Фигурное катание

Россия устраивает шоу. В фигурном катании возрождается легендарный турнир?

Читать на сайте rsport.ria.ru
В марте в Москве пройдет первый российский турнир шоу-программ. Как тут ни вспомнить о чемпионатах мира среди профессионалов, которые в свое время пользовались огромной популярностью. Идея таких турниров принадлежала двукратному олимпийскому чемпиону американцу Дику Баттону.
После завершения спортивной карьеры он стал популярным телекомментатором и владельцем продюсерской компании. Многие олимпийские чемпионы, а также чемпионы мира и Европы, удовлетворив свои спортивные амбиции, уходили в профессионалы и выступали в различных шоу. При этом в душе оставались спортсменами и мечтали соревноваться с привычными и, бывало, своими вечными соперниками. Баттон четко ловил веяния времени и в 1973 году организовал первый профессиональный чемпионат, который прошел в Токио.
Затем турнир переехал в США. В начале 80-х соревнования проходили в формате командного турнира, а с 1983 года награды разыгрывали в индивидуальных видах программы. На первых порах ISU никак не вмешивался в проведение подобных чемпионатов, но в 1998-м под его эгидой был организован турнир серии Pro-Am. В нем могли участвовать как профессионалы, так и любители.
Медведева и Загитова не в форме. Боссы ищут деньги на Плющенко и Ягудина?
В чем же состояло принципиальное отличие чемпионатов мира среди профессионалов от обычных чемпионатов мира? Лучше всего это сформулировал сам Баттон: "У любителей во главе угла тройные прыжки (в ту пору до обилия четверных было очень далеко). Если ты не исполняешь нужное количество, то все забывают о других нюансах катания. Мы же позволяем творить на льду, а количество прыжков не имеет никакого значения".
Профессиональный чемпионат изначально замышлялся как телевизионное зрелище. Важно было показать именно творческую составляющую. Фигуристам позволялось все. Ставший чемпионом мира среди профессионалов в 1999 году Алексей Урманов исполнял на льду цирковые фокусы. Представляете нечто подобное на чемпионате мира или Европы?
В любительском спорте, особенно во времена судейства по системе "6.0", действовало негласное правило: сначала ты работаешь на авторитет, потом авторитет – на тебя. Дебютант, в лучшем случае, мог рассчитывать на место в конце первой десятки. У профессионалов не было никакой изначально определенной табели о рангах. Олимпийские чемпионы могли проиграть тем, кто не попадал на пьедестал почета на чемпионатах мира, и это создавало дополнительную интригу. Судили турниры профессионалов не профессиональные арбитры, а тренеры и хореографы, журналисты и просто любители фигурного катания.
Война с детства. Почему Ягудин и Плющенко ненавидят друг друга
Не следует думать, что в техническом плане чемпионы среди профессионалов заметно уступали любителям. "С Оксаной Казаковой мы дважды выигрывали этот турнир, – сказал РИА Новости двукратный олимпийский чемпион Артур Дмитриев. – Вроде бы, от нас и не требовалось исполнения сложных элементов, но мы на двух победных чемпионатах исполняли четверной выброс. Впервые в истории фигурного катания!"
Впрочем, это не главное. К чемпионатам мира среди профессионалов пара Казакова/Дмитриев подготовила две шедевральные программы: "Кукла" и "Палач и жертва". С ними олимпийские чемпионы Нагано на протяжении долгих лет выступали в различных шоу. Олимпийский чемпион Альбервилля Виктор Петренко даже придумал пародию на "Куклу", выступая на льду с настоящей куклой.
В середине 90-х профессиональные чемпионаты были едва ли не популярнее любительских. Скандал с участием Нэнси Кэрриган и Тони Хардинг на Олимпиаде-1994 вызвал всплеск интереса к фигурному катанию в Северной Америке. Трансляция с соревнований в короткой программе среди женщин из Лиллехаммера стала шестой по рейтингу за всю историю американского телевидения. "За один выход на лед в профессиональном шоу можно было заработать на однокомнатную квартиру в Санкт-Петербурге", - вспоминал об этих благословенных временах олимпийский чемпион Олег Васильев. Профессиональные чемпионаты собирали громадные залы и огромную телевизионную аудиторию.
Закат эпохи Тутберидзе? Ее лучшая фигуристка может остаться ни с чем
Почему же не выжили, не выдержав конкуренции? Серьезную ошибку допустили организаторы, которые сделали основную ставку на ледовые туры по городам Северной Америки. Одновременно гастролировали две труппы, одну из которых курировал легендарный Том Коллинз, а вторую под эгидой спортивно-маркетингового агентства IMG организовал Скотт Хэмилтон. Постепенно интерес к фигурному катанию пошел на спад. Даже скандал на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити не вернул его на прежний уровень.
Первый же гвоздь в гроб профессиональных чемпионатов вбил многолетний президент ISU Оттавио Чинкванта, при котором в календаре появилась серия Гран-при. Чинкванта окончил престижную бизнес-школу в Милане. До того, как полностью сосредоточиться на работе в ISU, он трудился в финансовых структурах и к реформам в фигурном катании подошел с позиций бизнесмена.
«
"Формат Гран-при отличается от чемпионата мира, – разъяснил во время визита в Санкт-Петербург суть своей блестяще воплощенной идеи Чинкванта. – Представители всех дисциплин соревнуются в один день, а это намного привлекательнее для зрителей. Шесть этапов и финал представляют спортсменам больше возможностей для выступлений, а организаторам – для проведений соревнований высокого уровня. И главное: мы дали возможность фигуристам заработать".
Убежала из Европы домой: зачем фигуристка Талалайкина вернулась из Италии
Появление серии Гран-при привлекло к фигурному катанию повышенное внимание телезрителей. Заработки тех, кто выступал в любительских соревнованиях и профессиональных шоу, практически сравнялись. По словам Дмитриева, чемпионский титул среди профи принес им с Казаковой 50 тысяч долларов на двоих. На Гран-при сегодня можно заработать больше. Призовой фонд есть и на чемпионатах мира, Европы и четырех континентов. Эти соревнования пользуются вниманием зрителей, телевидения и, как следствие, спонсоров.
Несколько лет назад корреспондент РИА Новости обсуждал возможность проведения чемпионата мира среди профессионалов в России с самым успешным продюсером в области фигурного катания Ильей Авербухом. "Сложно, практически невозможно, – признался он. – Не найти спонсоров, а на высокие телевизионные рейтинги рассчитывать нереально. "Ледниковый период" в этом плане куда более привлекателен".
Хотя идея Баттона не устарела. На чемпионате Европы-2016 в Братиславе организаторы придумали оригинальный ход. Во время традиционного гала-концерта проводилось SMS-голосование, определявшее лучший номер. В нем приняли участие несколько десятков тысяч европейских абонентов. И сразу же рутинное мероприятие превратилось в яркое шоу. Жаль только, что в Европе плохо знакомы с творчеством "Лицедеев" Вячеслава Полунина, и выход Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева с роли Асисяя не оценили. Можно не сомневаться, что при наличии у ФФККР спонсора, занимающего ключевые позиции на российском рынке телекоммуникаций, в SMS-голосовании примут участие гораздо больше абонентов, чем во время ЧЕ-2016.
Два часа на сон и гонка за четверными. Нюансы воспитания юных фигуристов
В случае успешного проведения шоу-турнира и высоких телевизионных рейтингов (а в этом сомневаться не приходится) вполне может выйти на первый план вопрос о возрождении чемпионатов мира среди профессионалов. Ведь подобные соревнования не подпадают под юрисдикцию ISU, а, стало быть, никаких ограничений для российских и белорусских фигуристов нет. Пока с упорством, достойным лучшего применения, спортивные чиновники отстраняют от чемпионатов мира и Европы Камилу Валиеву и Александру Трусову, Марка Кондратюка и Михаила Коляду, наши спортивные пары и танцевальные дуэты, их с распростертыми объятиями готовы будут принять на чемпионатах мира среди профессионалов. И сомнений в том, что уровень подобных турниров будет выше нынешних чемпионатов под эгидой ISU, тоже нет.
Обсудить
Рекомендуем