После первого дня чемпионата России в мужском одиночном катании развернулась острейшая борьба за медали. Сразу девять фигуристов показали высокий уровень. РИА Новости рассуждает о том, чем мы обязаны такому прогрессу одиночников.
Давно прогнозируемые и кем-то даже предвкушаемые похороны российского мужского одиночного катания официально можно отменять. Это, пожалуй, главное впечатление от короткой программы на чемпионате страны. Дело не в одном удачном дне в Красноярске. Мы давно имели право сделать подобный вывод, просто после таких прокатов его особенно легко и приятно формулировать.
Первая десятка парней показала результаты от 84 до 104 баллов с небывалой плотностью вокруг отметки 95. Все это претенденты на итоговый пьедестал. Единоличный лидер тоже есть — Петр Гуменник пробил сотню благодаря самому чистому и одновременно сложному контенту, чем вызвал почти детскую радость у себя и слезы облегчения у тренера Вероники Дайнеко.
Если рассуждать о персональных впечатлениях, есть риск начать захлебываться от восторга и сбиваться с имени на имя. Хочется никого не забыть. Упомянуть даже тех, кто обычно остается за пределами луча прожектора, не говоря уже о привычных главных героях. Высоченный Артем Ковалев, крутящийся как веретено в прыжках и сделавший все чисто, разве не достоин комплиментов? Или Андрей Мозалев в своей увлекающей программе? А шикарный Илья Яблоков, обманувший прогнозы врачей, которые обещали ему полгода без нагрузок вместо чемпионата России после разрыва мениска?
Это тот случай, когда не знаешь, чему больше радоваться — коллективному успеху или выставке ярких индивидуальностей. Или же тому, что все происходящее не выглядит ни случайным успехом отдельного спортсмена-самородка, ни частным случаем одной тренерской школы.
Очевидно, что на этом чемпионате России не важна абстрактная победа Питера над Москвой. Пока ученик Соколовской и прошлогодний лидер Марк Кондратюк не может нормально выступать из-за травмы спины, ее же подопечный Александр Самарин восстановил богоподобный четверной лутц. А "подержать пиво" Кондратюка могут и спортсмены из других групп — от рукавицынских до мишинских и дайнековских. Если сравнить нашу мужскую одиночку с роялем, то у него гораздо больше ножек, чем три. Вот почему он так крепко стоит на земле и богато звучит.
Как стала возможной подобная нежданная радость? Мы еще не один месяц будем это анализировать. Пока предположим, что счастливой виной всему конкуренция, в которую постепенно и постоянно включались разные спортсмены. Многие мотивационные ораторы, от античных до современных, утверждали, что поражения учат гораздо эффективнее побед.
Последние несколько лет одиночники существовали в условиях постоянного сравнения с девушками, причем в пользу последних. По мотивам известного стихотворения: "А у нас в программе лутц, а у вас? А у нас в прокате флип, даже два". Все превосходное и превосходящее касалось девчонок. Парни никак не тянули стабильную "многоквадку", хотя изо всех сил пытались приблизиться к мнимому идеалу. Помимо шуток про то, что их легко перепрыгает любая девочка (условная Трусова или Щербакова), они очно и заочно проигрывали во вполне реальном соперничестве американцу Натану Чену и японцу Юдзуру Ханю.
Сначала затея дотянуться казалась безнадежной, но в какой-то момент это перестало быть самоцелью. Наши фигуристы научились получать удовольствие от процесса. Стали думать не только о прыжках, но и о постановках, обо всем, что их наполняет. Начали смотреть современный балет, сами предлагать музыку и работать над хореографией не для того, чтобы однажды обыграть Чена, а ради собственного развития.
Становилось все очевиднее, что никакого читерского пути в мужском одиночном катании нет. Четверные отдельно от всего остального судей не интересуют. В результате система пришла к умеренности. В Красноярске, например, на старшие квады (не тулуп и не сальхов) в короткой программе пошли единицы участников, зато почти все с ними справились.
Все это осознавалось и менялось через годы ломки и череду неудач, лишь сначала казавшуюся непролазной. Чтобы сейчас у нас были одновременно Матвей Ветлугин с его превосходными вращениями и коньком, Глеб Лутфуллин с его харизмой размером с Исаакиевский собор, Андрей Мозалев с уверенностью тибетского монаха. И все остальные — талантливые, открытые миру и готовые меняться.
Что тут еще сказать? Давно с таким удовольствием не ждали произвольную программу в мужском одиночном на чемпионате России. Жгите, парни! Подвиньтесь, девушки.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции