Рейтинг@Mail.ru
Деньги мимо фигуристов: секрет постановок программ в группе Тутберидзе - РИА Новости Спорт, 20.07.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Фигурное катание/коньки - РИА Новости, 1920, 17.03.2022
Фигурное катание

Деньги мимо фигуристов: секрет постановок программ в группе Тутберидзе

© РИА Новости / Григорий Сысоев | Перейти в медиабанкКамила Валиева, Даниил Глейхенгауз и Этери Тутберидзе
Камила Валиева, Даниил Глейхенгауз и Этери Тутберидзе - РИА Новости, 1920, 20.07.2023
Читать в
Дзен
Даниил Глейхенгауз занимает почетное второе место в триумвирате имени Этери Тутберидзе. Правая рука главной женщины российского фигурного катания, ее бессменный хореограф и почти безотказный громоотвод во взаимоотношениях с подростками в "трудном возрасте" — кажется, сколько стоит "Хрустальный", столько в нем был и Даниил. Но на деле это не совсем так.
Болельщиков-неофитов может удивить, что Глейхенгауз появился в знаменитой команде последним. Всё началось, разумеется, с Этери Георгиевны — она вернулась из США и начала обустраивать в Москве рабочую команду. Первыми ее элементами были выдающийся технический специалист Сергей Дудаков и хореограф Алексей Железняков, который, придя в фигурное катание из танцев, занимался одновременно и ведением джаз-класса, и даже постановками программ на льду. Несмотря на то, что в определенном смысле Алексей справлялся, в скором времени стало очевидно, что для выхода команды на топ-уровень нужен профильный постановщик — и Этери Георгиевна приступила к поискам.
Алексей Железняков - РИА Новости, 1920, 04.07.2023
"Подставили щеку, а нас избили": Железняков о ранимой Тутберидзе и жизни
Сперва она решила делегировать эту функцию приглашенным специалистам, главным из которых был Илья Авербух. Именно он поставил произвольную программу "Список Шиндлера" олимпийской чемпионке в командном турнире 2014 года Юлии Липницкой, и даже спустя почти десять лет этот номер котируется на уровне топ-3 в истории школы Тутберидзе.
После Игр в Сочи Этери Георгиевна продолжила работать с Ильей Изяславичем уже над новой примой "Хрустального" Евгенией Медведевой. Но параллельно с этим Тутберидзе начала готовить своего постановщика, и самое любопытное, что конкурента на рынке себе помог взрастить сам Авербух.
«

"Это был 2014 год, — рассказывал Глейхенгауз в эфире радио "Европа Плюс". — Я уже начал тренировать, в это время я еще катался в ледовых шоу у Ильи Авербуха. Поработал с ним два-три года, а он в этот момент работал с Юлией Липницкой, которая каталась у Этери. Как раз была Олимпиада в Сочи, где она в команде выиграла золото. И Этери обратилась к Илье: в команде у нее произошли изменения, ей нужен был новый человек, который отвечал бы за скольжение. Илья посоветовал меня".

© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанкДаниил Глейхенгауз, Алина Загитова и Этери Тутберидзе (слева направо)
Даниил Глейхенгауз, Алина Загитова и Этери Тутберидзе (слева направо) - РИА Новости, 1920, 20.07.2023
Даниил Глейхенгауз, Алина Загитова и Этери Тутберидзе (слева направо)
В "Хрустальный" Глейхенгауз пришел из школы "Москвич" в возрасте 22-23 лет — и сразу окунулся в серьезную работу. По его словам, первое время он боялся делать замечания опытным спортсменам группы, ведь некоторые из них были старше него самого. И всё же со временем он нашел в себе силы заявить о намерении расширить свой функционал от простого тренера по скольжению до человека, ответственного за постановки. Первое время его идеи отвергались, однако в итоге Этери Георгиевна признала в нем перспективного постановщика.
Первым по-настоящему звездным часом для Глейхенгауза-хореографа стала Олимпиада-2018 в Пхенчхане. До нее он уже был достаточно известен, но после превратился в автора чемпионских, идеально подогнанных под спортсмена программ, в которых умещались доселе невиданные техническая сложность и хореографические изыски. Универсализм и практичность постановок Глейхенгауза стали его визитными карточками на долгие годы.
При этом Тутберидзе не держала его в рамках одной лишь хореографии. Более того, она всячески способствовала его проявлениям в роли тренера, причем до крайности универсального. Будучи как фигуристом-одиночником, так и танцором в своей спортивной карьере, Глейхенгауз не понаслышке знал обо всех аспектах фигурного катания с разных ракурсов, что помогло ему стать одним из первых конвергентных специалистов в данном виде спорта.
Тренер Этери Тутберидзе - РИА Новости, 1920, 04.07.2023
Железняков: за холодной личностью Тутберидзе скрывается теплый огонек
После него Тутберидзе (кстати, едва ли не первый тренер-многостаночник в России) пыталась сделать нечто подобное из Сергея Розанова, сейчас схожим функционалом обладает тренер академии Евгения Плющенко Дмитрий Михайлов. В остальном мире стоит, пожалуй, выделить Бенуа Ришо — некогда просто хореографа, ставшего ныне полноценным тренером.
Про универсальность Глейхенгауза в интервью рассказывали Майя Хромых и Анна Щербакова. Кстати, по словам последней, именно Даниил Маркович подтолкнул ее к первой попытке четверного прыжка — он же давал ей и самые первые рекомендации. А парники Евгения Тарасова/Владимир Морозов перед полноценным трансфером в "Хрустальный" весной 2021 года работали вместе с ним над техникой выбросов.
И всё же глобально Глейхенгауз — хореограф с очень характерным, узнаваемым стилем. Будучи постановщиком "Хрустального", Даниил вынужден на каждый сезон готовить большое количество программ для звезд первой величины, и в каждом случае основными критериями его работы становятся не только эксклюзивность, но и удобство исполнения с учетом трудного технического контента спортсменов. В этих условиях присутствие в ряде программ похожих штрихов (например, большого количества махов ногами) абсолютно оправданно, с чем согласны и многие специалисты. К примеру, известный российский танцор Рамиль Мехдиев в интервью "Матч ТВ" оценил стиль Глейхенгауза следующим образом:
«

"У него просто есть свой почерк. Посмотрите на те же балетные постановки — Мариус Петипа, к примеру. У него тоже были свои фишки. У Моисеева, у Эйфмана — да у всех. Их тоже в таком случае можно упрекнуть, что они сами у себя воруют. Невозможно же постоянно изобретать велосипед. Я, наоборот, считаю, что в этом талант Даниила — он ставит так, что это интересно смотреть. И зритель сразу понимает, что это его".

Тренеры Этери Тутберидзе и Даниил Глейхенгауз на соревнованиях по фигурному катанию на Кубок Первого канала. - РИА Новости, 1920, 03.06.2023
"Хореографию ненавидел". Как молодой тренер стал правой рукой Тутберидзе
Стоит также отметить его нетривиальный подход к выбору музыки. "Фрида" Александры Трусовой, саундтрек из сериала "Мастер и Маргарита" Анны Щербаковой, "Арцах" Аделии Петросян, "Шоу Трумана" и "Шторм" Камилы Валиевой, Me Voy Алины Загитовой — в карьере Глейхенгауза уже сейчас можно найти минимум с десяток программ под композиции, которые либо редко звучали в фигурном катании, либо не звучали вовсе. И каждая из них в том или ином смысле стала знаковой.
Вместе с тем существует и очевидная проблема усталости. Вот что говорил на этот счет сам Глейхенгауз минувшей осенью:
«

"Творческая усталость появляется в сезоне, даже в момент постановок думаешь — что еще придумать. Но есть год, когда ты ищешь музыку, потом отпуск. Пока творческого кризиса нет".

Конвейерная работа приводит к выгоранию, и хореограф "Хрустального" при сохранении текущей нагрузки рано или поздно рискует с ним столкнуться. При этом сократить количество постановок Даниил едва ли может, а если точнее - не факт, что он и его команда захотят этого.
Почему так? По информации РИА Новости, полученной от нескольких спортсменов, в разное время работавших с командой Тутберидзе, Этери Георгиевна не любит, когда фигуристы обращаются за постановками к стороннему специалисту. Объяснение звучит примерно так: "У нас есть штатный хореограф – с ним и работайте".
Камила Валиева - РИА Новости, 1920, 20.07.2023
Почти наверняка основной причиной подобной категоричности может служить банальное удобство работы с готовым материалом, на формирование которого ты можешь повлиять. Давно известно, что сама Тутберидзе принимает активное участие в постановочном процессе – ей важно, чтобы программы были качественными и полностью соответствовали заявленным стандартам.
Можно сказать, что сотрудничество с постоянным хореографом позволяет "Хрустальному" готовить программы под ключ, что исключает необходимость тщательной доводки их до ума после стороннего постановщика с его вкусом и собственными представлениями о прекрасном. А ведь подобные случаи в фигурном катании бывают, причем часто. Один из последних примеров — в сезоне-2019/20 Алексей Мишин оказался настолько не удовлетворен постановкой короткой программы Елизаветы Туктамышевой от Ше-Линн Бурн, что решил… полностью сменить к ней музыку, сохранив хореографию.
Впрочем, меняют программы по ходу дела и в "Хрустальном", однако сделать это при наличии штатного хореографа гораздо проще, чем снова обращаться к дорогостоящему специалисту на стороне. Кроме того, помимо экономии времени (и, вероятно, денег) наличие одной-двух пар глаз помогает строже выдерживать некое подобие корпоративного стиля. Болельщику со стажем наверняка доводилось слышать что-то вроде "хрустальная" девочка" или "девочка Тутберидзе" — так вот, в формировании этого бренда стиль постановок играет далеко не последнюю роль.
Влад Жуков, Анатолий Самохвалов и Ирина Роднина в шоу РИА Новости На два слова - РИА Новости, 1920, 14.07.2023
Враги из США, хамство Трусовой, спонсор от Путина: мощное интервью Родниной
Самому Глейхенгаузу такой расклад, надо сказать, тоже выгоден в самом что ни на есть прямом смысле — в финансовом. На членов сборной России (в "Хрустальном" таковых великое множество) федерация выделяет деньги для компенсации расходов на постановку программ к сезону. Суммы у всех разные, но в среднем мы можем говорить примерно о 60 тысячах рублей на одну программу — такой ценник, к примеру, называли несколько лет назад чемпионы Универсиады в танцах на льду Бетина Попова и Сергей Мозгов. С этой суммы, что называется, стоит начинать торги, когда мы говорим о спортсменах первой величины, и в случае со звездами уровня группы Тутберидзе конечные цифры почти наверняка оказываются выше.
Обычно эти деньги переводятся фигуристу, а он сам уже решает, какому конкретно постановщику их отдать. При этом Глейхенгауз, по информации РИА Новости, средств за постановки в "Хрустальном" не получает — только зарплату. В чем же подвох? На самом деле всё просто. В нашем фигурном катании существует практика, когда деньги на компенсацию "постановочных" затрат федерация направляет напрямую постановщику, минуя фигуриста. Так бывает, когда фигурист или любое ответственное за него лицо заблаговременно уведомляет федерацию о том, кто будет ставить ему программу — и во избежание бюрократических проволочек средства сразу направляются ему. К подобному прибегают не очень часто, но все-таки это случается. К примеру, насколько известно, по схожей схеме компенсировали затраты на программы фигуристке-юниорке Камилле Нелюбовой, тренировавшейся в "Ангелах Плющенко" и покинувшей академию в нынешнее межсезонье.
© РИА Новости / Александр Вильф | Перейти в медиабанкФигурное катание. Чемпионат России. Женщины. Короткая программа
Фигурное катание. Чемпионат России. Женщины. Короткая программа - РИА Новости, 1920, 20.07.2023
Фигурное катание. Чемпионат России. Женщины. Короткая программа
В "Хрустальном", по информации РИА Новости, действует та же система прямого перевода денег постановщику. Она легальна и не противоречит внутренним правилам федерации, однако это может говорить о том, что фигуристы группы либо не имеют выбора, либо у них просто не остается средств на работу с другим постановщиком. С другой стороны, когда с тобой на регулярной основе сотрудничает специалист столь высокого уровня, как Глейхенгауз, программы которого уже не один десяток раз доказали свою эффективность и к которому очередь на постановки извне занимают загодя, стоит ли о чем-то переживать?
Самого же Глейхенгауза работа со звездами "Хрустального" делает одним из самых востребованных и обеспеченных хореографов страны. Несмотря на то, что постановщики его статуса могут получать за одну программу в районе 200-300 тысяч рублей (чеки от федерации явно поменьше), за счет массовости он эти суммы почти наверняка перекрывает с запасом. А когда работа приносит не только моральное удовлетворение, но и хороший доход, то и проблем с выгоранием быть не должно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Футбол
    2-й тайм
    Рубин
    Акрон
    2
    0
  • Хоккей
    2-й период
    Динамо Минск
    Динамо Москва
    2
    0
  • Хоккей
    Перерыв
    Сочи
    Сибирь
    2
    0
  • Футбол
    22.11 21:00
    Монако
    Брест
  • Футбол
    22.11 22:30
    Бавария
    Аугсбург
  • Футбол
    22.11 23:00
    ПСЖ
    Тулуза
  • Хоккей
    Завершен
    Авангард
    Адмирал
    2
    1
  • Хоккей
    Завершен
    Барыс
    Амур
    0
    3
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала