Президент Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) Елена Вяльбе в интервью РИА Новости Спорт отреагировала на ситуацию с антироссийскими санкциями, оценила слова и действия главы МОК Томаса Баха, а также прокомментировала заявления спортивных чиновников и политиков Украины.
— Все до последнего надеялись, что российских лыжников допустят до международных стартов. Когда вы поняли, что шансов нет?
— Когда приехали в Цюрих на заседания своих комитетов. Было ясно, что шансов нет.
— В чем это проявлялось? В разговорах?
— Мы же общались и с членами совета FIS в том числе. Заметили, что на людей давят, они сами себе не принадлежат. Все понимают, что это плохо и невыгодно для международной организации. И, конечно, потеря денег, но они сделать ничего не могут.
— Многие обвиняют исключительно главу МОК Томаса Баха. Но иногда создается впечатление, что он и сам находится под таким же давлением.
— Не хочу я разбираться, под давлением он или без давления. Я думаю, что сейчас в целом вся эта русофобия проявляется везде. Не думаю, что Бах общается там с кем-то. С кем? С Байденом он, что ли? И пытается его убедить, что на самом деле это плохо, это неправильно? Это потеря общего уважения к спортивной организации.
Сейчас в мире каждый понимает, что спорт перестал быть спортом. Это, безусловно, политика. И через спорт можно точно так же давить на политических лидеров любой страны. Но это же ни в какие рамки. Откройте хартию МОК, не надо читать то, что в последние два-три года туда внесли. Перечитайте то, что изначально там было. Как и во всех международных документах, все почему-то переделывается на коленке. Делается так, как кому-то удобнее.
— Как и в ситуации с Норвежской лыжной ассоциацией. Получается, что WADA расследует дела московской лаборатории многолетней давности, а здесь даже после заявлений Терезы Йохауг молчит.
— Мы про двойные стандарты давно говорили, они были, есть и будут. У меня вообще доверие ко всем этим международным организациям абсолютно нулевое. Когда ты видишь и понимаешь, что большие руководители, отвечающие за конкретный фронт работы, не просто не пытаются сделать справедливо, а идут на поводу у своих спонсоров. Если они считают, что так можно играть всю жизнь... Нет, не получится.
— Что должно измениться коренным образом, чтобы сдвинуть ситуацию с антироссийскими санкциями с мертвой точки?
— Все поменяется кардинально, как только мы победно завершим СВО. Я уверена в этом и нисколько не сомневаюсь. На этом будет поставлена жирная точка. И, как я уже говорила, они сами придут и будут просить, чтобы мы поскорее вернулись. Чтобы спорт был тем, чем должен быть на самом деле. Он должен стать абсолютно аполитичным, он должен быть для всех открыт и равен. И никогда не должно быть никакой предвзятости. Не должно быть ничего, кроме спортивного результата, который пишется в протоколе. Надо перетерпеть. Спокойно заниматься своим делом.
— Как сказал Денис Спицов, в этом отстранении есть и плюсы: российские болельщики из разных регионов смогут увидеть вживую звезд сборной России.
— Для регионов это большое волнение, но в то же время и большая честь, что спортсмены такого уровня приедут, в некоторые регионы и не один раз. И болельщики их увидят. Для меня еще большой плюс в том, что мы весь сезон будем находиться в России, а у нас огромная команда, мы возим больше 60 человек. А многие из них ведь не выступают на Кубке мира. Просто потому, что есть лидеры. И мы не успеваем всех посмотреть. А сейчас они будут соревноваться все вместе.
Еще большой плюс, что мы можем посмотреть, что из себя представляет каждый спортсмен. Понятно, что лидеры — это лидеры, но мы за ними возим еще энное количество людей. Мы не успевали сделать так, чтобы эти люди, кроме как на чемпионате страны, между собой где-то посоревновались. Сейчас они будут вместе целый сезон.
— Вопрос, который многим не дает покоя. Отсутствие международных стартов равно отсутствие призовых. Что все же главное: идея или заработок?
— Это даже не вчерашнего дня тема. Мы глубоко убеждены, что если спортсмен приходит в спорт, чтобы заработать денег, по крайней мере, в лыжных гонках результата точно не будет. Для начала человек должен иметь перед собой цель. Не деньги, а результат. И только тогда появятся и деньги, и все. Мы никогда не должны зацикливаться на том, что это зарабатывание денег.
— Тем же самым Дмитрием Губерниевым нагнетается истерия по этому поводу. "Зачем это нужно?"
— Задавайте следующий вопрос. Фамилия, на которую я не буду реагировать.
— Были разговоры о том, что нужно следовать примеру той же Марии Ласицкене, писать письма и обращаться к мировому спортивному сообществу. Действительно ли это необходимо лыжникам?
— В каждой ситуации нужно предпринимать какие-то шаги, если в них есть реальный смысл. Ласицкене отстранили со всей федерацией легкой атлетики несправедливо за нарушения антидопинговых правил. Сейчас мы отстранены от международных стартов по указанию руководителя МОК. Это никто, в общем-то, не скрывает. К кому тогда надо обратиться, скажите мне? В Организацию Объединенных Наций? Или в ЮНЕСКО? Здесь ситуация совсем другого плана, нет организации выше МОК. Идти в CAS? Да, можно. Но те, кто ходили в CAS с этим, проиграли либо ждут своей очереди. Когда их очередь придет, через два-три года? А тогда это может быть неактуально.
Многие любят сказать что-то, не подумав. Точно так же, как сейчас обсуждается вопрос, что нам необходимо выйти из CAS, международного Спортивного арбитражного суда. А это единственный орган, который в какой-то ситуации может разрешить спорный вопрос. Неважно, в положительную или отрицательную сторону. Если Россия собирается выйти из CAS, то все спортсмены станут абсолютно бесправными, у них никаких шансов не будет где-то что-то доказать. Это абсолютно глупо!
— Очень глупо.
— И вообще, в ситуации, в которой мы сейчас находимся, махать шашкой и выходить из спортивных организаций или вообще из всех международных организаций, мне кажется, нелепо. Мы что, должны изолироваться от всего? Нас пытаются изолировать, а мы должны как жили и были открытыми людьми, так и жить и быть такими же открытыми людьми. Это совсем разные две ситуации.
Нести коллективное наказание, где ты вообще непричастен, — это одно. Не знаю просто, к кому здесь моим спортсменам или мне пойти, кому писать? А просто трепать себе нервы, писать и на что-то надеяться — это тоже неправильно. Они сейчас все заряжены на внутрироссийские соревнования, они тренируются, они будут соревноваться, соревнований будет столько же, сколько на Кубке мира. Мы проводим альтернативные старты во время чемпионата мира.
Да, ничто не заменит международные старты, но лыжникам, я считаю, повезло, у нас хорошая конкуренция внутри страны, она не даст им расслабиться. Мне кажется, что на международной арене в лыжных гонках люди сейчас больше расслабятся, чем у нас. У нас и у женщин, и у мужчин колоссальная конкуренция. У нас и ребята, и девчонки все на это настроены.
— Лично у меня после отстранения россиян пропал интерес ко многим международным турнирам, которые я смотрел ранее. Вы будете следить за Кубком мира по лыжным гонкам?
— Да на фига они мне нужны, господи, прости меня, душу грешную. Нет, конечно. Нет. Не буду. Не хочу. И интересоваться, кто там выиграл, не буду. У меня будет Кубок России, за которым я буду пристально следить и ездить. Думаю, что и многие болельщики не будут смотреть и искать возможность найти (трансляции). Я тоже не буду.
— Летом украинская лыжная федерация призывала исключить ФЛГР из FIS. Сейчас их футбольные чиновники и руководители требуют отдать им место Ирана на чемпионате мира по футболу, а РФС исключить из ФИФА и УЕФА. Не слишком ли много на себя берут?
— Я вообще не очень смотрю на всякие заявления руководителей Украины. По-моему, там нет адекватных людей. Они все либо на игле, либо на стакане, как это правильнее сказать. Когда слышишь их заявления, становится как-то не по себе.
С другой стороны, все мы живем в свободных странах, имеем право высказывать все что угодно. Единственное, им не надо забывать, что они руководители страны и должны нести ответственность за свои слова. Указывают или призывают... К счастью, не они все решают на сегодняшний день. Далеко не они. Хотя куда еще больше отстранять, чем нас уже отстранили? Уже все.
Еще и Иран бедный приписали, который и так живет сорок с лишним лет под санкциями. И как-то живут же, все идет своим чередом. Я еще раз повторюсь: как только Россия победно завершит специальную военную операцию, все кардинально изменится. Мое глубокое убеждение, и ничего другого я не жду.