Бывший хавбек "Спартака" 2019 год завершил в качестве безработного. В декабре пятикратный призер чемпионатов России был уволен с поста главного тренера ивановского "Текстильщика", который 41-летний специалист вывел весной в ФНЛ. Корреспондент РИА Новости встретился с Денисом Бояринцевым, поговорил с ним о наступающем Новом годе и немного о футболе.
Самое страшное – пропало ощущение праздника
- Денис, ощущение надвигающегося праздника присутствует?
- Новогоднего настроения особо нет из-за отсутствия в Москве снега. Удивительно, конец декабря, а погода характерна для осени. Помню, лет пять-шесть назад было нечто похожее. Даже в самые худшие времена, когда в столице со снегом были проблемы, можно было уехать в Подмосковье и там уже насладиться зимой. А сейчас и не знаю, где встречать Новый год.
- Какие вещи из вашего детства хотели бы видеть сейчас?
- Самое страшное, что пропало, так это ощущение праздника. Наверное, это приходит с возрастом. В детстве Новый год был в других красках, его всегда ждали. Глядя на родителей и взрослых ожидали новые надежды, строили планы. Сейчас, став взрослым, этот праздник уже делаешь не для себя, а для детей.
Возможно, дело и в доступности. Раньше достать что-то необычное к празднику было большой проблемой, сегодня же можно позволить абсолютно всё. Стараюсь ради родных и близких сделать так, чтобы это приносило позитив.
- Как ваши дети воспринимают главный праздник?
- Сыну уже шесть, дочке - пять. Они в том возрасте, когда уже понимают, что такое Новый год, кто такой Дед Мороз. Пишут письма, заказывают подарки. У них самый лучший возраст для ощущения праздника.
- Слезы не наворачиваются после прочтения писем?
- Нет. Но очень приятно, что они, научившись рисовать и писать, оставляют каракули на бумаге. Берешь письмо в руки - и душу греет в холодные зимние вечера.
- Их желания с вашими просьбами 35-летней давности совпадают?
- Со мной было проще (смеется). Я был полностью в футболе, и подарки были соответствующие - мячи, бутсы. Родители однажды подарили настоящие бутсы Adidas - черные с тремя белыми полосками. Сумасшедший подарок, мечта любого пацана!
- Во двор выходили королем?
- Каждый пытался показать, что у него самые лучшие футбольные вещи. Это нормально, все через это проходили.
Когда набрал 95 кг, перестал себя узнавать
- Как проходил Новый год в вашей семье?
- Это семейный праздник, не помню, чтобы мы куда-то ездили. В нашей квартире всегда было много гостей: приходили друзья, соседи. Обычный советский праздник с застольем - отметили здесь, пошли к соседям, и так далее. Раньше не было никаких железных дверей, никто не закрывал квартиру на ключ, и все ходили друг к другу в гости большой толпой.
- Этого сейчас нет?
- Эти традиции ушли, к сожалению. Сегодня соседские отношения существуют, но нет открытости, как было раньше. Порой даже не знаешь, кто живет у тебя за стеной. Любой праздник раньше объединял, гуляли всем подъездом по любому поводу.
В последнее время пытаемся выбраться за город. Когда были помоложе, то на 1 января всегда был футбол, по возможности (смеется).
Денис Бояринцев во время матча всех звезд ФК "Спартак" (Москва)
- В бытность футболистом приходилось соблюдать диету за столом?
- Конечно. А после завершения карьеры можно уже позволить всё. Самая главная проблема, с которой столкнулся - быстрый набор веса. Доходило до 95 килограмм, это очень много для меня, ведь игровой вес был 74-75 кг. Были моменты, когда перестал узнавать сам себя (смеется). За два-три года набрал такой вес, что в телевизор не влезал. Это была катастрофа. Приходилось следить за собой, выходить играть с ребятами. Тот же Егор Титов вообще не испытывает таких проблем, за все годы у него ни грамма лишнего не добавилось.
- Бороду отрастили, чтобы второй подбородок спрятать?
- (Смеется). Еще когда играл в "Торпедо". Был действующим футболистом, о лишнем весе даже речи не шло. Мне нравится с бородой, это мой имидж. А главное, что супруга довольна. Да и зимой с ней теплее. Если побриться, то сразу ощущается непривычный холодок.
- Деда Мороза звать не нужно.
- Это да, для него я уже созрел, только седины добавить - и можно ходить зарабатывать.
- Новогодний стол у Бояринцевых – это…
- Супруга все готовит сама. Родители тоже помогают. Я стараюсь каждый Новый год делать необычное горячее блюдо с элементами экзотики. Для меня этот момент ключевой в застолье. Всё остальное по классике - оливье, сельдь под шубой, картошечка.
- Конина подпадает под определение экзотики?
- Слушай, я ее ем регулярно. У меня же теща татарка. Мне это мясо нравилось всегда, даже до свадьбы. А в последние годы полюбил конину еще больше. Хорошую конину найти сложно, но из Нижнего Новгорода присылают отборное мясо регулярно.
- Со свининой как обстоят дела?
- В этом даже не сомневайтесь (смеется). Никуда от этого не деться.
- Что смотрите на Новый год?
- Я большой поклонник советского кино, без разницы - комедии, военные… Может, я старомоден, хотя всего 41 год, но меня не тянет смотреть то, что сейчас показывают на ведущих каналах.
Фитиль салюта потух… а потом как всё взорвалось!
- Как относитесь к пиротехнике?
- Раньше всегда старались отметить хорошим салютом, а после рождения детей это стало неотъемлемым атрибутом Нового года. Теперь приходится подходить к выбору фейерверков очень скрупулёзно, соблюдать безопасность, а не покупать то, что увидел в магазине первым.
- Сколько тратите?
- Сумасшедших денег не оставляю, тысяч 10-15. Лучше хороший подарок кому-то купить, чем пустить в воздух десятки тысяч рублей.
- У каждого в жизни, наверное, было ЧП, связанное с фейерверками. Расскажите о своем.
- Была большая коробка салюта, и она затухла. Ждали минуты две, но никакого эффекта не происходило. Самый смелый товарищ на свой страх и риск решил проверить, что случилось с фитилем. И в этот момент как рвануло, зарядов 50 взорвались сразу! Парень не дошел буквально полметра. Слава богу, праздник не омрачился трагедией. Ни единой ссадины и царапины не получил.
- В глубине души всё же верите в новогодние чудеса?
- Конечно, всегда хочется, чтобы подобные вещи были. Все мы подсознательно хотим верить в чудо, волшебство. Любой человек хочет счастья не только для себя, но и окружающим. Времена сейчас непростые, хочется, чтобы страна развивалась, была могучей, чтобы народ был сильный духом.
Каждый из нас способен на маленькое волшебство, а в массе получится огромное дело. Надо стараться делать добрые дела. И не только на Новый год. Без разницы, перевести бабушку через дорогу или помочь деньгами детскому дому.
- Вы сами занимаетесь благотворительностью?
- Периодически. Когда у тебя есть дети, ты общаешься с другими родителями, узнаешь, что у кого-то бывают проблемы. И стараешься помочь. Даже если дело не в материальной помощи.
Работа на износ формировала характер
- В бытность футболистом новогодние каникулы пролетали незаметно?
- В конце 90-х выходили из отпуска 15 декабря, успевали провести сбор перед Новым годом. А 3-4 января выезжали на сборы. Сейчас же во второй лиге аховая ситуация, отпуска затягиваются на 3-4 месяца. В свое время мы тренировались с декабря по март. Успевали набрать форму и растерять ее во время сборов. Эта закалка пригодилась.
Советская система была строгой. Никаких пульсометров, никто не высчитывал индивидуальные нагрузки. Все выполняли общую физическую подготовку. Народ был крепким, нагрузки сильные. Работа на износ, на жилах, это формировало характер. Выживал сильнейший - в прямом смысле слова. Был приличный отсев, серьезная конкуренция. В современном футболе в России этого не хватает.
Футболисты Василий Березуцкий (слева), Денис Бояринцев (в центре) и Милош Красич во время матча за Суперкубок России
- Есть мнение, что российский футбол стал больше похож на театр или балет.
- Сложно сказать. Сама жизнь изменилась, раньше все было по-другому. На первый план выходила любовь к футболу. Сегодня такого нет. А выходят ребята на бриолине или нет, никого не волнует. У нас есть хорошие футболисты, которые любят игру, отдаются ей на все 100%. Но это не массовое явление, отсюда и голоса болельщиков, что игроки не бьются на поле.
В Тарасовке нас баловали вафельными трубочками
- Как в "Спартаке" встречали Новый год?
- Практически все ребята разъезжались в отпуска. Поздравляли друг друга по СМС, звонками. В Тарасовке всегда стояла елка, база была украшена, атмосфера праздника присутствовала. Но это было недолго, потому что через пару дней улетали на сборы.
Кстати, в "Рубине" и "Спартаке" в конце года скидывались с ребятами деньгами, которые отдавали рядовым сотрудникам базы. Благодарили за отношение к нам на протяжении всего времени.
- В ответ какие-то подарки получали?
- Выпечкой баловали. Помню, как молодые девчонки в Тарасовке делали для нас вафельные трубочки со сгущенкой. Конечно, тренеры об этом не знали (смеется). Всегда приятно вспоминать те времена. Атмосфера в "Спартаке" была классной, несмотря на отставки тренеров, неудачные результаты. Коллектив на базе и в клубе был настоящей семьей.
- Загадывали у Деда Мороза стать чемпионом?
- Сейчас уже можно рассказать правду (смеется). Каждый Новый год загадывал вырасти в футболиста, поиграть на высоком уровне хотя бы сезон.
- В "Спартаке"?
- Тогда даже и мечтать не мог о таком. Это же был суперклуб!
- Ваш переход в "Спартак" из "Рубина" оформлялся под Новый год?
- Впервые контакт произошел летом 2004 года. Встречался с Евгением Смоленцевым (технический директор "Спартака" в то время – прим. ред.), но ответил ему, что "Рубин" в тот момент покинуть не могу, потому что хотелось поиграть в еврокубках. "Спартак" же тогда ни за что не боролся, а попробовать свои силы в Европе желание было.
Тогда в "Спартаке" тренером был Невио Скала. Я понимал, что тот разговор со Смоленцевым носил поверхностный характер. А уже зимой все сложилось с "красно-белыми", чему я рад до сих пор. То предложение о переходе в конце года перебило все остальные варианты, которые даже не стал рассматривать.
- С уходом из московского клуба спустя три года не поторопились?
- Наверное, да. Я мог остаться в команде, никто не просил меня на выход. Но что теперь жалеть. Кстати, в 31 год Валерий Карпин позвал обратно, и это было очень приятно. Только всё сложилось не так, как хотелось. Зато пополнил копилку четвертой серебряной медалью.
- Обменяли бы их все на золото?
- Только три. Одну серебряную оставил бы для полной коллекции. У меня же еще бронза в составе "Рубина" есть.
Раньше на тренировках от смеха живот болел
- Сейчас с бывшими спартаковцами встречаетесь?
- Времени практически нет, у всех свои заботы. Раньше Дима Аленичев часто приглашал поиграть на новогодний турнир на свою дачу. Я бы с удовольствием приехал, но новогодние хлопоты не позволяли попасть на турнир.
- Читая интервью ветеранов, понимаешь, что раньше футбольная жизнь была веселее. Так?
- За примером ходить далеко не нужно. Заходишь в раздевалку, а там все сидят в телефонах. Раньше, помню, на тренировке живот болел от смеха, потому что до нее столько историй смешных рассказывали. Если что, вспоминать ничего не буду (смеется).
- Хотите, чтобы сын пошел по вашим стопам?
- Основная моя задача - привить ему любовь к спорту. Сейчас он и дочка ходят на плавание, на гимнастику. А какой вид спорта они выберут, это уже не важно. Каждый родитель обязан дать направление своим детям. Сильные и здоровые дети - это здоровье нации. Это должно быть огромной программой для России. В век виртуальных технологий дети слишком много уделяют внимания компьютерам, мало проводят времени на улице.
- Каким получился 2019 год для Дениса Бояринцева?
- Насыщенным и позитивным. Удалось решить поставленную задачу и вывести "Текстильщик" в ФНЛ. Для города и команды это была большая радость. А уже через полгода ощутил на себе первую тренерскую отставку. Мы неудачно выступили в первой части сезона. Это два события, связанные с профессией.
Отмечу январскую стажировку у Курбана Бекиевича Бердыева в "Рубине" и декабрьскую у Юрия Павловича Семина в "Локомотиве". Из жизненных моментов выделю прогресс сына, который научился плавать. Дочка тоже делает успехи.
- Что пожелаете футбольным людям в 2020-м?
- Хорошего футбола, настроения и человеческого счастья. А сборной России - отличного выступления на чемпионате Европы.