Чемпионы России в танцах на льду Елизавета Худайбердиева и Егор Базин перешли в группу Александра Жулина. Корреспондент РИА Новости Спорт рассуждает, в чем природа этого решения, и почему фигуристы могут проиграть от его простоты.
Фигуристы все-таки в большой степени мазохисты. Объяснить их тягу причинять себе боль любыми доступными способами с высоты диванной экспертизы невозможно. Вот и действующим чемпионам России Елизавете Худайбердиевой и Егору Базину как будто одних только физических проблем недостаточно.
Фигуристы Елизавета Худайбердиева и Егор Базин
Из группы Дениса Самохина, где они были главными звездами, Лиза и Егор ушли к Александру Жулину, где сейчас не протолкнуться. Парой недель раньше в этом же направлении проследовали Александра Степанова и Иван Букин. Между тем главной звездой в группе был и остается сам Жулин. Он и его вдохновение. Витает там и дух Никиты Кацалапова с Викторией Синициной — самая титулованная пара России на данный момент вообще-то официально не завершала карьеру.
Мотивация вышеперечисленных дуэтов отдельно друг от друга проста и понятна: к Жулину идут за авторитетом, репутацией и судейским уважением. Проще говоря, за званием первого номера сборной. У Степановой и Букина этого звания не было ни разу за всю карьеру. Худайбердиева и Базин его получили только в этом году, но, скорее, вопреки — такую нестабильность, как они в этом сезоне, давно никто не демонстрировал.
Отдельно друг от друга они вполне могли бы получить то, что ищут. Но при одновременном переходе кто-то в любом случае проиграет. И есть вероятность, что слабом положении окажутся именно Лиза и Егор.
Дело в том, что Степанова/Букин все годы, что катаются вместе, кого-то догоняют, кому-то проигрывают и с кем-то жестко конкурируют. Для них эта среда привычная, поэтому в какой-то момент она совсем перестала влиять на их моральное состояние и внутреннее самоощущение. И на девятом месте чемпионата мира, и на пьедестале чемпионата Европы Александра и Иван чувствовали себя одинаково самодостаточно. Что интересно, именно жернова внутренней конкуренции они всегда преодолевали с наименьшими для себя потерями.
У Худайбердиевой/Базина другая ситуация. Лиза неоднократно признавалась, что самый трудный старт для нее — чемпионат России. Там тяжелый воздух, атмосфера, которую сложно выносить. Она изматывает, как 40 пролетов винтовой лестницы с полутораметровым потолком. Теперь каждый тренировочный день Лизы и Егора будет похож на несколько ступеней той самой лестницы. И нет гарантии, что в конце будет именно такой вид, какой им сейчас представляется.
Александр Жулин
Среди всех партнерш, с которыми успешно работал Жулин, в принципе не было тех, кого ему приходилось бы пестовать и оберегать. Татьяна Навка по природе имела самоощущение звезды. Виктории Синициной это качество привила Марина Зуева, так что вклад Жулина в ее женский капитал был минимальным.
О пользе и вреде спарринга внутри одной группы можно рассуждать в зависимости от персоналий, которые в нем участвуют. Лиза с ее тонким эмоциональным устройством и ранимостью не кажется человеком, способным разжечь себя и лететь высоко на топливе соперничества конька к коньку. Ей нужно собственное место в экзотариуме, правильный полив и достаточное количества света. И пока что кажется, что группа Александра Жулина — не то место, где ей смогут и захотят организовать такие условия.
Нельзя отрицать, что само по себе решение сменить тренера — антикризисное. Практически никто не способен его принять, будучи на пике формы, карьеры, с ощущением того, что движется в правильном направлении. Значит, и у Степановой/Букина раньше, и у Худайбердиевой/Базина нашлись вопросы и претензии к текущим тренерам. Пытаться ответить на эти вопросы и предъявить претензии — позиция, которая требует смелости и заслуживает уважения.
Но в желании решить проблему через перпендикулярную прямую есть даже какая-то слабость. Грустно, что двум сильным дуэтам проще пойти к мэтру Жулину и толкаться у него локтями, чтобы получить поддержку судей и федерации, чем пробовать найти своего специалиста и собственный стиль, который захочется копировать другим.
Склонность к централизации, которую массово демонстрируют фигуристы, лишний раз подчеркивает важность административного ресурса в системе, где они существуют. А значит, все больше удаляет происходящее от спорта и тем более искусства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции