Двукратная чемпионка России по фигурному катанию Анна Щербакова выиграла этап Кубка страны в Сочи, после чего рассказала Анатолию Самохвалову о битве с риттбергером, отдушине в виде флипа, идеальном Натане Чене и курортной атмосфере турнира.
"Я как обычный фан фигурного катания"
- Анна, этапы Кубка России по своему статусу приближены к Гран-при. Это ощущается?
- В принципе, на соревнованиях я не ощущаю большой разницы в статусе турнира. Все они связаны с волнением, а остальное складывается из разных пунктов, больше связанных с моей готовностью к турниру, чем с его значимостью. Поэтому все мои мысли были только о своих прокатах.
- Ни о соперницах, ни о чем другом не думалось?
- Это всегда очень отвлекает, лишнее внимание давит, поэтому стараешься, как обычно, делать свою работу и не зацикливаться на каких-то других вещах.
- Научились уже не отвлекаться?
- Наверное, этому надо всегда продолжать учиться, потому что невозможно к этому привыкнуть. Тем более, что в этом году ажиотаж намного больше, а я любопытная, мне всегда очень интересно. От этого я всегда многое читаю, а перед стартом стараюсь от этого ограничиваться, чтобы как раз-таки не отвлекаться. Чтобы все мысли были только о своих элементах, и чтобы настрой никак не сбивался.
- О чем же читали незадолго до старта?
- Я как обычный фан фигурного катания. То есть меня интересует все, что связано с нашим видом спорта. Я люблю следить за всеми соревнованиями. Сейчас проходит этап Гран-при Skate America, я смотрела за теми, кто там выступает. Мне интересно следить за всеми новостями в фигурном катании, в этом плане я не пропускаю турниры.
"Все, что делает чен – уникально"
- Кого на Skate America успели посмотреть?
- Прокаты не все удалось, а результаты увидела все. Больше всех впечатлил Натан Чен, с каждым его прокатом я понимаю, что он какой-то уникальный человек, потому что для меня уникально вообще все, что он делает. Как спокойно он выходит на старт – этому надо учиться всем. Я не знаю ни одного человека, который бы так уверенно, спокойно настраивался на соревнования, при этом мне очень нравятся его прыжки, катание, да и вообще все. Супер, в общем.
- Здесь, в Сочи, вы достойно выступили на своем уровне, показали прекрасный четверной флип, но сложилось такое ощущение, что тройной риттбергер объявил вам войну.
- Я себе в голове объявила войну, видимо, потому что, конечно, это (сложности) идет именно из головы. Это не тот прыжок, на котором есть такие большие проблемы с технической стороны, он у меня получался на шестиминутных разминках, где я все исполняла (качественно). Естественно, бывают огрехи, но это не тот прыжок, во время исполнения которого надо сомневаться. А у меня, наоборот, на этом старте было очень много мыслей о нем. Короткую программу я катала и думала только об этом каскаде (лутц – риттбергер), как бы вот сделать его получше. В произвольной все мои мысли обычно о четверных прыжках. Как только я их выполняю, дальше спокойно делаю все тройные, если бывают ошибки, то несерьезные. А здесь я и после короткой программы осталась так же зациклена на этом каскаде, поэтому и были ошибки. Надо суметь довести его до автоматизма, чтобы в прокате не было лишних мыслей.
- Неужели этот тройной прыжок два раза вас доводил до слез?
- Ну не до слез, нет. Все-таки в короткой я действительно расстроилась, потому что прямо перед собой я ставила большие задачи на этот старт и хотела короткую откатать идеально, чтобы не было к чему придраться. Тем вечером у меня было очень много мыслей, но на произвольную я настроилась совершенно по-другому. Во-первых, я сама была очень довольна (четверным) флипом, что не дает мне возможности огорчаться и придает мне столько оптимизма, потому что этому я действительно рада. В первые моменты после проката я была уставшей, расстроенной за вторую половину программы, когда после хорошего флипа я немного скомкала все, что было дальше. Но не могу сказать, что меня расстроила произвольная. Это был прокат со своими плюсами, но и было очень много вещей, над которыми нужно много работать. Рабочий прокат.
"Надо надеяться, что к концу сезона будут международные старты"
- К этапу Гран-при в Москве у вас, видимо, должен еще появиться четверной лутц в произвольной.
- Должен. Как только я вернусь в Москву, мы будем еще работать (над лутцем) в этом перерыве (до этапа Гран-при), мы очень много времени посвящали четверным прыжкам, прогресс есть, поэтому стараюсь в том же духе.
- Состав участниц столичного этапа Гран-при влияет на ваш настрой?
- Он как-то будет влиять, но я постараюсь, как и всегда, об этом не думать, потому что, наверное, на 90 процентов настрой и волнение зависят от твоей готовности. Твой набор и то, как ты выкатываешь его на тренировках – это вот именно подавляющая составляющая настроя. Потому что как может повлиять кто-то из участников на то, как ты работал на тренировках? Никак. Поэтому это (тренировки) самое главное.
- Нет ощущения, что это будет практически чемпионат страны?
- Я думаю, да, по составу это будет примерно как чемпионат России. Да и все старты в этой половине сезона российские, надо просто брать опыт от каждого соревнования и надеяться, что к концу сезона будут международные турниры.
- А по чемпионатам России вы специалист. Поэтому наверняка внутренняя уверенность присутствует и перед этапом Гран-при.
- Я постараюсь как можно увереннее выходить на соревнования.
- Тиффани Загорски рассказала о необычности антуража сочинского этапа, когда приходится жить в отелях, не таких, как обычно, самой вызывать такси, чтобы добраться до тренировок и соревнований. Вас это забавляет или сбивает?
- Во-первых, в Сочи очень хорошая погода, тепло, солнышко. Отель у нас такой, где повсюду бамбук, заходишь – сразу бассейн, тебе предлагают спа, все дела. И многие люди чувствуют здесь себя как на отдыхе, будто бы не на соревнования приехали. Обстановка немного непривычная, кажется, что ты действительно на курорте, а потом приходишь на каток и надо соревноваться. Не могу сказать, что меня это сбивало. Приходила на каток, а там – все то же самое, как обычно.