Хоккей

"Мочи коммуниста!" Он сбежал с американкой и стал первым русским в НХЛ

Читать на сайте rsport.ria.ru
Звезд советского хоккея мечтали видеть в североамериканских клубах задолго до серии 1972 года. Еще в 1956-м, сразу после победы сборной СССР на Олимпиаде в городе Кортина-д’Ампеццо менеджер команды АХЛ "Кливленд Баронз" Джим Хенди предлагал двухлетний контракт и зарплату 10 тысяч долларов вратарю Николаю Пучкову, причем делал это официально – через телеграфное обращение руководству федерации хоккея. А что началось после первых игр Суперсерии. Михайлов, Харламов, Третьяк и многие другие слышали о баснословных предложениях от разных клубов НХЛ, которые, по словам ветеранов, были готовы платить сотни тысяч долларов.
Но ни Пучков, ни Михайлов, ни кто-либо другой еще из советских хоккеистов легально уехать в НХЛ тогда не могли, даже если бы сами попросили. До весны 1989-го, когда в "Калгари" отправился Сергей Пряхин, такие переходы были запрещены. И все же советский хоккеист дебютировал в НХЛ несколькими годами раньше. В октябре 1982-го за "Лос-Анджелес Кингз" сыграл Виктор Нечаев. История его приключения – практически готовый сценарий для фильма.
В юности Нечаев подавал неплохие надежды и даже входил в юниорскую сборную СССР, но на его международной карьере отразился случай. В 1972-м во время выезда в Финляндию он пообщался с переводчицей, и в результате в его досье появилась надпись "Склонен к контактам с иностранцами", которая закрывала дорогу на выезд в страны Запада. Да и характер у нападающего был сложный. Ему не нравилась советская действительность, а отсюда все вытекающие проблемы с руководством, коллегами и теми, кто стоял выше.
«
"После каждой поездки за границу был недельный запой. Как мы говорили, цветная картинка переходила в черно-белую. Чем больше ездил - тем тяжелее становилось: может, лучше работать заправщиком на Западе?" - рассказывал он в интервью "Спорт-Экспрессу".
"У него в венах ледяная вода". Какими были первые сезоны Радулова в Америке
В 1979-м от него отказались в СКА – сказали, что за нарушение режима, и в 25 лет он по сути оказался на обочине хоккейной профессии. Пришлось поиграть даже в Ташкенте – туда отправляли тех, кто не проходил в состав новосибирской "Сибири" из первой лиги. Уровень хоккея так себе, но зато платили хорошо. Уже тогда Нечаев понимал, что будет пытаться уехать из СССР, и в 1982-м ему это удалось. Помог брак на американке, с которой он познакомился в Швейцарии на выезде со СКА. Разумеется, когда Нечаеву оформляли выездные документы, никто и подумать не мог, что он едет в Америку играть в хоккей.
Не думал об НХЛ и сам Нечаев. Может и мечтал, но вряд ли серьезно рассчитывал попасть в один из клубов лиги в 28 лет, после трех лет без нормальной игровой практики и будучи незадрафтованным. Но уже оказавшись в Лос-Анджелесе, он решил продолжить тренировки, и слухи о русском хоккеисте в городе привели на каток руководство "Кингз". Клуб пригласил Нечаева на просмотр, дал денег на подготовку и выбрал на драфте, а уже осенью Виктор стал первым игроком из СССР в НХЛ, который дебютировал в НХЛ. Это произошло 16 октября 1982-го в матче против обладателей Кубка Стэнли из "Айлендерс". Говорят, вся хоккейная пресса Нью-Йорка в тот вечер следила только за Виктором и фиксировала каждый его шаг.
На то, чтобы забить гол за "Кингз" Нечаеву потребовалось всего два матча. Во второй игре в НХЛ он забросил шайбу в ворота "Рейнджерс", а после следующей игры его отправили в фарм-клуб.
«

"Виктор считает, что может играть в НХЛ уже сейчас, а по мнению клуба ему нужно провести сезон в АХЛ и научиться отрабатывать в обороне, - объяснял генеральный менеджер "Кингз" Джордж Магуайр. - Виктор уже не молод для новичка, у него неважный английский, и самое важное – ему нужно научиться играть агрессивно, а не так, как это принято в СССР".

Как выяснилось позже, причиной ссылки Нечаева в фарм-клуб стало нежелание подписывать с "Лос-Анджелесом" долгосрочный контракт.
«
"Клубу не нужны хоккеисты с однолетними контрактами. Их из фарма никогда не вызывают - хоть в каждом матче забивай по пять штук. Ничего личного - бизнес… Меня же решили закопать окончательно, потому и бросили в ИХЛ. Там не хоккей - бойня. За мной гонялись ребята с криками "Мочи комми!" – вспоминал Нечаев.
"Сказал спасибо и попрощался". Как Знарок остался без контракта в НХЛ
Торчать в низших американских лигах Нечаеву долго не хотелось и на следующий год он уехал в Германию, где играл за "Дюссельдорфер". Удалось даже сыграть с московским ЦСКА в Кубке чемпионов и забить.
Его послеигровая карьера также получилась насыщенной. В середине 80-х он помогал известному агенту Сержу Левину привозить в США советских артистов – от Аркадия Райкина и Эдиты Пьехи до "Ласкового мая", а в начале 90-х не без его поддержки в Канаду улетел Павел Буре, которому Нечаев подсказал оформить фиктивный брак для быстрого оформления документов. Еще он пару лет тренировал в ИХЛ, а затем сосредоточился на агентской работе.
«

"Смысл всей моей истории, наверное, в том, что я заставил американцев уважать русских людей, - рассказывал Нечаев. - Многие стали относиться ко мне с пониманием, появились друзья, хотя для американцев не было тогда большой разницы - фашист ты или коммунист".

Слышал о Загитовой, кайфует от Овечкина: интервью первого японца в КХЛ
Обсудить
Рекомендуем