Гран-при России вот-вот стартует в Москве. РИА Новости Спорт предвкушает новые программы фигуристов вместе с топ-постановщиком Сергеем Комоловым, который поделился неожиданными выводами, красочными образами и только ему присущей ласковой иронией. Первый материал посвящен женскому одиночному катанию.
Конкуренцию Глейхенгаузу и Авербуху составят три девушки
Заметил такую особенность, что на протяжении многих лет среди постановщиков у наших лучших фигуристок есть исключительно мужчины - Дима Михайлов, Никита Михайлов, Даниил Глейхенгауз, Илья Авербух, Николай Морозов, - начал Комолов. - Мне это кажется проблемой. В этом сезоне женственность я пока увидел в двух программах - у Лизы Туктамышевой и Саши Трусовой, - потому что они сами частично участвовали в постановке. Там читается женская энергетика.
Не понимаю, почему так происходит. Если верить в теорию параллельных вселенных, то мы живем именно в параллельной. В основной все нормально - там девочки ставят программы, а мальчики работают техническими специалистами. В Москве в основном наоборот: девочки жестко, с цифрами и градусами, считают недокруты и ставят уровни, а мальчики тем временем показывают другим девочкам, как надо красиво делать ручками.
В мире есть женщины-постановщики - Ше-Линн Бурн, Катя Рид, хотя парней в целом тоже больше. Но у нас на подходе есть как минимум три звездных девушки, просто фантастических. Они сильные и не будут ставить как Авербух, Морозов, Михайлов или Глейхенгауз, а будут ставить иначе. Это будет не лучше, не хуже, а просто по-другому. Тогда мы увидели бы наших фигуристок в другом ключе. Я говорю о Марии Касумовой, Тане Розановой и Ане Новичкиной. Они не первый год готовы взять кого-то на себя и показать, как может выглядеть суперженственное фигурное катание.
В мире есть женщины-постановщики - Ше-Линн Бурн, Катя Рид, хотя парней в целом тоже больше. Но у нас на подходе есть как минимум три звездных девушки, просто фантастических. Они сильные и не будут ставить как Авербух, Морозов, Михайлов или Глейхенгауз, а будут ставить иначе. Это будет не лучше, не хуже, а просто по-другому. Тогда мы увидели бы наших фигуристок в другом ключе. Я говорю о Марии Касумовой, Тане Розановой и Ане Новичкиной. Они не первый год готовы взять кого-то на себя и показать, как может выглядеть суперженственное фигурное катание.
Понятно, что есть вопросы заполненности штата, и в отдельных группах привлечение нового постановщика почти невозможно. Но той же Соне Муравьевой, Софе Самоделкиной, Лизе Туктамышевой привлечь нового специалиста вполне реально.
У Марии Касумовой прекрасная коммуникация на льду, по таланту, по пластике она очень сильная - Ксения Синицына из ее учениц. Я уверен, что Светлана Панова (тренер Синицыной, работающая в московской школе "Снежные барсы" - прим. РИА Новости Спорт) сама вырастит какую-то сборницу. У них так классно работа поставлена, что я очень жду от “Барсов” чемпионку. Но тренд на переходы из “Барсов” пока никуда не исчезает.
Таня Розанова лучше всех катается - посмотрите ее видео в социальных сетях. Если Камила Валиева лучше всех выглядит, то коньком лучше всех в принципе владеет Таня. Плюс огромная женственность. А Аня Новичкина… мы просто потеряем специалиста, если не дадим ей работу достойного уровня в России. Она окончательно уедет в Европу, у нее и так там все шикарно, ее до всего допускают. Такого постановщика надо сохранить для России.
Может, кстати, вырасти в классного специалиста Стася Константинова. У нее есть опыт, много турниров на высоком уровне, она скатала много ярких программ. Владеет коньком, понимает специфику разбега на сложные элементы, развивается в хореографии, учится. Даже те маленькие кусочки ее работ, которые она выкладывала в социальные сети, на меня производят впечатление. Просто ей приходится все свои классные задумки, танго и так далее пока ставить на малышей, которые вчера еще снег ели под бортом.
Туктамышева, Валиева и Трусова – команда "сытых"
Все девчонки из тех, кого мы видели на прокатах, для меня по сути поделились на две группы - “голодные” и “сытые”. Те, кто уже всем все доказал и может кайфовать от фигурного катания, и те, кто очень хочет рвать и метать, кто в идеальной форме, заточены на классные сложные элементы. В команде “сытых” - Туктамышева, Валиева и Трусова.
Ставить “голодной”, неопытной, нетитулованной и ставить чемпионке - две разных истории. “Голодным” ставить удобно, потому что там не встретишь никакого сопротивления. Что постановщик задумал, то они и покажут. Движение в движение, шаг в шаг.
Ставить “голодной”, неопытной, нетитулованной и ставить чемпионке - две разных истории. “Голодным” ставить удобно, потому что там не встретишь никакого сопротивления. Что постановщик задумал, то они и покажут. Движение в движение, шаг в шаг.
Чемпионка имеет вес, ты должен с ней считаться. Ты как постановщик видишь какую-то картинку, но чемпионка ее катать не будет, она будет катать то, что она хочет. И попробуй ее переубеди. Ни у одного постановщика мира нет достаточно веса убедить, например, Туктамышеву катать именно то, что хочет он сам. У нее свое видение, она опытная, у нее есть посыл на высказывание, и она его донесет. То есть получается постановка двух авторов - хореографа и фигуристки. И в этот момент как будто две женщины на кухне встречаются.
Постановка в послеолимпийский сезон у всех чемпионок должна немного страдать, мне кажется. Потому что спортсменка рассказывает про себя, постановщик это понимает, и они в каком-то симбиозе пытаются друг другу не мешать.
Это именно то, что получилось у Саши Трусовой, на мой взгляд. У нее есть свой женский посыл, появился молодой человек, она ходит на танцы. Она хочет всем об этом рассказать, и это именно она, по всей видимости, продавила эту музыку (блюзовый хит I Put A Spell On You в короткой программе). Я вообще Александру с этой программой поздравляю. Раньше она млела от элементов, а тут я впервые увидел, как она млела от себя. Видеть счастливого человека на коньках - для меня это 10 из 10.
Туктамышева всегда выглядит чемпионкой мира
Вторая хэппи-фигуристка - Лиза Туктамышева, но она это давно умеет делать. По сути Лиза показала (в короткой программе под блюзовый хит Feeling Good) то, что отлично научилась катать последних года четыре - женщину. В этом нет ничего принципиально нового, но Лизу любят именно за такое фигурное катание.
Не знаю, что должно произойти, чтобы она не выглядела как чемпионка мира. Она каждый раз выходит именно так и она хороша в своей хореографии, в своих элементах. Я более уверенного фигуриста не знаю. Для многих это спорт, для нее - жизнь. Не знаю, нужны ли ей постановщики. Можно ей просто сказать: “Проживи три минуты на льду”.
То, что Лиза в произвольной (на музыку Игоря Крутого "Одиночество") скатала драму с образом слепой девушки, для нее новый опыт. В меня “попало” - взрослая эмоция, драматургия, исполнение. Она была наполнена, рассказала историю, отыгрывала актерски - в некоторых местах улыбалась, то есть это был взгляд с разных сторон, не просто драма-драма.
Наслаждаюсь тем, как она катается. Потенциал у программы хороший. Сила Авербуха как постановщика понятна, но Туктамышева как исполнитель тоже великолепна.
Наслаждаюсь тем, как она катается. Потенциал у программы хороший. Сила Авербуха как постановщика понятна, но Туктамышева как исполнитель тоже великолепна.
Валиевой программу может ставить заливщик
Камила Валиева - лучший фигурист в истории во всех видах, магия в чистом виде, но это магия исполнителя. То есть если заливщика попросить поставить ей программу, получится тоже классно. Они с Глейхенгаузом накрутили космоса (в короткой программе на музыку к фильму "Интерстеллар"), конечно - нет ни одной пустой секунды. Каждый раз я ее смотрю и потом включаю заново. Могу с утра включить с утра на репите, заниматься своими делами, и ничего мне не надо больше - лишь бы Валиева рядом каталась (смеется). Все с корпусом, дотянуто, очень красиво. И бровки домиком - она просто как кот из Шрека, мимиметр вдребезги, когда Валиева катается.
И ведь она же не маленькая, антропометрически эффектная, но все делает с корпусом. Ногами владеть не так сложно, можно растянуться, как Саша Коэн, и вперед. Но Камила - уникальная фигуристка, которая с первой до последней секунды может работать ногами в диапазоне 180 градусов и корпусом в диапазоне 180 градусов. Кто из высоких так умеет, не устает, да еще и сложные элементы делает?
Думаю, тут как раз Даниил Глейхенгауз отрывается. Он может ей поставить все, что только нафантазирует, а она все сделает.
В произвольной программе из меня вышибли не одну скупую мужскую слезу. Это было сильно. Но я не очень объективен, потому что у нее перебежки под мой пульс. Камила едет, а у меня сердце бьется с частотой ее перебежек.
В произвольной программе из меня вышибли не одну скупую мужскую слезу. Это было сильно. Но я не очень объективен, потому что у нее перебежки под мой пульс. Камила едет, а у меня сердце бьется с частотой ее перебежек.
“Акатьева, Самоделкина, Муравьева, Петросян — любая привезет золото ЧМ"
Теперь о группе “голодных”. Это Софья Акатьева, Софья Самоделкина, Аделия Петросян и Софья Муравьева - суперспортсменки. Любую отправляешь на чемпионат мира, а она привозит золотую медаль без вариантов.
Хотя есть мировой тренд кататься под музыку с вокалом, у некоторых постановщиков находятся спортсмены, которым не нужен вокал, чтобы выглядеть хорошо. Это я про Софью Акатьеву и Аделию Петросян, не считая уже названной Валиевой.
Акатьева и Петросян - технические монстры, звездочки. В короткой программе особой глубины не было - просто две классных спортивных программы. Акатьева выглядит потрясающе, чемпионка мира среди юниоров должна быть прямо сегодня.
В произвольной программе у нее музыка со специальной, характерной хореографией, и поскольку Акатьева катает ровно то, что поставил Глейхенгауз, я хотел бы по каким-то моментам в музыке или хореографии понять, что это за характер. Мне хотелось бы увидеть, например, что это “Аватар”, но я знаю музыку к “Аватару”, и это не она. Катается Софья хорошо, хореография есть. Но суть должна быть более понятна и без выдачи либретто.
Акатьева и Петросян - технические монстры, звездочки. В короткой программе особой глубины не было - просто две классных спортивных программы. Акатьева выглядит потрясающе, чемпионка мира среди юниоров должна быть прямо сегодня.
В произвольной программе у нее музыка со специальной, характерной хореографией, и поскольку Акатьева катает ровно то, что поставил Глейхенгауз, я хотел бы по каким-то моментам в музыке или хореографии понять, что это за характер. Мне хотелось бы увидеть, например, что это “Аватар”, но я знаю музыку к “Аватару”, и это не она. Катается Софья хорошо, хореография есть. Но суть должна быть более понятна и без выдачи либретто.
Минималистичный модерн Петросян
Петросян - как ветерок, глоток свежего воздуха. У нее в короткой тема Франция, и она ей так подходит - девочка маленькая, милая, легкая. Правильный выбор музыки для нее. Одна у меня ассоциация - свежесть. Смотришь и улыбаешься. Она как будто коньком ни разу не коснулась льда.
В произвольной она встает в начальную позу со своими чернющими глазами, делает их немного хитрыми, смотрит ровно в камеру, в душу. Как будто в твое сознание сейчас войдет. Какая-то она проникновенная, я ей прямо верю.
Классно, что у Глейхенгауза есть материал, на котором он может развиваться, искать. По музыке, костюму и хореографии Аделии он сделал минималистичный модерн, и мне бесконечно зашло. Никто так больше не катался. Вообще позволить себе минимализм на льду мало кто может. Так что, возможно, это будет какая-то свежая струя, а Глейхенгауз окажется первым, кто начал ставить его одиночницам и сделал это дорого-богато. Это умеют Пападакис/Сизерон, но они супермастера и олимпийские чемпионы, а Петросян совсем маленькая еще. Но делает взрослую работу.
Там хорошо нарезана музыка, и в трех разных частях она пыталась показать разное катание. Не продешевили нисколько. Везде сложные заходы. А как “качалка” (качающаяся либела. - прим.ред.) в последнем вращении попала под ритмику музыки! Вот это называется работа с музыкой, когда оба ее слышат. Даня молодец, это очень хорошая работа.
“Самоделкиной в короткой программе взяли лучшую музыку”
Софье Самоделкиной в короткой программе взяли лучшую в сезоне музыку (Falling In Love), и ничто меня не сможет в этом переубедить. Она настолько хороша, что для своей спортсменки Стефании Яковлевой (выступает за Кипр - прим.ред.) я тоже её взял. Из четырех "голодных" по короткой программе я именно ее бы поставил на первое место. Во мне много субъективизма, потому что я люблю спортсменку, люблю музыку, но вот так. "Falling in love" - большой успех постановщика Никиты Михайлова.
Софье Муравьевой в короткой программе взяли музыку (Proud в исполнении Тамары Тодевской), которая ни к чему не обязывает. Проблема таких музыкальных произведений в том, что как только дозвучит последняя нота, ты сразу забудешь, что это было. Так и судьи, когда у них начнется перекур во время заливки, ничего не вспомнят. Поэтому, на мой взгляд, в фигурном катании брать такую музыку необязательно. Либо вокал должен раскрыться, либо должен быть проигрыш невероятной красоты.
Но вообще Диму Михайлова я хочу похвалить. Я знаю, как он катается - я на него ставил несколько шоу. Он прекрасный фигурист, один из лучших катальщиков, и он пока что скатал бы эту программу лучше, чем Соня. Но step by step. Я понимаю, почему он ставит ей такую программу. На обучение. Обучает ее от программы к программе кататься классно. Не сегодня на разрыв, но учит Соню быть классной спортсменкой.
Если Муравьева сможет скопировать и дорастет, она будет блестящей катальщицей. Она уже очень старается передавать эмоции. Они переводили текст вместе, ей эта история отзывается, Диме тоже. Есть планы накатать, чтобы появился нерв. Классная девочка, классные элементы, прекрасное платье, но жду от них перца.
В произвольной у Муравьевой хореографически перенасыщена программа, я такое люблю. Катание широкое, связки сложные, технический арсенал серьезный. Нет ни одной секунды, когда Соня была бы обычная. Но у нее заявлена красная перчатка, и я должен понимать, зачем. Хотя бы пару раз за программу нужно сделать к ней отсылку.
В произвольной у Муравьевой хореографически перенасыщена программа, я такое люблю. Катание широкое, связки сложные, технический арсенал серьезный. Нет ни одной секунды, когда Соня была бы обычная. Но у нее заявлена красная перчатка, и я должен понимать, зачем. Хотя бы пару раз за программу нужно сделать к ней отсылку.
“Короткую программу часто переоценивают”
Короткую программу в контексте постановки и художественного раскрытия часто переоценивают. Чего там ставить? Две минуты пятьдесят секунд, в которые должны лечь три вращения, а это минута, и три прыжка, которые нельзя срывать.
Для постановщика вообще сказка. Спрашиваешь: “Какой у тебя разбег на каскад самый удобный”? В таком виде он в программу и пойдет, потому что рисковать нельзя. Спросите у Саши Трусовой, что такое ошибка на короткой. Она лучше всех расскажет.
Для постановщика вообще сказка. Спрашиваешь: “Какой у тебя разбег на каскад самый удобный”? В таком виде он в программу и пойдет, потому что рисковать нельзя. Спросите у Саши Трусовой, что такое ошибка на короткой. Она лучше всех расскажет.
Мы можем в этот момент анализировать только выбор музыки, какую-то канву хореографическую и костюмы, например. Остальное - технические элементы, тем более сейчас сильно регламентирован вход во вращения. То есть ты не постановкой занят, а сложным входом. Раньше на выезде мог показать хореографию, а сейчас переходишь в сложный выход.
Поэтому все просто ставят так, чтобы было удобно и скатано чисто. Чтобы спортсмен на завтра мог нормально соревноваться, потому что вообще-то нормальные соревнования начинаются с произвольной программы.