициативы мы приветствуем.
- Есть какой-то вопрос, который не успели решить до начала первого матча?
- Есть какие-то вопросы оперативные, но они, к счастью, не носят какой-то глобальный характер. Очень много людей приезжает. У нас будет более 200 тысяч аккредитованных людей на чемпионат мира! То есть это те, кто организовывают турнир. Можете представить? Это беспрецедентный объем подготовки и объем задействованных сил. Понимаешь, насколько наш мир большой.
- Вам не обидно, что многие болельщики будут оценивать чемпионат мира по тому, как выступит сборная России?
- У нас многогранные задачи на этот чемпионат мира. Мы турнир организовываем не для того, чтобы сборная России его выиграла, верно? Они у нас более масштабные. Я понимаю, что от успеха сборной зависит многое. Успех страны-хозяйки приковывает внимание по всему миру.
- Тем не менее, если сборная не выйдет из группы, страна запомнит именно этот провал. В рейтинге ФИФА мы уже на 70-м месте.
- Давайте не будем смотреть на рейтинг ФИФА, мы знаем, как работает эта система. У нас большие надежды на нашу сборную. У команды есть все шансы, чтобы удивить болельщиков и показать хороший футбол. Но даже если, не дай бог, что-то пойдет не так, то интерес к турниру будет колоссальный, и он будет держаться на уровне до конца. Это видно по динамике продаж билетов, какой интерес вызывают все матчи плей-офф вне зависимости от того, кто выйдет. Спрос огромный.
СВОБОДНЫХ МЕСТ НА СТАДИОНАХ БУДЕТ ОЧЕНЬ МАЛО
- Правильно понимаем, что свободных билетов на чемпионат мира уже нет?
- Проданы те билеты, которые должны были быть проданы. В системе чемпионата мира предусмотрена практика, когда какое-то количество билетов на стадию плей-офф удерживается, чтобы болельщики, чьи страны попадают в 1/8 финала, четвертьфинал, полуфинал и финал, имели возможность посетить эти матчи. То есть остаются билеты, которые не продаются умышленно. Остальные билеты практически все проданы. И есть несколько матчей, где билеты проданы полностью.
- То есть на групповой стадии нас ожидают только аншлаги?
- Могу сказать, что на групповом этапе вы найдете очень мало свободных мест на стадионах. На каждый стадион недопродажи в пределах погрешности. Скажем, тысяча – полторы билетов, но это максимум. Остатки билетов, как вы знаете, недавно поступили в продажу и были раскуплены моментально. В том числе дисконтируемые билеты с ограничениями по обзору поля.
Необыкновенная и трогательная история самого известного болельщика в мире >>>
- Почему билеты столь популярны в США и Китае? Это спекулянты?
- В ФИФА хорошо отработанная годами система продаж билетов, и столько препон для спекулянтов, начиная с цен, что в это не верится. Думаю, что это действительно люди, которые хотят приехать на чемпионат мира. Для нас эта категория чуть сложнее, чем прочие, потому что не совсем понятно, на какие матчи они пойдут. Если Германия купила 72 тысячи билетов, то мы примерно понимаем движение этой массы по территории России. Движение болельщиков из Китая и США понять гораздо сложнее.
- Так что им тут делать? Команд США и Китая на чемпионате мира нет.
- Думаю, это комплекс факторов. Это интерес к футболу, интерес к стране. Наверное, они убеждены, что Россия – комфортная страна для проведения чемпионата мира с точки зрения логистики и комфорта их пребывания здесь. Кто-то, возможно, услышал отзывы от Кубка конфедераций, и это вызвало некое любопытство. Мы в целом любопытная страна для иностранцев, а тут появился такой повод еще.
НА МАТЧЕ ОТКРЫТИЯ ОЖИДАЕТСЯ БОЛЕЕ 20 ГЛАВ ГОСУДАРСТВ
- Можно ли сказать, что с точки зрения безопасности чемпионату мира ничего не угрожает?
- Строго говоря, безопасность – задача не только оргкомитета. В основном, за безопасность отвечает Российская Федерация, правительство страны, а не оргкомитет. Мы понимаем ту часть, за которую ответственны, и обеспечиваем всё необходимое. Все меры приняты, они достаточны и адекватны. Уверен, что все зрители на стадионах могут чувствовать себя спокойно. Тем, кто планирует серьезные правонарушения на стадионе, я бы советовал этого не делать.
- Небольшое уточнение. На открытии Кубка конфедераций запрещали даже сэлфи-палки проносить. Такого же не было никогда. Сейчас запрет сохранится?
- Если не ошибаюсь, по сэлфи-палкам принято положительное решение, мы их отстояли. Таких вопросов было очень много. Например, были запрещены все зонты-трости. С собой можно проносить только складной зонт не длиннее 25 сантиметров. Не забываем комедию с Пьером Ришаром, там от зонтика много людей полегло (улыбается).
- Раз упомянули матч открытия, сколько ожидается глав государств в четверг в "Лужниках"?
- Могу только сказать, что более 20. Это нормально, со стороны глав государств всегда большой интерес к матчу открытия и к финалу чемпионата мира. Хорошо, что у нас будут высокопоставленные гости, которые смогут насладиться футболом и, надеюсь, победой российской сборной.
Биатлон vs футбол: за кого будет болеть Йоханнес Бё на ЧМ-2018 >>>
- Самый счастливый человек на земле прямо сейчас Александр Овечкин посетит эту игру?
- Мы позвали Александра как посла чемпионата мира посетить любой матч по его выбору. Мы ждем конкретной информации, куда конкретно он захочет пойти. Приглашение есть, думаю, в ближайшее время мы все узнаем. Сейчас он справедливо отмечает победу, имеет полное право на это. Будем рады его видеть. Раньше была распространена фраза: "Футбол спорту не помеха".
- Правда, что в плей-офф чемпионата мира будет другой мяч?
- Да, конечно, это было известно с самого начала, мяч будет видоизменен. Он уже есть, заготовлен компанией-производителем. Будет презентация, на которой мы все узнаем его название.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОГО ЧМ-2018 - В ПРЕДЕЛАХ 500 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ
- Вы можете окончательно сказать, во сколько России обошелся чемпионат мира по футболу?
- Тут нужно разделять. Бюджет подготовки инфраструктуры чемпионата мира – это абсолютно открытая цифра – 678 миллиардов рублей. Это совокупные затраты, включающие в себя федеральные, региональные и внебюджетные источники. Но целиком относить это на затраты чемпионата мира я бы не стал. Построены новые терминалы, новые дороги, станции метро.
- Есть цифра непосредственно на проведение чемпионата мира?
- Она до копейки будет известна только после проведения чемпионата мира, потому что и сейчас идут какие-то внезапные расходы. Но в целом мы в пределах допустимого с точки зрения истории организации чемпионатов мира, никаким повышенным бюджетом мы никого не удивим. Цифра останется в пределах 500 миллионов долларов.
- То есть фразы о том, что мы проводим "самый дорогой чемпионат мира в истории"…
- Это, конечно, преувеличение. Что такое – самый дорогой чемпионат мира в истории? Новое шоссе от центра Нижнего Новгорода до аэропорта, например, это считать расходами на чемпионат мира? Да, гости будут им пользоваться, но местные жители пользуются им сейчас и будут пользоваться еще 100 лет. Все равно всё это было бы сделано рано или поздно. Просто это сделали к определенному сроку и в тех регионах, которые примут чемпионат мира. Так многие страны и развиваются – проектами. Вот это и есть очередной проект.
- Что было самым затратным?
- Конечно, транспорт. Даже не стадионы, как многие думают, а транспортная инфраструктура. Это половина всей программы. Построили новый аэропорт в Ростове, две станции метро в Петербурге и Нижнем, несколько шоссе. Далее спортивная инфраструктура: новые стадионы, мини-арены, выполняющие роль тренировочных площадок. Всё это останется нам для школ, для футбольных клубов. Например, построено более 20 новых гостиниц, на которые бюджетных средств не ушло вовсе.
НЕВОЗМОЖНО ГОТОВИТЬ ЧМ, ДОПУСКАЯ, ЧТО ЕГО У ТЕБЯ ОТНИМУТ
- В какой-то момент у вас все-таки проходила мысль, что чемпионат мира у нас всё же отнимут? Все-таки ФИФА в какой-то момент подготовки находилась в жесточайшем кризисе.
- Конечно, такая возможность где-то отдаленно брезжила. То есть мы давали себе отчет, что теоретически это возможно, если такой шум создается. С другой стороны, мы ни разу не слышали подобных разговоров от ФИФА, всегда была твердая позиция федерации по этому поводу, у них никогда не было колебаний.
- В том числе после ухода Йозефа Блаттера?
- Ни при администрации Блаттера, ни при администрации Инфантино этого не было. Невозможно готовить чемпионат мира, допуская, что его у тебя отнимут. Поэтому если мы где-то на подкорке и думали о подобном развитии, но не принимали это в расчет при нашей ежедневной работе. Никогда мы не подходили к этому вопросу с точки зрения: "А давайте подождем, может там что-то созреет". Всё это к нашему партнерству с ФИФА и к спорту как таковому не имело отношения.
- Скорее к политике.
- Да, всё это было в совершенно иных сферах, неспортивных. Это политическое измерение, которое, к сожалению, возникло вокруг чемпионата мира. Но как оно возникло, так и погасло. Кубком конфедераций мы доказали, что никаких обоснованных нареканий к нам быть не может. А когда пошли продажи билетов на сам чемпионат, любые разговоры потухли автоматически.