Екимов: мы не можем себе позволить сидеть и ничего не делать в пандемию

Читать на сайте rsport.ria.ru
Президент Федерации велосипедного спорта России Вячеслав Екимов в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Веронике Гибадиевой рассказал о том, каким был завершившийся в условиях пандемии сезон, тяжелой ситуации с календарем, проблемах в развитии российского велоспорта, решение которых нельзя откладывать "до лучших времен", а также признался, что не жалеет о решении возглавить федерацию и подтвердил намерение переизбираться на новый срок.
- Вячеслав Владимирович, не так давно завершился чемпионат Европы по треку. Вы не пожалели, что отправили команду? Многие отказываются вывозить спортсменов в Европу в нынешних условиях.
- Ничуть не жалею. Да, обстановка сейчас тяжелая, но очень хорошо, что этот чемпионат Европы состоялся - спортсмены вложили много сил в подготовку в сезоне, который должен был стать олимпийским, и с эмоциональной точки зрения этот старт был нам необходим. Кто-то возможно скажет, что не все лидеры были, и несерьезно отнесется к результатам этого турнира, но тут в пользу уровня нашего выступления говорят показанные секунды. Наша командная гонка в экспериментальном составе показала очень хорошее время. То, что Даша Шмелева выдала такие секунды на 500 м - это просто фантастика. Мы боролись за высокие места во всех видах программы, на которые были заявлены, и попадали преимущественно минимум в топ-5. Второе место в общем зачете и с такими секундами - очень достойный результат. Можем с чистой совестью уходить на зимнюю подготовку и настраиваться на Олимпийские игры.
Не плохая примета: сборная России завоевала 13 медалей на ЧЕ по велотреку
- К переносу Игр морально были готовы?
- У нас уже все шло к финальному этапу подготовки. В тех видах, где продолжался отбор, должны были состояться решающие предолимпийские старты. Уже был запущен процесс по экипировке... И тут пандемия, ограничения, прекращение всего единого календарного плана. Все были в состоянии некого ступора - "что делать дальше". В конце концов перенесли и Олимпиаду - логичное решение, потому что сложно даже представить, кто после локдауна и в каком состоянии туда бы поехал, не говоря уже о здоровье участников, которое, разумеется, прежде всего. Потом был период самоизоляции, и спорт в большинстве регионов встал на паузу.
В Европе тоже был жесткий локдаун, но они включились в работу по организации соревнований. Мы тоже передвинули тот календарь, который у нас был на период с августа по ноябрь. Как мне сказали, мы были одной из первых федераций, которая начала организовывать и проводить соревнования, сборы. Все это очень непросто, учитывая, что мы живем в ситуации, когда нужно соблюдать очень много требований со стороны Роспотребнадзора. Но, как говорится, в бою мы обрели и этот опыт. Отдельно хотелось бы поблагодарить Санкт-Петербург, Омск, Тулу, Москву, Московскую область, Ижевск, Самару, Краснодарский край, в частности Псебай, Северный Кавказ Архыз, Саранск, Иркутск, Хабаровск. Это наши традиционные точки опоры, которые раньше всех включились в работу, когда регионы стали постепенно отменять ограничения.
- Не хотелось до конца года вообще все отменить, кроме сборов, и уйти на перезагрузку?
- Это был бы самый легкий путь - просто сидеть и ничего не делать. Но что сидеть-то? Европа вся включилась, работала и проводила старты. Да, с ограничениями, но проводила. Проще всего было сидеть, знаете, ровно и ничего не предпринимать. Мы и так в большинстве видов находимся в позиции догоняющих, отстать еще от Европы перед Олимпиадой? Мы такого позволить себе не можем.
- У вас нет федеральной базы, в отличие от многих других видов спорта. Как справлялись в этой ситуации?
- Да, базы у нас нет. Если бы была федеральная база, на которой мы могли бы разместить все свои команды, если бы в этом комплексе были трассы для ВМХ и маунтинбайка и возможность выезда на шоссе для трековиков, как собственно и для тех, кто на шоссе выступает, это был бы другой разговор. Но это по-прежнему наша мечта. Мы пытаемся донести наши нужды для руководства спорта, объясняем что, можно расположить все это на участке в 20 гектаров и спокойно работать. В настоящий момент идет работа по строительству такого центра в Майкопе. В этом вопросе мы являемся связующим звеном между регионом и руководством Минспорта. Адыгея для нас уникальный по рельефу и климату регион, где круглогодично все четыре вида велоспорта могли бы работать нон-стоп. Надеемся, что найдем в этом понимание. А пока мы точечно решаем вопросы по сборам, как и большинство федераций.
Худо-бедно какие-то опорные точки у нас есть. Есть Омск, который дал добро на сбор наших трековиков в этот сложный период. В Санкт-Петербурге в закрытом режиме тренировки проходили на Крестовском острове весь период самоизоляции. С использованием дорог у нас всегда была беда, а тут Адыгея была закрыта напрочь, Краснодар тоже, если говорить о ранней стадии. В Алуште база тоже была закрыта. Ну и плюс в какой-то момент стало просто опасно по эпидемиологической ситуации отправлять спортсменов в Краснодарский край, учитывая, сколько там было туристов и какая статистика по количеству случаев. Тем не менее, ряд соревнований по маунтинбайку нам все же удалось провести в Псебае.
"Газпром-Русвело" у нас сама перебралась в Италию, остальные искали какие-то варианты - кто-то в Туле по дорогам, кто-то в Московской области, потом мы одними из первых организовали сбор в Турции.
Определен состав команды "Газпром-Русвело" на сезон-2021

Календарь, "Пять колец", Крылатское

- В России нет календаря гонок, об этом много говорится и не первый год. Есть какие-то перспективы, что в ближайшее время - если пандемия пойдет на спад - ситуация с календарем улучшится?
- Я абсолютно понимаю и принимаю эту критику. Но тут нужно понимать, как у нас по всем нормативным вещам все устроено. Есть всероссийский календарь и региональный, где формируется команда региона, которая будет допускаться к этим соревнованиям. В регионах соревнований проводится мало - где-то из-за нехватки спортсменов, финансирования, где-то на дороги их не пускают. В результате у нас недобор количественного состава для всероссийских соревнованиях. А еще есть проблема, связанная с формированием единого календарного плана. Порядок его формирования незыблем - ФВСР принимает заявки из регионов, где и когда видят проведение всероссийских соревнований, и сдает их в Минспорт. Заявки должны быть в федерации до конца августа, дедлайн в Минспорте конец октября, а у нас они появляются и в декабре, а порой и позже….
В этом году народ нас услышал, и полетели заявки на соревнования. Достаточно много заявок получено и обработано, но тут возникает еще один нюанс: некоторые регионы запрашивают соревнования в одни и те же сроки, а это невозможно по правилам. Нам нужно разрешение Минспорта о проведении параллельных всероссийских соревнований, а разрешения нет согласно п. 329 ФЗ о спорте. И получается, что наши дальние регионы ограничены в календарном плане - они просто не могут приехать сюда, в центральную часть, потому что это затратно, но провести свои старты в те же сроки им не позволяет вот это ограничение. Как вы понимаете, в России не так долго длится время, когда вообще можно проводить гонки, а с учетом того, что проводить одновременно на такой огромной территории соревнования нельзя, мы сами себя, получается, в этом вынуждены ограничивать.
Участники на этапе "Воробьевское кольцо" международной велогонки "Пять колец Москвы" в Москве
Безусловно нам нужно находить внебюджетное финансирование для проведения дополнительных, независимых от государственных бюджетных средств, стартов, чтобы приглашать команды из регионов, оплачивать их пребывание. Календарь - это основа развития вида спорта, мы все это прекрасно понимаем. Знаем пути решения этого вопроса, но все это не так просто, как может показаться со стороны.
Поэтому до конца года мы должны запустить свою онлайн-платформу, которую сейчас тестируем. На ней будет вся информация о российском велоспорте, ЕКП, национальный рейтинг, статистика. Этот тот инструмент, который необходим всем нам для улучшения качества и количества проводимых соревнований, формирования списков сборных команд, а также для создания в перспективе единой системы массового и любительского велоспорта.
- "Пять колец Москвы" проводится с каждым годом все дальше от центра. Скоро это будут "Пять колец Подмосковья". Есть какие-то пути решения этой ситуации?
- Гонка в 2019-м проходила в Москве или на территории Новой Москвы - Кленово считается Новой Москвой. Так что про "Пять колец Подмосковья" я не согласен. На следующий год - а мы уже подали заявку в UCI - будут и Крылатское, и Воробьевы горы...
- В центре организовать хотя бы один этап нереально?
- Мы бы тоже хотели прокатиться по Садовому кольцу, по Бульварному, вокруг Кремля проехать. Но это из области фантастики в нынешних реалиях. Москву перекрыть очень сложно. И никто не будет этого делать из-за 150 велогонщиков.
- Ради марафонов ведь перекрывают.
- Ради 2000 человек? Да. Поэтому нам нужно совмещать проведение гонок с любительскими стартами в тот же день, чтобы охват был больше и зрительский, и по количественному составу.
Екимов: велотрасса в Крылатском должна стать зоной спортивного креатива
- Почему раньше не удавалось это сделать?
- К сожалению, история с массовым спортом у нас практически не была регламентирована по отношению к федерациям. По закону о спорте у нас нет никаких полномочий в этом случае, но массовый спорт при этом мы обязаны развивать. К счастью, в июле 2020 были приняты поправки, которые раскрывают понятия спортивных клубов, школьных и студенческих лиг, профессиональных команд. Учитывая новшества, мы вновь выходим на Минспорт с проектами положений о допуске к всероссийским соревнованиям велосипедных клубов, отдельных профессиональных команд, что уже делали в 2017-м, 2018 году. Сейчас отношение к массовому спорту вышло совершенно на другой уровень, сам министр спорта России Олег Матыцин это подчеркивает, и мы надеемся на его понимание в этом вопросе. Также надеемся в этой связи получить ряд полномочий, а не только обязанностей, регулировать и развивать массовый спорт, клубное движение. Имея возможности выводить всех на старт, как это происходит в Италии. Тогда, например, мы сможем перекрывать Самару или другой крупный центр страны на чемпионате для гораздо большего количества участников. Тогда это будет сделать проще и эффективней и мероприятие пройдет в формате настоящего велофестиваля . Этот вопрос в приоритете прямо сейчас и не может быть отложен до лучших времен.
Вообще, я согласен с утверждением, и еще больше убедился в этом за эти четыре года, что спорт высших достижений должен быть продолжением массового спорта, а не наоборот.
- Как продвигается история с Крылатским? Есть шанс на то, что трассу удастся сохранить?
- Идет судебный процесс. Бесконечный. Мы стучались во все двери с этой проблемой. Точнее, федерация все эти годы обивала пороги, писала письма руководству страны, вопрос поднимался на всех уровнях. Из проверенных источников мы знаем, что спортивным объектом Крылатское в любом случае останется - это для нас самое важное. Но еще важно, чтобы трасса была приведена в нормальное состояние - нужно поменять покрытие, сделать переходы, освещение.... Понятно, что в этой истории мы заинтересованная, но при этом третья сторона, наше слово не является решающим. Но к нам обращались за советом по вопросам модернизации. Мы объяснили, как согласно всем современным требованиям все это может выглядеть, чтобы объект был полезен и для массового спорта, и для профессионального. В свете того, что Москва постоянно говорит о развитии велоинфраструктуры, надеемся, что трасса в этом случае станет точкой притяжения для всех, кто любит велоспорт.
- Очень круто выглядит экстрим-парк в Казани для ВМХ-фристайла, расскажите о перспективах его использования.
- У нас большинство инфраструктуры появляется под какие-то события. Его строили под уличные экстрим-игры. А уже в следующем году мы проведем там чемпионат Европы. Если бы там был крытый велодром для ВМХ-рейса, то мы бы могли провести там и чемпионат Европы в суперкроссе.
Но есть у нас и объекты, которые строились не под события - это велотрек в Омске. Заместитель министра спорта Сергей Шелпаков, олимпийский чемпион, был заинтересован в том, чтобы велодром в его городе был, а теперь там организован большой проект подготовки резерва, который финансируется "Газпромом". Создана инновационная экспериментальная площадка, позволяющая привлекать к подготовке гонщиков из других регионов России, прежде всего из Сибирского и Дальневосточных округов в рамках регионального проекта на условиях параллельного зачета
- Ребята, которые в период ограничений тренировались в Омске, хорошо отзывались о треке, но говорили, что выехать на шоссе рядом - проблема, велокультуры вообще нет.
- Есть такая проблема. Но губернатор, который сам катается на велосипеде на ежегодных мероприятиях, понимает потребности региона и готов к предложениям, как улучшить инфраструктуру. Шоссейные соревнования в Омске просто в силу специфики проводить сложно, но для трековых сборов место подходит - открытый трек дорожкой 500 м находится рядом, на котором можно делать какие-то шоссейные упражнения, например. Плюс там есть инфраструктура для ВМХ.

Токио

- В этом году, пусть не все сложилось так, как могло бы на Гранд-турах, и Ильнур Закарин, и Александр Власов, и Павел Сиваков доказали, что находятся в хороших кондициях. Это дает надежду перед Играми в Токио?
- С учетом профиля трассы и выступлением наших гонщиков в этом сезоне мы можем надеяться на хороший результат. Но тут вопрос, кто у нас в ближайшем резерве - надеемся, что в "Газпром-Русвело" кто-то из молодежи выйдет на новый уровень. В этом сезоне сложно о чем-то судить. Да, есть , например, Черкасов, еще можно назвать несколько имен, но это все на бумаге. Посмотрим. К сожалению, те шоссейники, которые не входят в состав "Газпром-Русвело", тоже уровнем ниже. Так что лидеры у нас действительно очень сильные, но вопрос резерва беспокоит.
Сиваков: буду готов выступить под нейтральным флагом на ОИ в Токио
- Паша Сиваков опроверг слухи о смене спортивного гражданства и подтвердил, что как минимум до Токио его менять не собирается. Как вообще относитесь к шумихе во французских медиа вокруг этой истории?
- Паша профессиональный гонщик высочайшего класса. Их карьера - отдельная история. По сезону с федерацией он пересекается всего несколько раз. И то, в чем мы как федерация можем помочь ему, мы конечно сделаем. Какие-то точечные моменты - например, организовать вопрос по срочной службе. Разумеется - тут не может быть никаких дискуссий - ему зеленый свет на все международные соревнования в составе сборной, на какие он захочет и сможет в силу своего календаря приехать. Было приятно услышать, что к Токио он спортивное гражданство менять не собирается. Но даже если бы решил его сменить - было бы жаль потерять столь сильного гонщика, но тут мы вряд ли что-то смогли бы сделать.
- Как обстоят дела с женской шоссейной командой Cogeas-Mettler? Проект будет работать в следующем сезоне?
- Да, команда зарегистрована уже, и мы ждем публикации списка женских команд от UCI . В этой команде будет порядка шести российских гонщиц в следующем сезоне. Пока мы рассчитываем на них в плане борьбы за медали в большей степени на треке - те же Диана Климова и Маша Новолодская доказали это на чемпионате Европы. Что касается Айгуль Гареевой, нашей чемпионке мира среди юниоров, она еще совсем молодая, противостоять тем же крутым чемпионкам мира из Нидерландов, США, Великобритании ей пока очень сложно. Надеемся, что она сможет показать неплохой результат, например, в "разделке" на Олимпиаде, в плане опыта ей это очень нужно. Недавно она проехала "Джиро" буквально с чистого листа и на "классиках" выглядела уверенно. Это был ее первый сезон на взрослом уровне. Она талантливая, с ней нужно работать.
- Вопрос допуска на Олимпиаду пока не решен. Если дело дойдет до сценария Пхенчхана, готовы будете бороться за спортсменов, не допущенных по непонятным для ваc причинам?
- По тактике действий пока говорить рано, но если чистых спортсменов без допинг-прошлого вдруг по неозвученным причинам не допустят до Игр, конечно, будем включаться и этот факт оспаривать.
- Вы решили выдвинуть свою кандидатуру на следующий срок. Не жалеете, что вообще ввязались в свое время в дело управления федерацией?
- Да, я ушел из привычного мне мира профессионального велоспорта и окунулся в новый мир российского спорта со всеми его реалиями. Но нет, я не жалею. За четыре года я глубоко погрузился в материал, но этого времени явно недостаточно, чтобы эффективно отработать отдельные проекты. Да, задач много и большинство из них требуют системного подхода и проработки на долгосрочную перспективу. И хочу сказать, что теперь еще больше уважаю труд тех людей, которые когда-то выводили меня на старт, благодаря которым я завоевывал свои медали. Я даже не подозревал, сколько за этим стоит тяжелых формальных решений, необходимой процедурной работы и прочего, о чем я как спортсмен, дело которого состояло в том, чтобы крутить педали, честно сказать, даже не задумывался.
Екимов будет переизбираться на пост главы Федерации велоспорта России
Обсудить
Рекомендуем