"Мне очень сложно": Дворкович — о "косых" взглядах, санкциях и МОК

Читать на сайте rsport.ria.ru
Президент Международной шахматной федерации (FIDE) Аркадий Дворкович в интервью РИА Новости Спорт рассказал о впечатлениях от турнира претендентов, перспективах нового титульного поединка и шансах на предстоящих осенью выборах главы организации.
Победителем кандидатского соревнования, местом проведения которого был Мадрид, досрочно стал Ян Непомнящий. Теперь россиянина ждет матч за мировую корону с норвежцем Магнусом Карлсеном.
– Аркадий Владимирович, как вы оцениваете ход и качество борьбы в турнире претендентов?
– Соревнование проходило очень интересно, во всех партиях, за редким исключением, шла живая и напряженная борьба.
– После чемпионского матча с Карлсеном все думали, успеет ли Непомнящий до турнира претендентов оправиться от того удара. В чем, на ваш взгляд, отличие сегодняшнего Яна от того, каким он был в концовке первого поединка?
– Мне кажется, что каждый профессиональный человек учится на уроках, выученных или нет, на опыте предыдущих проектов. И Ян подошел к этому турниру в очень хорошем психоэмоциональном состоянии. Он не был перетренирован, как было до матча с Карлсеном, и имел возможность провести достаточно времени в стране, где проходит кандидатский турнир. Акклиматизация прошла успешно, а все эти факторы тоже ведь влияют. А с шахматной точки зрения – насколько он хорошо был готов тогда, настолько сильно он выглядит и сейчас. И та подготовка к матчу, и наличие очень многих (разработанных) стратегических и тактических вариантов, различных аспектов игры тоже положительно помогают ему сейчас.
Магнус Карлсен / Ян Непомнящий
– Если сравнивать Яна сегодняшнего и того человека, который играл в турнире претендентов в Екатеринбурге, – в чем он изменился?
– Повторюсь, самое важное – тот период, который Ян провел в подготовке к матчу с Карлсеном. Тогда было наработано просто огромное количество всех шахматных аспектов, и сейчас он играет с большим запасом прочности. Плюс уроки того матча, а именно: появление способности тщательно распределять время на обдумывание ходов и не торопиться. А это очень важно. Ян стал более спокойным и играет заметно уравновешеннее и сбалансированнее. После получения лучшей позиции он гораздо более взвешенно подходит к реализации преимущества. И выигрывает свои лучшие позиции.
– Данный турнир претендентов воспринимался как возможность для новой плеяды одаренных шахматистов – Алирезы Фирузджи, Яна-Кшиштофа Дуды, Рихарда Раппорта. Ваши ожидания оправдались, или турнир показал, что это отдельное соревнование, и его нельзя сравнивать с другими?
– Конечно же, турнир претендентов – самое серьезное и плотное соревнование. Шахматистам, не имевшим опыта такого турнира ранее, очень тяжело сразу показать себя, надо сначала пройти хотя бы один такой турнир, чтобы иметь шансы на победу. И то, что Ян на старте выиграл у всех трех вышеупомянутых шахматистов, говорит само за себя.
– Аркадий Владимирович, не уйти от вопроса о политике. На Яне не сказывается то, что он представляет страну в такой непростой момент?
– Скажу вам так: на турнире были созданы равные условия для всех игроков. Для того, чтобы каждый из них мог показать свои лучшие качества.
США и еще десятки стран призвали ужесточить санкции против России в спорте
– Перед началом соревнования многие обсуждали слова Карлсена о том, что он не будет играть матч за звание чемпиона мира, если победителем не станет Фирузджа. Эти разговоры не принижают уровень турнира?
– Для всего шахматного мира будет лучше, если Магнус Карлсен сыграет очередной матч за звание чемпиона мира. Поединок за шахматную корону является самым важным соревнованием, которое только может быть. Но каждый человек свободен и имеет право на свое волеизъявление. На принятие собственного решения. Будем надеяться, что Магнус сыграет этот матч.
Но если все сложится по-другому, то чемпионский матч сыграют два победителя турнира претендентов. Но, повторюсь, я как президент FIDE надеюсь, что чемпион мира Магнус Карлсен сыграет свой следующий поединок на первенство мира.
– Не раскроете секрет, о чем шел разговор на вашей встрече с Карлсеном в Мадриде? Это ведь не дежурный интерес, это во многом касается того, что ждет в будущем шахматное сообщество. Можете хотя бы намекнуть?
– Без комментариев.
– А не сказываются ли на статусе турнира эти разговоры – что на поединок за звание чемпиона мира можно выйти и со второго места?
– Нет, это уровень соревнования не принижает. Более того, из-за риска, что Магнус не будет играть матч, были дополнительные стимулы у всех участников. И была возможность бороться не только за первое место, но и за второе. Поэтому статус и напряжение турнира высоки.
Мотивировать Карлсена: почему чемпион мира не хочет играть с Непомнящим
– А у вас уже есть наметки, где может пройти следующий титульный матч? И в какие сроки?
– Наметки есть. Что касается сроков – это весна 2023 года. По месту – пока отрабатываем разные варианты, до конца лета определимся с основным.
– Но это будет один из городов Европы?
– Не обязательно. Есть разные варианты.
– А у вас уже есть конкретные предложения или тема находится в открытом доступе?
– Ведутся переговоры, они носят достаточно конкретный характер. Но предложения пока не сформированы.
– Россия, как я понимаю, в этих переговорах не участвует?
– Сейчас, конечно, нет.
– Но у вас, президента FIDE и россиянина, интерес к России как к месту проведения крупных турниров сохраняется?
– Россия всегда готова провести турнир любого уровня. Но сейчас по причинам всем известным это невозможно.
– Аркадий Владимирович, список ваших конкурентов на выборах президента FIDE стал для вас удивлением или вы все просчитали?
– Больших сюрпризов нет. Но в любом случае мы с членами моей команды считаем, что за последние годы было сделано достаточно много для развития шахмат во всем мире. Что мы доказали нашу эффективность и способность достигать высоких целей. Поэтому мы рассчитываем на поддержку.
– Для многих стало удивлением – и приятным удивлением – то, что вы включили в свою команду индийца Вишванатана Ананда. Он человек политически индифферентный и далек от политической борьбы. Насколько сложны были переговоры, и интересно ли работать с Виши?
– Вишванатан Ананд – это имя в шахматном мире. Легенда шахмат. Я, когда общаюсь с ним, называю его Виши, как принято в шахматном кругу. Мы знаем друг друга очень давно и относимся с большим уважением. В последние годы Виши был моим советником во многих вопросах – и в формальном, и в неформальном общении. Переговоров в этом понимании слова и не было, мы просто общались. Я предложил ему рассмотреть эту возможность, и он с ней согласился.
У нас есть общие цели на ближайшие годы и понимание того, какую роль в этом продвижении может сыграть Виши за счет своего авторитета и способности решать разные задачи. Но его избрание ни в коем случае не ведет к запрету на его игровую практику. Тем более, что он сейчас находится в очень хорошей форме. И меня это только радует.
– Аркадий Владимирович, вы уверены в победе на выборах?
– Уверен.
– Кого вы считаете своим главным конкурентом?
– Конкурентом я считаю только общую обстановку в мире. Наша команда сильна, это не только я, но и большое количество людей, которые двигают шахматы вперед, оценивают. Много специалистов работают в команде и в последние годы доказали нашу способность достигать высоких целей.
Поэтому я уверен в победе за счет командной работы. А не за счет того, что я считаю себя единственным возможным кандидатом. Вся команда работает на наш успех. Еще раз повторюсь, несмотря на очень сложную обстановку в мире, мы смогли сохранить доверие многих национальных федераций. И это то доверие, которое позволяет нам двигаться вперед.
– Ситуация в мире пошатнула ваши позиции? Может быть, вы как представитель России ощущаете косые взгляды в свою сторону?
– Нет. Я вижу, что у ряда коллег есть ощущение, что из-за сложившейся ситуации я не могу эффективно исполнять свои обязанности. Но я и моя команда день за днем каждым своим действием доказываем, что мы способны работать максимально эффективно.
– Что скажете о ситуации с дисквалифицированным на шесть месяцев Сергеем Карякиным? Возможен ли пересмотр вердикта?
– Наши судебные инстанции в соответствии с юридическими нормами федерации приняли такое решение. Юридические возможности для изменения этого решения исчерпаны. В целом, замечу, что FIDE заняла четкую позицию, которая при соблюдении требований МОК защитила права спортсменов. Это позволило Непомнящему выступить в Мадриде, а три сильнейшие россиянки сохраняют право принять участие в женских матчах претенденток, намеченных на октябрь.
Карякин поздравил Непомнящего с победой в турнире претендентов
– Не секрет, что FIDE в последние годы поддерживалась рядом крупных российских спонсоров. Сильно ли ударило прекращение совместной работы по FIDE, и надеетесь ли вы со временем их вернуть?
– Эта поддержка действительно очень важна. Но и мы шаг за шагом подключали и других партнеров, и их доля постоянно росла. Да, ситуация не из простых, но мы будем рассчитывать на всех остальных наших партнеров. За последние годы появился ряд новых партнеров – как спонсоров, так и бродкастинговых. Средств у FIDE могло бы быть больше, но работаем по ситуации. И делаем все возможное для того, чтобы общий бюджет FIDE остался на том же уровне, каким был и раньше. И я думаю, что не просто удержим – предположу, что он увеличится в ближайшее время.
– Возвращаясь к России: когда мы можем ожидать крупный шахматный турнир у нас в стране – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске, Казани? Речь идет о 2023 годе или 2024?
– Что касается официальных турниров FIDE, у меня нет ответа на ваш вопрос. Если же говорить о соревнованиях, которые может организовывать Федерация шахмат России, то это не находится в моей компетенции. Что касается FIDE, сейчас проведение в России турниров под ее эгидой, к сожалению, невозможно.
– Заявление Федерации шахмат России о возможном переходе в Азиатскую федерацию шахмат вас поразило, удивило, или вы спокойно к этому относитесь?
– Я скорее отношусь к этому спокойно. Но эта инициатива в соответствии с правилами и процедурами требует обсуждения на уровне руководства Азиатской шахматной федерации и Европейского шахматного союза. Поэтому мы сейчас ожидаем высказывания позиций наших континентальных коллег. Когда эта позиция будет сформирована, то последует обсуждение на уровне FIDE. Пока мне больше сказать на эту тему нечего.
"Пытался играть в шахматы": Непомнящий — о победе на турнире претендентов
– Аркадий Владимирович, сейчас с учетом политической ситуации в мире быть представителем России в международной федерации наверняка очень сложно. Вы живете "на разрыв"?
– Думаю, что для всех очевидно: мне приходится очень сложно. Но моя команда помогает мне оставаться оптимистичным и цельным человеком. И продолжать идти вперед.
– В адрес вашей команды было много критики, что вы доверились людям, которые вас подставляют. Как вы к этому относитесь?
– Я верю, что это не так.
Обсудить
Рекомендуем