Императрица фигурного катания Елизавета Туктамышева продолжает выступать и жечь вне льда. Девушка уже комментировала прокаты в прямом эфире и ярко блеснула в откровенной фотосессии для мужского журнала. О личной жизни, влиянии бойфрендов на спортсменов и особых отношениях с тренером Алексеем Мишиным она рассказала в интервью РИА Новости Спорт.
— Вы учились в классе, где математику преподавала мама. Чувствовали особое отношение?
— До четвертого класса она не была моим классным руководителем. Я изначально побаивалась, что мама будет преподавать у моего класса, волновалась. Все же это школа, могут подкалывать. Мы пытались поддерживать деловые отношения. Когда я приходила на несколько минут позже, она говорила: "Елизавета, что за опоздания?" Она не давала сильных поблажек, но в то же время могла помогать в расписании с тренировками. Я всегда знала домашнее задание, что проходили на уроках. Было очень комфортно. Даже если я пропускала математику, могла ее выучить дома. Но мы с мамой не так часто занимались, потому что она в школе уставала, а я сама разбиралась в предмете.
— Она просила других учителей относиться к вам не так строго?
— Нет. У нас преподавали понимающие люди. Учителя были в курсе, что я достаточно неплохая спортсменка и показываю хорошие результаты, поэтому шли навстречу. У мамы в школе было достаточно много подруг, да и я хорошо налаживала контакт с учителями. Не знаю, может, что-то и было, но я не запомнила. Я приходила в школу, брала задания, сама их делала и приносила учителям. Между тренировками могла ездить в школу и сидеть на уроках.
— Ваш папа занимался лыжами и футболом. Спорт в вашей жизни — его инициатива?
— Возможно, это пошло и от папы. Но я ездила в спортивный лагерь постоянно, где были разные секции. Так я узнала про фигурное катание и начала заниматься. Можно сказать, что сама захотела. Они были очень рады, что мою энергию можно куда-то направить.
— Какие отношения были с папой?
— Очень хорошие. Он был веселым и компанейским мужчиной, со всеми мог найти контракт. У нас была большая компания друзей в Глазове, а он очень любил спорт. Он был очень смешной, с ним было всегда весело.
— Что с ним случилось? Веселый человек, который занимался спортом…
— Умер от рака, но никто от этого не застрахован.
— Алексей Мишин просто тренер или его уже можно назвать вашим вторым отцом, дедушкой или добрым дядей?
— Конечно, после стольких лет он больше, чем тренер. Не знаю, можно ли называть его дедушкой, но он уже как член семьи. Это достаточно близкий человек. Всегда могу прийти к нему за советом.
— Расскажите про Алексея Николаевича, какой он в жизни? Кричал ли он на вас когда-нибудь? Выгонял ли с тренировок?
— Ни разу не выгонял и сильно не кричал. Мог вспыхнуть, если я делала глупые и бездумные ошибки. С Алексеем Николаевичем можно всегда найти компромисс. Недавно поняла, что могу показывать свое настроение, не подстраиваясь под него. Он очень чувствует это и может помочь, если я в плохом настроении, стабилизировать эмоциональное состояние. Очень важно, что я могу спокойно приходить на тренировки, не надевая никаких масок.
Елизавета Туктамышева
— Алексей Николаевич говорил, что было проведено исследование вашего генеалогического древа. Якобы ваш род восходит к хану Туктамышу, который был племянником Чингисхана. Это правда или Алексей Николаевич приукрасил?
— Не знаю. Зачем ему врать? Какие-нибудь журналисты смогут проверить. Раз пока никто ничего не сказал, возможно, это правда. Я не знаю, не проверяла.
— Вы фигуристка с ярким индивидуальным стилем. Даже когда экспериментируете с программами, фирменный почерк заметен. Как на это повлияла Татьяна Прокофьева?
— Очень сильно повлияла, потому что я занимаюсь с ней с десяти лет. Уже 15 лет она мой хореограф. Конечно, я перенимаю то, чему она учит. Это абсолютно логичный исход событий, когда занимаешься с одним хореографом и вырабатывается стиль. И профессионализм наставника, и моя индивидуальность. В совокупности получается неплохо. Роль Татьяны Николаевны в том, какая я есть на льду, безусловно, большая.
— Она подстраивается под ваш вкус? У вас наверняка есть свое видение. Она следит за текущими тенденциями?
— Да, можем найти с ней компромисс и подобрать так, чтобы всем нравилось. В нашей команде немного подстраиваемся друг под друга, чтобы было комфортно каждому. Вкусы у нас похожи. Если я предлагаю какую-то музыку, Татьяне Николаевне чаще всего нравится.
— В фигурном катании может быть дружба среди девушек, учитывая, что вы соревнуетесь друг с другом?
— Конечно. Если они приближены к моему возрасту, почему бы и не дружить. Когда есть две сильные соперницы, которые идут лоб в лоб, дружбы может и не быть. Но у нас так много хороших девочек. Я вообще неконфликтный человек и не люблю находиться в таком состоянии, чтобы с кем-то не разговаривать только потому, что это соперник. Наоборот, мне приятно поговорить с человеком и узнать его поближе. Я верю в дружбу.
— С кем вы больше всего дружите, чаще общаетесь из фигуристок?
— С Камилой Валиевой, Женей Медведевой, Алиной Загитовой. Из нынешних пока что все очень молодые. Мне кажется, что больше коммуницирую с мамами молоденьких фигуристок. С Сашей Трусовой тоже хорошо общаюсь, с Аней Щербаковой. В общем, хорошо общаюсь со всеми, с кем интересно.
— Когда вы начинали тренироваться у Алексея Николаевича Мишина, с ним работал Евгений Плющенко. Общались с Евгением?
— Почти не застала, когда Женя катался. Чаще всего я уходила на другой лед. Но, если мы были на одном катке, он подсказывал какие-то вещи по презентации программы.
— Плющенко всегда был человеком без нервов или мог вспылить?
— Конечно, мог. Он всегда был человеком с достаточно ярким темпераментом.
— Он может вырасти в хорошего тренера и стать, например, вторым Алексеем Мишиным?
— Время покажет, потому что я не сильно в этом разбираюсь.
— Вы много говорили про фотосессию в мужском журнале. Вы, по сути, первая из наших фигуристок, кто открыл дверь в этот мир. Есть ли предел в таких акциях или все зависит от задумки?
— Раньше много фигуристок снималось в российских журналах, но лет десять их не было. У каждого человека есть грань, которую он может или не может преодолеть. Мне было комфортно сниматься, я знала, на что шла. Я не жалею. Если бы думала, что буду жалеть, не согласилась бы. Это достаточно смелый шаг. Если есть какая-то доля сомнений, то лучше и не пытаться, потому что как раз из-за этого и возникают потом сожаления.
© Фото : Соцсети Елизаветы Туктамышевой
Елизавета Туктамышева
— Вы говорили, что после окончания карьеры хотите участвовать в шоу. А как же тренерство, журналистика?
— Я хотела бы попробовать создать шоу, быть ведущей. Пока что плыву по наитию. Мне нравится то, что мне предлагают. Пока я в фигурном катании, мне сложно понять, что будет в ближайшее время. Сначала надо попробовать что-то сделать, тогда пойму, чего хочу. Жду, пока жизнь преподнесет мне такой опыт. Я уже комментировала, мне понравилось. Если это будет удовлетворять зрителей и канал, я бы продолжила.
— Насколько существенно влияние бойфрендов или подруг на фигуристов?
— Как на обычного человека. Не разделяю жизнь фигуриста и обычную жизнь. Что в обычной жизни помогает, то и мне в спорте тоже помогает. Не знаю, как бы я жила без друзей и подруг. Я люблю общаться, достаточно компанейский человек в ближнем круге. Мне это помогает. Молодой человек тоже помогает, если только это не токсичные отношения. Благо, что я в таких не была. У нас было взаимопонимание и поддержка, потому что мы занимались одним делом и была одинаковая жизнь. Мы прекрасно понимали друг друга.
— Насколько важно, чтобы в фигурном катании партнер занимался такой же деятельностью? Могут ли фигуристы встречаться с юристами, строителями и представителями других профессий?
— Встречаться можно с кем угодно. Не могу судить, потому что у меня не было отношений с людьми не из спорта. Но мне точно не мешало, что мы оба занимались одним делом. Говорят, что лучше иметь разную работу, чтобы не надоедать друг другу. Мне, наоборот, было приятно в компании молодого человека на льду и дома. Но мы не катались в паре. Мы катались на одном льду, но у нас была разная деятельность, потому что каждый делал свою работу.
— Часто ли приглашают на матчи "Зенита"? Когда последний раз были на футболе?
— Приглашают на матчи, но чаще всего я отказываю, потому что у меня сборы или соревнования. Плюс я боюсь идти туда, где большое столпотворение людей, чтобы не заболеть перед прокатом. Как только спорт закончится и стану посвободнее, надеюсь, будет больше времени для посещения матчей. В этом сезоне не получалось посетить. Кажется, в мае последний раз ходила, но это не точно.