https://rsport.ria.ru/20230720/tutberidze-1885186196.html
Деньги мимо фигуристов: секрет постановок программ в группе Тутберидзе
Деньги мимо фигуристов: секрет постановок программ в группе Тутберидзе - РИА Новости Спорт, 20.07.2023
Деньги мимо фигуристов: секрет постановок программ в группе Тутберидзе
Даниил Глейхенгауз занимает почетное второе место в триумвирате имени Этери Тутберидзе. Правая рука главной женщины российского фигурного катания, ее бессменный РИА Новости Спорт, 20.07.2023
2023-07-20T09:00
2023-07-20T09:00
2023-07-20T09:00
фигурное катание
авторы риа новости спорт
этери тутберидзе
даниил глейхенгауз
илья авербух
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/0e/1772663105_0:94:2146:1301_1920x0_80_0_0_177fe9c3c3444980e55daadcd8e55156.jpg
Даниил Глейхенгауз занимает почетное второе место в триумвирате имени Этери Тутберидзе. Правая рука главной женщины российского фигурного катания, ее бессменный хореограф и почти безотказный громоотвод во взаимоотношениях с подростками в "трудном возрасте" — кажется, сколько стоит "Хрустальный", столько в нем был и Даниил. Но на деле это не совсем так.Болельщиков-неофитов может удивить, что Глейхенгауз появился в знаменитой команде последним. Всё началось, разумеется, с Этери Георгиевны — она вернулась из США и начала обустраивать в Москве рабочую команду. Первыми ее элементами были выдающийся технический специалист Сергей Дудаков и хореограф Алексей Железняков, который, придя в фигурное катание из танцев, занимался одновременно и ведением джаз-класса, и даже постановками программ на льду. Несмотря на то, что в определенном смысле Алексей справлялся, в скором времени стало очевидно, что для выхода команды на топ-уровень нужен профильный постановщик — и Этери Георгиевна приступила к поискам.Сперва она решила делегировать эту функцию приглашенным специалистам, главным из которых был Илья Авербух. Именно он поставил произвольную программу "Список Шиндлера" олимпийской чемпионке в командном турнире 2014 года Юлии Липницкой, и даже спустя почти десять лет этот номер котируется на уровне топ-3 в истории школы Тутберидзе. После Игр в Сочи Этери Георгиевна продолжила работать с Ильей Изяславичем уже над новой примой "Хрустального" Евгенией Медведевой. Но параллельно с этим Тутберидзе начала готовить своего постановщика, и самое любопытное, что конкурента на рынке себе помог взрастить сам Авербух."Это был 2014 год, — рассказывал Глейхенгауз в эфире радио "Европа Плюс". — Я уже начал тренировать, в это время я еще катался в ледовых шоу у Ильи Авербуха. Поработал с ним два-три года, а он в этот момент работал с Юлией Липницкой, которая каталась у Этери. Как раз была Олимпиада в Сочи, где она в команде выиграла золото. И Этери обратилась к Илье: в команде у нее произошли изменения, ей нужен был новый человек, который отвечал бы за скольжение. Илья посоветовал меня".В "Хрустальный" Глейхенгауз пришел из школы "Москвич" в возрасте 22-23 лет — и сразу окунулся в серьезную работу. По его словам, первое время он боялся делать замечания опытным спортсменам группы, ведь некоторые из них были старше него самого. И всё же со временем он нашел в себе силы заявить о намерении расширить свой функционал от простого тренера по скольжению до человека, ответственного за постановки. Первое время его идеи отвергались, однако в итоге Этери Георгиевна признала в нем перспективного постановщика.Первым по-настоящему звездным часом для Глейхенгауза-хореографа стала Олимпиада-2018 в Пхенчхане. До нее он уже был достаточно известен, но после превратился в автора чемпионских, идеально подогнанных под спортсмена программ, в которых умещались доселе невиданные техническая сложность и хореографические изыски. Универсализм и практичность постановок Глейхенгауза стали его визитными карточками на долгие годы.При этом Тутберидзе не держала его в рамках одной лишь хореографии. Более того, она всячески способствовала его проявлениям в роли тренера, причем до крайности универсального. Будучи как фигуристом-одиночником, так и танцором в своей спортивной карьере, Глейхенгауз не понаслышке знал обо всех аспектах фигурного катания с разных ракурсов, что помогло ему стать одним из первых конвергентных специалистов в данном виде спорта. После него Тутберидзе (кстати, едва ли не первый тренер-многостаночник в России) пыталась сделать нечто подобное из Сергея Розанова, сейчас схожим функционалом обладает тренер академии Евгения Плющенко Дмитрий Михайлов. В остальном мире стоит, пожалуй, выделить Бенуа Ришо — некогда просто хореографа, ставшего ныне полноценным тренером.Про универсальность Глейхенгауза в интервью рассказывали Майя Хромых и Анна Щербакова. Кстати, по словам последней, именно Даниил Маркович подтолкнул ее к первой попытке четверного прыжка — он же давал ей и самые первые рекомендации. А парники Евгения Тарасова/Владимир Морозов перед полноценным трансфером в "Хрустальный" весной 2021 года работали вместе с ним над техникой выбросов.И всё же глобально Глейхенгауз — хореограф с очень характерным, узнаваемым стилем. Будучи постановщиком "Хрустального", Даниил вынужден на каждый сезон готовить большое количество программ для звезд первой величины, и в каждом случае основными критериями его работы становятся не только эксклюзивность, но и удобство исполнения с учетом трудного технического контента спортсменов. В этих условиях присутствие в ряде программ похожих штрихов (например, большого количества махов ногами) абсолютно оправданно, с чем согласны и многие специалисты. К примеру, известный российский танцор Рамиль Мехдиев в интервью "Матч ТВ" оценил стиль Глейхенгауза следующим образом:"У него просто есть свой почерк. Посмотрите на те же балетные постановки — Мариус Петипа, к примеру. У него тоже были свои фишки. У Моисеева, у Эйфмана — да у всех. Их тоже в таком случае можно упрекнуть, что они сами у себя воруют. Невозможно же постоянно изобретать велосипед. Я, наоборот, считаю, что в этом талант Даниила — он ставит так, что это интересно смотреть. И зритель сразу понимает, что это его".Стоит также отметить его нетривиальный подход к выбору музыки. "Фрида" Александры Трусовой, саундтрек из сериала "Мастер и Маргарита" Анны Щербаковой, "Арцах" Аделии Петросян, "Шоу Трумана" и "Шторм" Камилы Валиевой, Me Voy Алины Загитовой — в карьере Глейхенгауза уже сейчас можно найти минимум с десяток программ под композиции, которые либо редко звучали в фигурном катании, либо не звучали вовсе. И каждая из них в том или ином смысле стала знаковой.Вместе с тем существует и очевидная проблема усталости. Вот что говорил на этот счет сам Глейхенгауз минувшей осенью:"Творческая усталость появляется в сезоне, даже в момент постановок думаешь — что еще придумать. Но есть год, когда ты ищешь музыку, потом отпуск. Пока творческого кризиса нет".Конвейерная работа приводит к выгоранию, и хореограф "Хрустального" при сохранении текущей нагрузки рано или поздно рискует с ним столкнуться. При этом сократить количество постановок Даниил едва ли может, а если точнее - не факт, что он и его команда захотят этого.Почему так? По информации РИА Новости, полученной от нескольких спортсменов, в разное время работавших с командой Тутберидзе, Этери Георгиевна не любит, когда фигуристы обращаются за постановками к стороннему специалисту. Объяснение звучит примерно так: "У нас есть штатный хореограф – с ним и работайте".Почти наверняка основной причиной подобной категоричности может служить банальное удобство работы с готовым материалом, на формирование которого ты можешь повлиять. Давно известно, что сама Тутберидзе принимает активное участие в постановочном процессе – ей важно, чтобы программы были качественными и полностью соответствовали заявленным стандартам.Можно сказать, что сотрудничество с постоянным хореографом позволяет "Хрустальному" готовить программы под ключ, что исключает необходимость тщательной доводки их до ума после стороннего постановщика с его вкусом и собственными представлениями о прекрасном. А ведь подобные случаи в фигурном катании бывают, причем часто. Один из последних примеров — в сезоне-2019/20 Алексей Мишин оказался настолько не удовлетворен постановкой короткой программы Елизаветы Туктамышевой от Ше-Линн Бурн, что решил… полностью сменить к ней музыку, сохранив хореографию.Впрочем, меняют программы по ходу дела и в "Хрустальном", однако сделать это при наличии штатного хореографа гораздо проще, чем снова обращаться к дорогостоящему специалисту на стороне. Кроме того, помимо экономии времени (и, вероятно, денег) наличие одной-двух пар глаз помогает строже выдерживать некое подобие корпоративного стиля. Болельщику со стажем наверняка доводилось слышать что-то вроде "хрустальная" девочка" или "девочка Тутберидзе" — так вот, в формировании этого бренда стиль постановок играет далеко не последнюю роль.Самому Глейхенгаузу такой расклад, надо сказать, тоже выгоден в самом что ни на есть прямом смысле — в финансовом. На членов сборной России (в "Хрустальном" таковых великое множество) федерация выделяет деньги для компенсации расходов на постановку программ к сезону. Суммы у всех разные, но в среднем мы можем говорить примерно о 60 тысячах рублей на одну программу — такой ценник, к примеру, называли несколько лет назад чемпионы Универсиады в танцах на льду Бетина Попова и Сергей Мозгов. С этой суммы, что называется, стоит начинать торги, когда мы говорим о спортсменах первой величины, и в случае со звездами уровня группы Тутберидзе конечные цифры почти наверняка оказываются выше.Обычно эти деньги переводятся фигуристу, а он сам уже решает, какому конкретно постановщику их отдать. При этом Глейхенгауз, по информации РИА Новости, средств за постановки в "Хрустальном" не получает — только зарплату. В чем же подвох? На самом деле всё просто. В нашем фигурном катании существует практика, когда деньги на компенсацию "постановочных" затрат федерация направляет напрямую постановщику, минуя фигуриста. Так бывает, когда фигурист или любое ответственное за него лицо заблаговременно уведомляет федерацию о том, кто будет ставить ему программу — и во избежание бюрократических проволочек средства сразу направляются ему. К подобному прибегают не очень часто, но все-таки это случается. К примеру, насколько известно, по схожей схеме компенсировали затраты на программы фигуристке-юниорке Камилле Нелюбовой, тренировавшейся в "Ангелах Плющенко" и покинувшей академию в нынешнее межсезонье.В "Хрустальном", по информации РИА Новости, действует та же система прямого перевода денег постановщику. Она легальна и не противоречит внутренним правилам федерации, однако это может говорить о том, что фигуристы группы либо не имеют выбора, либо у них просто не остается средств на работу с другим постановщиком. С другой стороны, когда с тобой на регулярной основе сотрудничает специалист столь высокого уровня, как Глейхенгауз, программы которого уже не один десяток раз доказали свою эффективность и к которому очередь на постановки извне занимают загодя, стоит ли о чем-то переживать?Самого же Глейхенгауза работа со звездами "Хрустального" делает одним из самых востребованных и обеспеченных хореографов страны. Несмотря на то, что постановщики его статуса могут получать за одну программу в районе 200-300 тысяч рублей (чеки от федерации явно поменьше), за счет массовости он эти суммы почти наверняка перекрывает с запасом. А когда работа приносит не только моральное удовлетворение, но и хороший доход, то и проблем с выгоранием быть не должно.Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
https://rsport.ria.ru/20230704/interview-1881989518.html
https://rsport.ria.ru/20230704/tutberidze-1882058788.html
https://rsport.ria.ru/20230603/tutberidze-1875918752.html
https://rsport.ria.ru/20230714/rodnina-intervyu-1884221427.html
РИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Влад Жуков
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/0c/1838137514_265:0:946:681_100x100_80_0_0_925963b42f0ba41e397f902185d1caed.png
Влад Жуков
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/0c/1838137514_265:0:946:681_100x100_80_0_0_925963b42f0ba41e397f902185d1caed.png
Новости
ru-RU
https://rsport.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/02/0e/1772663105_144:0:2003:1394_1920x0_80_0_0_495b724f452e63b734b49f24fd8b9b39.jpgРИА Новости Спорт
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Влад Жуков
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/0c/1838137514_265:0:946:681_100x100_80_0_0_925963b42f0ba41e397f902185d1caed.png
авторы риа новости спорт, этери тутберидзе, даниил глейхенгауз, илья авербух
Фигурное катание, Авторы РИА Новости Спорт, Этери Тутберидзе, Даниил Глейхенгауз, Илья Авербух
Даниил Глейхенгауз занимает почетное второе место в триумвирате имени Этери Тутберидзе. Правая рука главной женщины российского фигурного катания, ее бессменный хореограф и почти безотказный громоотвод во взаимоотношениях с подростками в "трудном возрасте" — кажется, сколько стоит "Хрустальный", столько в нем был и Даниил. Но на деле это не совсем так.
Болельщиков-неофитов может удивить, что Глейхенгауз появился в знаменитой команде последним. Всё началось, разумеется, с Этери Георгиевны — она вернулась из США и начала обустраивать в Москве рабочую команду. Первыми ее элементами были выдающийся технический специалист
Сергей Дудаков и хореограф Алексей Железняков, который, придя в фигурное катание из танцев, занимался одновременно и ведением джаз-класса, и даже постановками программ на льду. Несмотря на то, что в определенном смысле Алексей справлялся, в скором времени стало очевидно, что для выхода команды на топ-уровень нужен профильный постановщик — и Этери Георгиевна приступила к поискам.
Сперва она решила делегировать эту функцию приглашенным специалистам, главным из которых был
Илья Авербух. Именно он поставил произвольную программу "Список Шиндлера" олимпийской чемпионке в командном турнире 2014 года
Юлии Липницкой, и даже спустя почти десять лет этот номер котируется на уровне топ-3 в истории школы Тутберидзе.
После Игр в Сочи Этери Георгиевна продолжила работать с Ильей Изяславичем уже над новой примой "Хрустального"
Евгенией Медведевой. Но параллельно с этим Тутберидзе начала готовить своего постановщика, и самое любопытное, что конкурента на рынке себе помог взрастить сам Авербух.
«
"Это был 2014 год, — рассказывал Глейхенгауз в эфире радио "Европа Плюс". — Я уже начал тренировать, в это время я еще катался в ледовых шоу у Ильи Авербуха. Поработал с ним два-три года, а он в этот момент работал с Юлией Липницкой, которая каталась у Этери. Как раз была Олимпиада в Сочи, где она в команде выиграла золото. И Этери обратилась к Илье: в команде у нее произошли изменения, ей нужен был новый человек, который отвечал бы за скольжение. Илья посоветовал меня".
В "Хрустальный" Глейхенгауз пришел из школы "Москвич" в возрасте 22-23 лет — и сразу окунулся в серьезную работу. По его словам, первое время он боялся делать замечания опытным спортсменам группы, ведь некоторые из них были старше него самого. И всё же со временем он нашел в себе силы заявить о намерении расширить свой функционал от простого тренера по скольжению до человека, ответственного за постановки. Первое время его идеи отвергались, однако в итоге Этери Георгиевна признала в нем перспективного постановщика.
Первым по-настоящему звездным часом для Глейхенгауза-хореографа стала Олимпиада-2018 в Пхенчхане. До нее он уже был достаточно известен, но после превратился в автора чемпионских, идеально подогнанных под спортсмена программ, в которых умещались доселе невиданные техническая сложность и хореографические изыски. Универсализм и практичность постановок Глейхенгауза стали его визитными карточками на долгие годы.
При этом Тутберидзе не держала его в рамках одной лишь хореографии. Более того, она всячески способствовала его проявлениям в роли тренера, причем до крайности универсального. Будучи как фигуристом-одиночником, так и танцором в своей спортивной карьере, Глейхенгауз не понаслышке знал обо всех аспектах фигурного катания с разных ракурсов, что помогло ему стать одним из первых конвергентных специалистов в данном виде спорта.
После него Тутберидзе (кстати, едва ли не первый тренер-многостаночник в России) пыталась сделать нечто подобное из
Сергея Розанова, сейчас схожим функционалом обладает тренер академии
Евгения Плющенко Дмитрий Михайлов. В остальном мире стоит, пожалуй, выделить Бенуа Ришо — некогда просто хореографа, ставшего ныне полноценным тренером.
Про универсальность Глейхенгауза в интервью рассказывали
Майя Хромых и
Анна Щербакова. Кстати, по словам последней, именно Даниил Маркович подтолкнул ее к первой попытке четверного прыжка — он же давал ей и самые первые рекомендации. А парники
Евгения Тарасова/
Владимир Морозов перед полноценным трансфером в "Хрустальный" весной 2021 года работали вместе с ним над техникой выбросов.
И всё же глобально Глейхенгауз — хореограф с очень характерным, узнаваемым стилем. Будучи постановщиком "Хрустального", Даниил вынужден на каждый сезон готовить большое количество программ для звезд первой величины, и в каждом случае основными критериями его работы становятся не только эксклюзивность, но и удобство исполнения с учетом трудного технического контента спортсменов. В этих условиях присутствие в ряде программ похожих штрихов (например, большого количества махов ногами) абсолютно оправданно, с чем согласны и многие специалисты. К примеру, известный российский танцор Рамиль Мехдиев в интервью "Матч ТВ" оценил стиль Глейхенгауза следующим образом:
«
"У него просто есть свой почерк. Посмотрите на те же балетные постановки — Мариус Петипа, к примеру. У него тоже были свои фишки. У Моисеева, у Эйфмана — да у всех. Их тоже в таком случае можно упрекнуть, что они сами у себя воруют. Невозможно же постоянно изобретать велосипед. Я, наоборот, считаю, что в этом талант Даниила — он ставит так, что это интересно смотреть. И зритель сразу понимает, что это его".
Стоит также отметить его нетривиальный подход к выбору музыки. "Фрида"
Александры Трусовой, саундтрек из сериала "Мастер и Маргарита" Анны Щербаковой, "Арцах"
Аделии Петросян, "Шоу Трумана" и "Шторм"
Камилы Валиевой, Me Voy
Алины Загитовой — в карьере Глейхенгауза уже сейчас можно найти минимум с десяток программ под композиции, которые либо редко звучали в фигурном катании, либо не звучали вовсе. И каждая из них в том или ином смысле стала знаковой.
Вместе с тем существует и очевидная проблема усталости. Вот что говорил на этот счет сам Глейхенгауз минувшей осенью:
«
"Творческая усталость появляется в сезоне, даже в момент постановок думаешь — что еще придумать. Но есть год, когда ты ищешь музыку, потом отпуск. Пока творческого кризиса нет".
Конвейерная работа приводит к выгоранию, и хореограф "Хрустального" при сохранении текущей нагрузки рано или поздно рискует с ним столкнуться. При этом сократить количество постановок Даниил едва ли может, а если точнее - не факт, что он и его команда захотят этого.
Почему так? По информации РИА Новости, полученной от нескольких спортсменов, в разное время работавших с командой Тутберидзе, Этери Георгиевна не любит, когда фигуристы обращаются за постановками к стороннему специалисту. Объяснение звучит примерно так: "У нас есть штатный хореограф – с ним и работайте".
Почти наверняка основной причиной подобной категоричности может служить банальное удобство работы с готовым материалом, на формирование которого ты можешь повлиять. Давно известно, что сама Тутберидзе принимает активное участие в постановочном процессе – ей важно, чтобы программы были качественными и полностью соответствовали заявленным стандартам.
Можно сказать, что сотрудничество с постоянным хореографом позволяет "Хрустальному" готовить программы под ключ, что исключает необходимость тщательной доводки их до ума после стороннего постановщика с его вкусом и собственными представлениями о прекрасном. А ведь подобные случаи в фигурном катании бывают, причем часто. Один из последних примеров — в сезоне-2019/20
Алексей Мишин оказался настолько не удовлетворен постановкой короткой программы
Елизаветы Туктамышевой от
Ше-Линн Бурн, что решил… полностью сменить к ней музыку, сохранив хореографию.
Впрочем, меняют программы по ходу дела и в "Хрустальном", однако сделать это при наличии штатного хореографа гораздо проще, чем снова обращаться к дорогостоящему специалисту на стороне. Кроме того, помимо экономии времени (и, вероятно, денег) наличие одной-двух пар глаз помогает строже выдерживать некое подобие корпоративного стиля. Болельщику со стажем наверняка доводилось слышать что-то вроде "хрустальная" девочка" или "девочка Тутберидзе" — так вот, в формировании этого бренда стиль постановок играет далеко не последнюю роль.
Самому Глейхенгаузу такой расклад, надо сказать, тоже выгоден в самом что ни на есть прямом смысле — в финансовом. На членов сборной России (в "Хрустальном" таковых великое множество) федерация выделяет деньги для компенсации расходов на постановку программ к сезону. Суммы у всех разные, но в среднем мы можем говорить примерно о 60 тысячах рублей на одну программу — такой ценник, к примеру, называли несколько лет назад чемпионы Универсиады в танцах на льду Бетина Попова и Сергей Мозгов. С этой суммы, что называется, стоит начинать торги, когда мы говорим о спортсменах первой величины, и в случае со звездами уровня группы Тутберидзе конечные цифры почти наверняка оказываются выше.
Обычно эти деньги переводятся фигуристу, а он сам уже решает, какому конкретно постановщику их отдать. При этом Глейхенгауз, по информации РИА Новости, средств за постановки в "Хрустальном" не получает — только зарплату. В чем же подвох? На самом деле всё просто. В нашем фигурном катании существует практика, когда деньги на компенсацию "постановочных" затрат федерация направляет напрямую постановщику, минуя фигуриста. Так бывает, когда фигурист или любое ответственное за него лицо заблаговременно уведомляет федерацию о том, кто будет ставить ему программу — и во избежание бюрократических проволочек средства сразу направляются ему. К подобному прибегают не очень часто, но все-таки это случается. К примеру, насколько известно, по схожей схеме компенсировали затраты на программы фигуристке-юниорке Камилле Нелюбовой, тренировавшейся в "Ангелах Плющенко" и покинувшей академию в нынешнее межсезонье.
В "Хрустальном", по информации РИА Новости, действует та же система прямого перевода денег постановщику. Она легальна и не противоречит внутренним правилам федерации, однако это может говорить о том, что фигуристы группы либо не имеют выбора, либо у них просто не остается средств на работу с другим постановщиком. С другой стороны, когда с тобой на регулярной основе сотрудничает специалист столь высокого уровня, как Глейхенгауз, программы которого уже не один десяток раз доказали свою эффективность и к которому очередь на постановки извне занимают загодя, стоит ли о чем-то переживать?
Самого же Глейхенгауза работа со звездами "Хрустального" делает одним из самых востребованных и обеспеченных хореографов страны. Несмотря на то, что постановщики его статуса могут получать за одну программу в районе 200-300 тысяч рублей (чеки от федерации явно поменьше), за счет массовости он эти суммы почти наверняка перекрывает с запасом. А когда работа приносит не только моральное удовлетворение, но и хороший доход, то и проблем с выгоранием быть не должно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.