Туктамышева: мне льстит, что в Финале я самая возрастная спортсменка
Туктамышева: мне льстит, что в Финале я самая возрастная спортсменка - РИА Новости Спорт, 10.12.2018
Туктамышева: мне льстит, что в Финале я самая возрастная спортсменка
Елизавета Туктамышева, завоевавшая бронзовую награду в финале Гран-при по фигурному катанию, рассказала специальному корреспонденту РИА Новости Елене Вайцеховской о том, почему чемпионат России для нее более важен, чем финал Гран-при, и призналась, что боится даже думать о том, чтобы выполнить на льду прыжок в четыре оборота.
— Лиза, вам дважды удалось выполнить в Ванкувере тройной аксель, но оба раза он получился с помаркой при приземлении. Что помешало бороться за то, чтобы выезд получился безукоризненным, а сам прыжок без потери баллов?— Когда выходишь на старт, то всегда думаешь о том, чтобы максимально хорошо исполнить программу. Короткую программу я катала с очень хорошим настроем именно на элементы, готова была бороться за каждый из них. А вот в произвольной… Тройной аксель получился очень мощным, и я могла бы выехать гораздо лучше. Наверное, просто подстраховалась. Больше думала не о том, чтобы красиво выехать, а о том, чтобы устоять на ногах.— Настраиваться на прокат было сложно?— На короткую программу в особенности. Произвольная мне всегда дается проще. Во-первых, понимаешь, что половина работы позади, успеваешь адаптироваться к условиям, соответственно, волнение становится меньше. Это облегчает задачу сконцентрироваться на элементах.— В Ванкувере вы несколько раз повторили, общаясь с журналистами, что расцениваете старт в финале Гран-при как возможность подготовиться к чемпионату России. Означает ли это, что старт в Саранске для вас более важен?— Конечно. Для меня это главный старт, и именно там мне хотелось бы показать все, на что я способна.— В вашей карьере тем не менее неоднократно случалось, что на главные старты вы не отбирались, и, наверное, должны были научиться не расстраиваться по этому поводу. Почему сейчас вдруг чемпионат страны приобрел для вас такое значение?— Наверное, потому что сейчас я неплохо готова, понимаю, на что способна, понимаю, что могу бороться, занимать высокие места. Поэтому и хочется максимально использовать свой шанс. Будет очень обидно, если у меня не получится. Надо же когда-нибудь все-таки проехать по всем главным стартам сезона.— На протяжении нескольких не самых удачных для вас лет не было отчаяния, что работа не дает результат, а вокруг все больше и больше молодых девочек, которые так и норовят отгрызть свое?— Это вторжение началось ведь не сейчас, более того, оно началось с нас с Аделиной Сотниковой. Какой смысл рассуждать о том, хорошо это или плохо? Я просто воспринимаю ситуацию как данность и не собираюсь отказываться от удовольствия посоревноваться, от дела всей своей жизни. Мне, наоборот, нравится, что в женском катании сейчас такая высокая конкуренция и я ее выдерживаю. Мне приятно, что в финале Гран-при я самая возрастная спортсменка. Мне это льстит.— Когда мы с вами разговаривали в начале сезона, вы сказали, что новые правила сделаны прежде всего под тех спортсменок, чей козырь — зрелое и красивое катание, а не лутц-риттбергер в конце программы. О чем вы думаете сейчас, когда видите, что даже при безошибочном прокате сильно уступаете во второй оценке Алине Загитовой, Рике Кихире? И отражает ли эта оценка реальное положение дел?— Я привыкла к этому. И думаю о том, что мое фигурное катание таково, каково оно есть. Наверное, меня можно назвать представителем старой школы в том смысле, что, когда я росла и развивалась как спортсменка, во главе угла стояли прыжки и только потом все остальное. Я ведь довольно рано выбилась на взрослый уровень, успешно там выступала, то есть, того, что умею делать на льду, мне всегда хватало. Конечно же, мы пытаемся сейчас наработать более компонентное катание, но мне гораздо сложнее это сделать, нежели более юным девочкам. Я полностью отдаю себе в этом отчет. Те, кто сейчас только выходит на взрослый уровень, с малолетства росли в новой системе, начинали кататься, очень органично воспринимая все требования к программе. Они учили свои прыжки со сложных заходов, со сложными выездами, то есть показывали то, чего никогда не приходилось делать мне. Поэтому конкурировать с ними в этой составляющей мне нелегко.В то же время я точно знаю, что мое катание нравится людям, нравится мне самой, и, кстати, неплохо оценивается в целом. Просто оно другое. Возможно, более техничное. Не думаю, что это минус. А кроме того, как я уже не раз говорила, было бы просто наивно рассчитывать на высокие компоненты после того, как я пропустила почти четыре года выступлений. Если успешно пройду еще пару-тройку турниров, оценка за компоненты наверняка начнет подниматься.— Подопечным вашего тренера Алексея Мишина свойственно достаточно глубокое понимание техники прыжков. Объясните, что технически сложнее — делать тройной аксель или прыжок в четыре оборота? У мужчин-одиночников, знаю, существуют различные мнения на этот счет.— Если говорить лично обо мне, проще выполнить тройной аксель. Здесь все зависит от того, как ты научен, от техники. Если двойной аксель хорошо выучен и удобен спортсмену, он, естественно, предпочтет начать усложнение с этого прыжка. Если же прыжок неудобен, добавить к нему еще один оборот становится кошмарным испытанием для фигуриста. Я думала об этом применительно к четверным прыжкам. Если бы вдруг задумала разучить четверной сейчас, то с большой вероятностью это был бы лутц, а не тулуп. Потому что лутц для меня очень удобен.— Вы как-то объясняете себе, что тройной аксель впервые был исполнен в женском катании еще 35 лет назад и его успешно исполняли сразу несколько спортсменок, включая вас, а вот четыре оборота во взрослом женском катании почему-то остаются камнем преткновения?— Во-первых, это реально сложно и страшно даже психологически. Мне даже страшно думать на эту тему, хотя в совсем далеком детстве я пробовала прыгать четверной тулуп. Более того, если бы тогда была такая конкуренция, как сейчас, уверена, что смогла бы этот прыжок выучить. Просто тогда это было не нужно, тем более что у меня уже имелся тройной аксель. — День отдыха между двумя прокатами в Ванкувере не нарушил вашей концентрации?— Я бы предпочла, чтобы соревнования длились без перерыва. Так эмоционально проще. На первый взгляд, кажется, что день отдыха позволяет получше отдохнуть и восстановиться, но на самом деле это не так. Ты все равно мыслями на льду, продолжаешь думать о соревнованиях, об элементах, и это сильно утомляет голову. Хотя все зависит от привычки. В сезоне-2014/15 большинство соревнований шло с перерывом между программами, и я настолько привыкла к этому, что даже чувствовала дискомфорт, если перерыва не было. — В Ванкувере, знаю, вы связывали с выходным днем большие экскурсионные планы. Реализовать задуманное удалось?— Вообще нет. Я действительно собиралась поехать посмотреть город, посмотреть поселение, с которого начиналось строительство нынешнего Ванкувера, но почему-то вдруг стала думать о том, что могу устать, если вдруг не получится вернуться вовремя, что, наверное, лучше прогуляться вокруг гостиницы, никуда не уезжая. Вот и получилось, что вся культурная программа свелась к шопингу. — Успешно?— О, да! Наверное, поэтому с таким хорошим настроением выходила на произвольную программу.
Елизавета Туктамышева, завоевавшая бронзовую награду в финале Гран-при по фигурному катанию, рассказала специальному корреспонденту РИА Новости Елене Вайцеховской о том, почему чемпионат России для нее более важен, чем финал Гран-при, и призналась, что боится даже думать о том, чтобы выполнить на льду прыжок в четыре оборота.
— Лиза, вам дважды удалось выполнить в Ванкувере тройной аксель, но оба раза он получился с помаркой при приземлении. Что помешало бороться за то, чтобы выезд получился безукоризненным, а сам прыжок без потери баллов?
— Когда выходишь на старт, то всегда думаешь о том, чтобы максимально хорошо исполнить программу. Короткую программу я катала с очень хорошим настроем именно на элементы, готова была бороться за каждый из них. А вот в произвольной… Тройной аксель получился очень мощным, и я могла бы выехать гораздо лучше. Наверное, просто подстраховалась. Больше думала не о том, чтобы красиво выехать, а о том, чтобы устоять на ногах.
— На короткую программу в особенности. Произвольная мне всегда дается проще. Во-первых, понимаешь, что половина работы позади, успеваешь адаптироваться к условиям, соответственно, волнение становится меньше. Это облегчает задачу сконцентрироваться на элементах.
— В Ванкувере вы несколько раз повторили, общаясь с журналистами, что расцениваете старт в финале Гран-при как возможность подготовиться к чемпионату России. Означает ли это, что старт в Саранске для вас более важен?
— Конечно. Для меня это главный старт, и именно там мне хотелось бы показать все, на что я способна.
— В вашей карьере тем не менее неоднократно случалось, что на главные старты вы не отбирались, и, наверное, должны были научиться не расстраиваться по этому поводу. Почему сейчас вдруг чемпионат страны приобрел для вас такое значение?
— Наверное, потому что сейчас я неплохо готова, понимаю, на что способна, понимаю, что могу бороться, занимать высокие места. Поэтому и хочется максимально использовать свой шанс. Будет очень обидно, если у меня не получится. Надо же когда-нибудь все-таки проехать по всем главным стартам сезона.
— На протяжении нескольких не самых удачных для вас лет не было отчаяния, что работа не дает результат, а вокруг все больше и больше молодых девочек, которые так и норовят отгрызть свое?
— Это вторжение началось ведь не сейчас, более того, оно началось с нас с Аделиной Сотниковой. Какой смысл рассуждать о том, хорошо это или плохо? Я просто воспринимаю ситуацию как данность и не собираюсь отказываться от удовольствия посоревноваться, от дела всей своей жизни. Мне, наоборот, нравится, что в женском катании сейчас такая высокая конкуренция и я ее выдерживаю. Мне приятно, что в финале Гран-при я самая возрастная спортсменка. Мне это льстит.
— Когда мы с вами разговаривали в начале сезона, вы сказали, что новые правила сделаны прежде всего под тех спортсменок, чей козырь — зрелое и красивое катание, а не лутц-риттбергер в конце программы. О чем вы думаете сейчас, когда видите, что даже при безошибочном прокате сильно уступаете во второй оценке Алине Загитовой, Рике Кихире? И отражает ли эта оценка реальное положение дел?
— Я привыкла к этому. И думаю о том, что мое фигурное катание таково, каково оно есть. Наверное, меня можно назвать представителем старой школы в том смысле, что, когда я росла и развивалась как спортсменка, во главе угла стояли прыжки и только потом все остальное. Я ведь довольно рано выбилась на взрослый уровень, успешно там выступала, то есть, того, что умею делать на льду, мне всегда хватало. Конечно же, мы пытаемся сейчас наработать более компонентное катание, но мне гораздо сложнее это сделать, нежели более юным девочкам. Я полностью отдаю себе в этом отчет. Те, кто сейчас только выходит на взрослый уровень, с малолетства росли в новой системе, начинали кататься, очень органично воспринимая все требования к программе. Они учили свои прыжки со сложных заходов, со сложными выездами, то есть показывали то, чего никогда не приходилось делать мне. Поэтому конкурировать с ними в этой составляющей мне нелегко.
В то же время я точно знаю, что мое катание нравится людям, нравится мне самой, и, кстати, неплохо оценивается в целом. Просто оно другое. Возможно, более техничное. Не думаю, что это минус. А кроме того, как я уже не раз говорила, было бы просто наивно рассчитывать на высокие компоненты после того, как я пропустила почти четыре года выступлений. Если успешно пройду еще пару-тройку турниров, оценка за компоненты наверняка начнет подниматься.
— Подопечным вашего тренера Алексея Мишина свойственно достаточно глубокое понимание техники прыжков. Объясните, что технически сложнее — делать тройной аксель или прыжок в четыре оборота? У мужчин-одиночников, знаю, существуют различные мнения на этот счет.
— Если говорить лично обо мне, проще выполнить тройной аксель. Здесь все зависит от того, как ты научен, от техники. Если двойной аксель хорошо выучен и удобен спортсмену, он, естественно, предпочтет начать усложнение с этого прыжка. Если же прыжок неудобен, добавить к нему еще один оборот становится кошмарным испытанием для фигуриста. Я думала об этом применительно к четверным прыжкам. Если бы вдруг задумала разучить четверной сейчас, то с большой вероятностью это был бы лутц, а не тулуп. Потому что лутц для меня очень удобен.
— Вы как-то объясняете себе, что тройной аксель впервые был исполнен в женском катании еще 35 лет назад и его успешно исполняли сразу несколько спортсменок, включая вас, а вот четыре оборота во взрослом женском катании почему-то остаются камнем преткновения?
— Во-первых, это реально сложно и страшно даже психологически. Мне даже страшно думать на эту тему, хотя в совсем далеком детстве я пробовала прыгать четверной тулуп. Более того, если бы тогда была такая конкуренция, как сейчас, уверена, что смогла бы этот прыжок выучить. Просто тогда это было не нужно, тем более что у меня уже имелся тройной аксель.
— День отдыха между двумя прокатами в Ванкувере не нарушил вашей концентрации?
— Я бы предпочла, чтобы соревнования длились без перерыва. Так эмоционально проще. На первый взгляд, кажется, что день отдыха позволяет получше отдохнуть и восстановиться, но на самом деле это не так. Ты все равно мыслями на льду, продолжаешь думать о соревнованиях, об элементах, и это сильно утомляет голову. Хотя все зависит от привычки. В сезоне-2014/15 большинство соревнований шло с перерывом между программами, и я настолько привыкла к этому, что даже чувствовала дискомфорт, если перерыва не было.
— В Ванкувере, знаю, вы связывали с выходным днем большие экскурсионные планы. Реализовать задуманное удалось?
— Вообще нет. Я действительно собиралась поехать посмотреть город, посмотреть поселение, с которого начиналось строительство нынешнего Ванкувера, но почему-то вдруг стала думать о том, что могу устать, если вдруг не получится вернуться вовремя, что, наверное, лучше прогуляться вокруг гостиницы, никуда не уезжая. Вот и получилось, что вся культурная программа свелась к шопингу.
— Успешно?
— О, да! Наверное, поэтому с таким хорошим настроением выходила на произвольную программу.
Шевченко/Еременко лидировали после ритм-танца в Финале юниорского Гран-при, опережая ближайших конкурентов и соотечественников Арину Ушакову и Максима Некрасова (67,73 против 67,49 балла).
Произвольную программу выиграли Ушакова/Некрасов, набравшие 103,16 балла, в то время как Шевченко/Еременко получили от судей 102,93 балла, но по сумме баллов Шевченко/Еременко победили (170,66), Ушакова/Некрасов стали вторыми (170,65).
В юниорском мужском одиночном катании единственный в этом виде россиянин Петр Гуменник шел третьим после короткой программы и сумел занять итоговое второе место, набрав 218,75 балла.
В произвольной фигурист чисто исполнил четверной сальхов, два тройных акселя, один из которых был в каскаде с двойными тулупом и риттбергером, но в концовке сдвоил флип, неудачно приземлился на тройном лутце.
Победу одержал канадец Стивен Гоголев, упавший с четверного лутца, но чисто сделавший четверной тулуп и четверной сальхов с недокрутом, а также два качественных тройных акселя. В сумме он набрал 233,58 балла. Бронзу выиграл японец Косиро Симада (214,38), который по отдельности в короткой и произвольной программах был оба раза четвертым.
Когда в Москве было раннее утро, в Ванкувере начался турнир во взрослых танцах на льду. Победу в ритм-танце одержали американцы Мэдисон Хаббелл и Закари Донохью, набравшие 80,53 балла.
"За танго получили базовый уровень", — сказал Букин журналистам. "Не знаем, что случилось, это неожиданно, — продолжила партнерша. — Мы "базу" получили на Гран-при в Москве, где допустили серьезную ошибку. Сейчас стоит тот же уровень, и это немного странно".
"Это наш первый Финал Гран-при, мы зашли сюда шестой парой, поэтому нам нужно себя проявить и хорошо откататься. На нас не давила борьба за места", — признался партнер.
После танцоров в борьбу вступили взрослые спортивные пары. Лучший результат из россиян показали Наталья Забияко и Александр Энберт, получившие за свой прокат 75,18 балла и занявшие второе место в короткой программе.
Тарасова выглядела весьма расстроенной. "Я бы не сказала, что мы волновались. Очень хорошо были готовы, хорошо провели сбор перед Гран-при, но вышло так: ошиблась. Подавленности никакой нет у меня, просто допустила ошибку, которая даже не с техникой связана была", - рассказала партнерша Морозова.
Еще одна российская пара Дарья Павлюченко/Денис Ходыкин (61,24) занимает последнее шестое место. Партнерша допустила падение на параллельном прыжке и упала с выброса.
Шевченко/Еременко лидировали после ритм-танца в Финале юниорского Гран-при, опережая ближайших конкурентов и соотечественников Арину Ушакову и Максима Некрасова (67,73 против 67,49 балла).
Произвольную программу выиграли Ушакова/Некрасов, набравшие 103,16 балла, в то время как Шевченко/Еременко получили от судей 102,93 балла, но по сумме баллов Шевченко/Еременко победили (170,66), Ушакова/Некрасов стали вторыми (170,65).
В юниорском мужском одиночном катании единственный в этом виде россиянин Петр Гуменник шел третьим после короткой программы и сумел занять итоговое второе место, набрав 218,75 балла.
В произвольной фигурист чисто исполнил четверной сальхов, два тройных акселя, один из которых был в каскаде с двойными тулупом и риттбергером, но в концовке сдвоил флип, неудачно приземлился на тройном лутце.
Победу одержал канадец Стивен Гоголев, упавший с четверного лутца, но чисто сделавший четверной тулуп и четверной сальхов с недокрутом, а также два качественных тройных акселя. В сумме он набрал 233,58 балла. Бронзу выиграл японец Косиро Симада (214,38), который по отдельности в короткой и произвольной программах был оба раза четвертым.
Когда в Москве было раннее утро, в Ванкувере начался турнир во взрослых танцах на льду. Победу в ритм-танце одержали американцы Мэдисон Хаббелл и Закари Донохью, набравшие 80,53 балла.
"За танго получили базовый уровень", — сказал Букин журналистам. "Не знаем, что случилось, это неожиданно, — продолжила партнерша. — Мы "базу" получили на Гран-при в Москве, где допустили серьезную ошибку. Сейчас стоит тот же уровень, и это немного странно".
"Это наш первый Финал Гран-при, мы зашли сюда шестой парой, поэтому нам нужно себя проявить и хорошо откататься. На нас не давила борьба за места", — признался партнер.
После танцоров в борьбу вступили взрослые спортивные пары. Лучший результат из россиян показали Наталья Забияко и Александр Энберт, получившие за свой прокат 75,18 балла и занявшие второе место в короткой программе.
Тарасова выглядела весьма расстроенной. "Я бы не сказала, что мы волновались. Очень хорошо были готовы, хорошо провели сбор перед Гран-при, но вышло так: ошиблась. Подавленности никакой нет у меня, просто допустила ошибку, которая даже не с техникой связана была", - рассказала партнерша Морозова.
Еще одна российская пара Дарья Павлюченко/Денис Ходыкин (61,24) занимает последнее шестое место. Партнерша допустила падение на параллельном прыжке и упала с выброса.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.