Польская легкоатлетка Станислава Валасевич не могла сдержать эмоций после церемонии награждения. Только что она стала второй в забеге на 100 метров на Олимпийских играх в Берлине, хотя была главным претендентом на золото. Выйдя к прессе с серебряной медалью, она заявила, что ее соперница — мужчина.
На дворе 1936 год, до новомодных тестов на количество гормонов и тестостерона было еще далеко. Поэтому судьям пришлось устроить обычный осмотр американки Хелен Стивенс, завоевавшей золотую награду. В своем заключении они указали – легкоатлетка является женщиной, и это не подлежит сомнению.
Скандал на Играх в Германии быстро забыли, но спустя 44 года о нем заговорили вновь. Ведь уже после смерти Валасавеч оказалось, что ее саму нельзя было назвать обычной женщиной.
Обманула американцев и прославила Польшу
Станислава родилась еще в Российской империи в небольшой деревне Верховня, которая сейчас входит в состав Польши. Вскоре ее родители иммигрировали в США, где и начался спортивный путь будущей чемпионки. Перепробовав множество разных секций во время учебы в школе, Станислава остановилась на легкой атлетике.
Чтобы зрителям и комментаторам было проще, она взяла американское имя Стелла Уолш, под которым выступала в Штатах. Уже в 16 лет Власевич стала чемпионкой страны на юниорском уровне в беге на 100 метров. Результаты впечатлили Олимпийский комитет США, который захотел взять ее на Игры 1928 года. Однако в дело вмешалась бюрократия.
Оказалось, что к 16 годам Стелла так и не получила американский паспорт. А в срочном порядке оформить ей документы было невозможно, ведь мигрантам в те времена позволяли стать гражданином США лишь после достижения 21 года. Американские спортивные власти пообещали выдать Стелле гражданство к следующей Олимпиаде.
Прошло несколько лет, за которые Уолш стала только сильнее, выигрывая турниры один за другим. Близилось заветное получение американского паспорта и поездка на Олимпиаду в составе сборной США. Но всего за два дня до посещения паспортного стола она пошла в польское посольство и все переиграла.
«
"Всегда знала, что я полька. Сильно хотелось, чтобы для меня и моих родителей, которые эмигрировали в Америку, на Олимпиаде в Лос-Анджелесе заиграла Мазурка Домбровского. И поднялся польский флаг", — заявила Стелла, поехав на Игры в статусе польской легкоатлетки.
Многие американцы посчитали Уолш предательницей после такого решения. На Олимпиаде в Лос-Анджелесе она установила мировой рекорд на стометровке, став чемпионкой. Медаль она получала под именем Станиславы Валасевич.
Четыре года спустя Власевич уступила Хелен Стивенс, завоевав серебро и назвав соперницу мужчиной. При этом саму полячку не раз упрекали в слишком мужеподобной внешности.
Страшная тайна вскрылась после смерти
Валасевич не давала поводов для разбирательств и сама любила подшучивать над тем, что выглядит слишком мускулисто. Она выступала до 40 лет и успела попробовать себя в иных видах спорта. Например, на закате карьеры Валасевич выступала в прыжках в длину и даже победила на соревнованиях в США.
Когда Станиславе было 69 лет, она оказалась в магазине во время ограбления. Несмотря на солидный возраст, женщина вступила в схватку с грабителем, что закончилось для нее трагично. После смерти провели вскрытие, которое шокировало спортивную общественность.
Оказалось, что у Валасевич были и мужские, и женские половые признаки. Однако они не до конца развились. Позже провели и генетическую экспертизу, которая показала наличие у Станиславы мужской Y-хромосомы. Спортсменка оказалась интерсексом – человеком с нарушением полового развития организма.
Это позволяло ей многие годы превосходить своих конкуренток и оставаться в спорте до 40 лет. Если бы дело происходило в современном мире, то Валасевич бы не допустили до женских профессиональных соревнований по легкой атлетике. Можно сказать, что ей просто повезло, ведь во время карьеры ее так ни разу и не проверяли.
Когда информация просочилась в прессу, то общественность начала требовать пересмотреть результаты выступления Валасевич на крупных турнирах, лишив ту наград. Но Международный олимпийский комитет (МОК) решил ничего не менять и не перераспределять медали после смерти полячки. Остались в силе и мировые рекорды Станиславы, один из которых побили лишь в 2006 году.
Родственники спортсменки после ее смерти не стали давать никаких комментариев. Попросил оставить себя в покое и бывший муж Станиславы, с которым они прожили в браке несколько лет. Поэтому узнать, специально ли она пошла в спорт и понимала ли о своем заведомом преимуществе над соперницами, так и не удастся.