Рейтинг@Mail.ru
Развитие дикции и голоса: упражнения для хорошей речи у взрослых
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Проект Йога в парках стартовал в Москве - РИА Новости, 1920, 28.10.2019
ЗОЖ

Упражнения для голоса и дикции: техники, которые научат красиво говорить

© Depositphotos.com / imagepointfrДевушка во время логопедических упражнений
Девушка во время логопедических упражнений - РИА Новости, 1920, 15.01.2023
Читать в
Дзен
Оглавление
Развитие дикции — то, над чем нужно работать не только детям, но и взрослым. Какие упражнения помогут сделать речь четче и выразительнее, что поможет улучшить качество речи — в данном материале РИА Новости.

Развитие голоса и дикции у взрослых

Умение владеть голосом добавляет человеку уверенности в себе. Люди, умеющие красиво говорить, быстрее находят работу, заводят нужные знакомства и пользуются популярностью в социуме. Обладать поставленной речью может каждый, главное — регулярно работать над дикцией и постановкой голоса.
Профессионалы, "работающие" голосом, сравнивают голосовой аппарат с мышцами, которые нуждаются в укреплении и проработке. С научной точки зрения, голосовой аппарат — сложный комплекс органов и систем, состоящий из трех основных частей:
  1. 1.
    Дыхательный аппарат — легкие, дыхательные пути (бронхи, трахея), диафрагма. Здесь же принимают участие мышцы брюшного пресса и межреберные мышцы.
  2. 2.
    Гортань — внешние и внутренние мышцы (истинные и ложные голосовые связки).
  3. 3.
    Резонаторная область — часть трахеи и крупные бронхи (грудной резонатор), ротовая полость и носоглотка (головной резонатор).
Для постановки голоса и улучшения качества речи проводится работа над всеми составляющими голосового аппарата. Специально для этой цели есть прикладная наука — постановка голоса. Она состоит из упражнений на улучшение дикции, речи и развитие силы, красоты голоса.
© Фото : FreepikРазвитие дикции
Развитие дикции - РИА Новости, 1920, 15.01.2023

Как развить речь и дикцию

Красивый голос проигрывает на фоне плохой дикции, поэтому над ней нужно работать в первую очередь. Как утверждают филологи, русский язык отличается "ленивой" артикуляцией, что делает его сложным не только в изучении иностранцами, но и в использовании носителями. Объясняется это тем, что многие слова в нашем языке произносятся не так, как пишутся, имеют много парных согласных и шипящих, а в просторечии активно применяются различные сокращения : "ваще", "щас", "здрасьте" и т. д. Все это приводит к проглатыванию окончаний, отсутствию произношения некоторых букв, слабой артикуляции "р" и другим неудобным для слушателей и оратора нюансам.
Прежде, чем приступать к совершенствованию дикции, нужно проверить артикуляцию с помощью следующих способов:
  1. 1.
    1. Записать себя на диктофон, прослушать материал и выделить проблемные моменты.
  2. 2.
    2. Произнести гласные, глядя на себя в зеркало, чтобы проверить правильное движение губ.
  3. 3.
    3. Свернуть язык трубочкой. Если не получается, то это говорит о плохой подвижности языка и слабых мышцах.
После выявления "слабых мест" можно перейти к действиям: выполнять специальные упражнения или работать со скороговорками. Тренировать дикцию нужно ежедневно, выделяя на занятия не менее 10 минут в день.
Кубик Рубика в руках посетителя стенда МИА Россия сегодня на всероссийском фестивале науки Nauka 0+ в фундаментальной библиотеке МГУ имени М. В. Ломоносова - РИА Новости, 1920, 22.08.2022
Развитие моторики рук: упражнения для детей и взрослых

Упражнения

Перед упражнениями нужно сделать небольшую разминку:
  • 5-7 раз высунуть язык как можно дальше и вернуть его обратно максимально глубоко;
  • По 10 раз коснуться кончиком языка правой и левой щеки изнутри;
  • Достать язык и очертить им 10 кругов по часовой стрелке и 10 кругов против;
  • Вытянуть губы в трубочку на 3-5 сек., затем растянуть губы в улыбке на 3-5 сек.
После разминки можно приступить к тренировке дикции.
Упражнение 1. Проработка глухих согласных
Произнести без голоса глухие согласные, активно "взрывая" их:
  1. 1.
    П! Пь! П! Пь! …
  2. 2.
    К! Кь! К! Кь! …
  3. 3.
    Т! Ть! Т! Ть! …
Далее нужно подключить гласные и произнести следующие наборы букв:
  1. 1.
    Пу! По! Па! Пэ! Пи! Пы! Пя! Пе! Пё! Пю!
  2. 2.
    Ку! Ко! Ка! Кэ! Ки! Кы! Кя! Ке! Кё! Кю!
  3. 3.
    Ту! То! Та! Тэ! Ти! Ты! Тя! Те! Тё! Тю!
© РИА Новости / Дмитрий Коробейников | Перейти в медиабанкЗанятия в логопедическом классе образовательного учреждения "Детский сад – начальная школа"
Занятия в логопедическом классе образовательного учреждения Детский сад – начальная школа  - РИА Новости, 1920, 15.01.2023
Упражнение 2. Отработка Ж/Ш
Четко произнести пары слов: "жир — ширь", "жар — шар", "жить — шить", "жабка — шапка", "жутко — шутка".
Упражнение 3. Отработка З/С
Четко произнести пары слов: "зуб — суп", "взор — сор", "зев — сев", "зеленый — соленый", "Зойка — сойка".
Упражнение 4. Отработка К/Г
Четко произнести пары слов: "Геша — Кеша", "год — кот", "гость — кость", "гол — кол", "гнут — кнут".
Упражнение 5. Отработка Б/П
Четко произнести пары слов: "бал — упал", "бар — пар", "браво — право", "боли — поле", "борт — порт", "бел — пел".
Упражнение 6. Отработка Ц
Четко произнести пары слов: "улица — лиса", "цапля — сабля", "цок — сок", "цирк — сыр", "цель — сель".
Упражнение 7. Разговор с препятствием
Сжать крепко зубами карандаш, неочищенный грецкий орех или пробку от вина и произнести 10-15 фраз. Также подойдет любое стихотворение классика или простой текст. Важно стараться произносить слова четко и выразительно.
Упражнение 8. Развитие артикуляционного аппарата
Произнести наборы букв, активно взрывая их:
  1. 1.
    Птка! Птко! Птку! Пткэ! Птки! Пткы!
  2. 2.
    Бдга! Бдго! Бдгу! Бдгэ! Бдги! Бдгы!
  3. 3.
    Кпта! Кпто! Кпту! Кптэ! Кпти! Кпты!
  4. 4.
    Гбда! Гбдо! Гбду! Гбдэ! Гбди! Гбды!
  5. 5.
    Тпка! Тпко! Тпку! Тпкэ! Тпки! Тпкы!
  6. 6.
    Дбга! Дбго! Дбгу! Дбгэ! Дбги! Дбгы!
Также можно потренироваться на сочетаниях:
  • Вздри-фстри, вздро-фстро, вздры-фстры;
  • Бги-пки, бга-пка, бгэ-пкэ;
  • Гкру-хкру, гкро-хкро, гкра-хкра;
  • Стри-зтри, стра-зтра, стро-зтро;
  • Кца-пца, кцы-пцы, кце-пце, кцо-пцо, кцу-пцу.
Женские ступни - РИА Новости, 1920, 12.09.2022
Борьба с плоскостопием: причины, как предотвратить, лучшие упражнения

Скороговорки

Скороговорки — известный и действенный метод, который помогает улучшить речь, пополнить словарный запас и развить память. Во время тренировки рекомендуется использовать скороговорки на проработку всех звуков и букв, делая упор на те, которые избавляют от проблем в произношении.
Сложные скороговорки:
  • Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить, но попытка не пытка.
  • Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии.
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. Грабь граблями гравий, краб.
  • Рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Можно начать с простых вариантов:
  • На дворе — трава, на траве — дрова.
  • У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  • Их пестициды не перепестицидят наши по своей пестицидности.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Вначале нужно прочесть скороговорку медленно и четко, проговаривая каждую букву. Затем постепенно ускорять темп и работать с интонацией, например, произнеся скороговорку с восклицанием или представляя, что задаете вопрос.
© РИА Новости / Александр АндреевРегулировщик на одной из улиц Таиланда
Регулировщик на одной из улиц Таиланда - РИА Новости, 1920, 15.01.2023

Как развить голос

Для красивого голоса нужно много работать над его раскрытием, тембром и правильным дыханием. Способы постановки зависят от цели. Если хочется научиться петь, нужно учиться правильному диафрагмальному дыханию и развивать музыкальный слух. Для будущих ораторов и дикторов следует работать над правильным балансом мышц всего тела, а тем, кто хочет озвучивать фильмы — учиться пользоваться интонацией, варьировать громкость голоса и высоту тона. Независимо от выбранной задачи, каждый освоенный навык будет полезен, поэтому специалисты рекомендуют прорабатывать все, что связано с постановкой голоса:
  • Раскрытие и включение грудного и головного резонатора;
  • Тренировка голосовых связок;
  • Умение правильно брать дыхание и держать опору;
  • Умение регулировать громкость голоса без напряжений в мышцах.
Достичь всего этого можно с помощью регулярного выполнения упражнений.
Онлайн-фитнес в Сочи - РИА Новости, 1920, 28.07.2022
Упражнения на развитие координации: как научиться владеть своим телом

Упражнения

Перед упражнениями нужно расслабить мышцы всего тела, полежав несколько минут. Далее можно приступить к техникам "разработки" голоса и раскрытию резонаторов:
  1. 1.
    "Кью-икс". Встать перед зеркалом. Протяжно произнести "кью", вытягивая губы трубочкой. Затем произнести "икс", широко улыбаясь.
  2. 2.
    "Зевок". Расслабить мышцы лица, челюсти и шеи. Выполнить плавные повороты головой, сопровождая их вдохом. После наклонить голову вбок и глубоко зевнуть, мягко растягивая рот на максимум. Затем наклонить голову вперед и опять глубоко зевнуть.
  3. 3.
    Чтобы включить головной регистр, без напряжения в челюсти, языке и гортани крикнуть долгое "Хэй". Далее лечь на спину и свободно крикнуть "Эй". После перевернуться на живот, прикоснуться руками ко лбу, сделать несколько выдохов и крикнуть "Эй". Важно почувствовать напряжение в задней части шеи и челюсти.
Упражнение на постановку дыхания:
  1. 1.
    "Сила выдоха". Расслабить мышцы шеи и плечевого пояса. Представьте, что нужно задуть свечу, которая находится на расстоянии 0,5 м от вас. Сделайте глубокий выдох, вытягивая губы трубочкой.
  2. 2.
    Йоговское дыхание. Встать ровно, ноги на ширине плеч, спина прямая. Глубоко вдохните через нос и выдохните, произнося звук "Ха". Важно тянуть гласную столько, сколько позволяет дыхание.
  3. 3.
    Объем дыхания. Громко и энергично провести обратный отсчет с 10 на одном дыхании. Чтобы хватило воздуха, перекрывайте дыхание на паузах между словами.
  4. 4.
    Диафрагмальное дыхание. Принять любую удобную позу, закрыть глаза и расслабить мышцы. Затем глубоко вдохните через нос, наблюдая, чтобы грудь оставалась на месте. После чего, очень медленно выдохните, неподконтрольно втягивая живот.
Упражнения для опоры и громкости голоса:
  1. 1.
    "Распевка". Глубоко выдохните, затем сделайте вдох и на выдохе громко произносите "Ммии – Мммэ – Ммма – Мммо – Ммму – Мммы".
  2. 2.
    "Звуковая лестница". Точно так же, как и в первом упражнении, пропойте на выдохе гласные "и", "э", "а", "о", "у". Можно пропеть каждую букву отдельно до момента, пока не закончится воздух.
  3. 3.
    "Тарзан". Произносите гласные, как описано в предыдущем упражнении, постукивая по груди кулаками.
  4. 4.
    "Рычание". Произнесите протяжное "Р". После повторите слова, растягивая букву "Р": ромашка, тигр, грамм, графин, рыба, крокодил, рок, рык, рев.
Также научиться правильно дышать помогут соответствующие практики из йоги и техники с распевкой мантры "Ом".
© РИА Новости / Артем МаркинЛогопед-дефектолог из центра "Наш солнечный мир" работает с ребенком-аутистом
Логопед-дефектолог из центра Наш солнечный мир работает с ребенком-аутистом - РИА Новости, 1920, 15.01.2023

Тренировка вокала

Для тренировки вокала понадобится музыкальный инструмент для правильной распевки. Если нет возможности заниматься под фортепиано, можно найти в интернете записанные гаммы или тематические видео.
Техники для тренировки вокала и музыкального слуха:
  1. 1.
    Простая распевка под аккомпанемент. Нужно начинать с комфортного диапазона, последовательно добираясь до самых низких и самых высоких нот. На низких тональностях, можно пропевать гласную "А", на высоких — "И".
  2. 2.
    Пропевать звуки "лю", "мю" и "ю" в диапазоне октавы, добираясь до низких и высоких нот.
  3. 3.
    "Мычание". На выдохе, не открывая рта, промычать букву "м". Сделать 3 подхода, постепенно переходя на повышение и более длительное мычание.
  4. 4.
    "Вой". Одну руку разместить на груди, другую положить на лоб. Шея и лицо расслаблены, губы и зубы разомкнуты. На выдохе протягивать гласную "У", начиная с нижней границы голоса, постепенно поднимаясь наверх.
  5. 5.
    Спеть любимую песню в комфортном диапазоне, четко проговаривая все слова, расставляя нужные музыкальные акценты.
Для тренировки достаточно 10-15 минут. Во время выполнения упражнений спина должна быть ровной. От правильного положения тела зависит звучание голоса.
© AP Photo / Luca BrunoИтальянский певец и актер Адриано Челентано
Итальянский певец и актер Адриано Челентано - РИА Новости, 1920, 15.01.2023

Постановка хорошей интонации

Вместе с качеством голоса нужно научиться правильной интонации — манере произношения и звуковому выражению мыслей. Монотонная или быстрая речь не привлекает внимания и утомляет слушателя, поэтому умение верно расставить акценты в заготовленной речи и грамотно использовать свой качественный голос — один из важных навыков спикера. Правильная интонация и тон речи помогут не просто передать информацию слушателю, а завлечь его и дать ему мотивацию проанализировать и воспринять ее.
Всего существует около 100 видов интонации. Ежедневно в просторечии люди используют следующие:
  • Повествовательную — спокойное произношение речи;
  • Вопросительную — повышение голоса в начале предложения и понижение в конце;
  • Восклицательную — повышение голоса происходит в конце предложения.
Кроме основных, человеку, желающему воздействовать на аудиторию голосом, нужно также освоить перечислительную, звательную, просительную, утвердительную, пригласительную и другие 5 интонаций из классификации ученого и исследователя русского языка Всеволодского-Генгросса. Вместе с этим нужно учиться:
  • Передавать голосом определенные эмоции;
  • Ставить паузы в местах, где нужно привлечь особое внимание слушателя;
  • Правильно ставить интонационные ударения.
Также для каждого случая следует подбирать тон голоса. Если необходимо сообщить о важных и официальных вещах, оратор должен говорить твердо, уверенно, громко и строго. Для расположения и неформального общения используется тон друга, для которого характерен мягкий, располагающий и добрый голос. Чтобы выглядеть в глазах других уверенным и опытным человеком, говорите тоном старца с мягкой интонацией без особой эмоциональной окраски, а для повествования глобально важных мыслей — тоном мудреца, перейдя на тяжелый, низкий и тихий голос, ставя паузы после каждого важного слова.
Рекомендации, которые помогут поставить интонацию:
  1. 1.
    Прочтите фразу, используя разные интонации. Это поможет понять возможности вашего голоса.
  2. 2.
    Записывайте себя на диктофон и слушайте свой голос, выделяя сильные и слабые места в речи.
  3. 3.
    Читайте больше книг, особенно художественных произведений. Отыгрываете диалоги вслух и по ролям.
  4. 4.
    Учитесь жестикулировать и работать со знаками препинания.
  5. 5.
    Работайте над своей самооценкой, чтобы увереннее держаться перед аудиторией.
Для тренировки интонации можно выполнять специальные упражнения:
  1. 1.
    Произнесите последовательности гласных звуков, воспроизводя удивленный вопрос — недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом: "У?↑ У — У↓У", "О?↑А — А↓О" "А?↑Э — Э↓А".
  2. 2.
    Произнесите наборы гласных букв, представляя, что это полноценное предложение. Ударение ставьте на заглавную букву: уОуауэуиуы? (вопрос) — уОуауэуиуы! (ответ), уоуАуэуиуы? (вопрос) — уоуАуэуиуы! (ответ).
  3. 3.
    Произнесите междометие "о" с разной интонацией: удивление, радость, испуг, грусть. После представьте, что вам нужно ответить на вопрос "да", используя разные эмоции: восторженно, безразлично, иронично, категорично, задумчиво, скорбно, спокойно, вопросительно.
  4. 4.
    Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов, изменяя силу голоса: "ма-ма-ма-ма", "та-та-та-та", "ба-бо-бу-бы".
  5. 5.
    Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове. Например: ВЫ мне утром звонили? (Я), Вы МНЕ утром звонили? (Вам), Вы мне УТРОМ звонили (Нет, вечером), Вы мне утром ЗВОНИЛИ? (Да, звонил).
Также поставить интонацию поможет чтение скороговорок с выражением и выполнение техник на развитие музыкального слуха.

Развитие голоса и дикции для детей

У детей освоение правильной речи в дошкольном возрасте является основным условием нормального психофизического воспитания, развития личности и формирования самооценки. Проблемы с голосом у ребенка могут появиться из-за неуверенности в себе, постоянного подражания родителям и неправильного воспитания, когда дома разговаривают на повышенных тонах или ограничивают "голосовые" возможности ребенка, заставляя разговаривать его тихо и не мешать другим членам семьи. Причины плохой дикции могут быть следующими:
  • Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата;
  • Гиперактивность, отсутствие самоконтроля, неустойчивость внимания;
  • Нарушение звукопроизношения и звукослоговой структуры слов.
Работа над голосом у детей происходит так же, как и у взрослых. Важно научить ребенка правильно брать дыхание, расставлять логичные акценты в речи, прорабатывать его неуверенность в себе и нечеткое произношение слов. Способы для развития правильных речевых навыков у детей:
  1. 1.
    Артикуляционная гимнастика: гимнастика для губ, языка, на расслабление лицевых и челюстных мышц.
  2. 2.
    Скороговорки: чтение на скорость, с определенной интонацией или громкостью голоса.
  3. 3.
    Игра "Спуск с горы" на развитие навыка изменения силы голоса. Ребенок представляет, что он спускается с горы вниз и считает до десяти, начиная громко и постепенно понижая голос до шепота. Затем нужно сказать ребенку, что нужно подняться назад в гору снова со счетом, начиная с шепота и постепенно повышая голос.
  4. 4.
    Игра "Самолет" на развитие навыка регулирования темпа речи. Стоя, ребенок разводит руки в стороны и покачивает ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук "у". Затем по сигналу взрослого быстро опускает руки вниз и, присев, коротко говорит "у".
  5. 5.
    Игра "Забиваем гвозди" на улучшение дикции и артикуляции. Сказать ребенку, что ему нужно забить гвоздь, сопровождая удары молотком звуками "гбде", "гбду", "гбда", "гбды", "гбдж".
Чтобы занятия были эффективными, нужно проводить их ежедневно, уделяя по 10-15 минут в день. Предпочтительно использовать формат увлекательной игры. Также не нужно забывать хвалить и отмечать достижения ребенка.
Как научить ребенка говорить - РИА Новости, 1920, 15.08.2022
Как научить ребенка говорить: игры, упражнения и советы логопеда
 
 
Матч-центр
 
Матч-центр
Матч-центр
  • Хоккей
    21.11 17:00
    Автомобилист
    Куньлунь Ред Стар
  • Хоккей
    21.11 17:00
    Трактор
    ЦСКА
  • Хоккей
    21.11 18:00
    Лада
    Салават Юлаев
  • Хоккей
    21.11 19:30
    СКА
    Торпедо НН
  • Футбол
    21.11 23:00
    Жове Эспаньол
    Реал Сосьедад
  • Баскетбол
    21.11 22:00
    Црвена Звезда
    Партизан
  • Баскетбол
    21.11 22:15
    Олимпиакос
    Баскония
  • Баскетбол
    21.11 22:45
    Реал Мадрид
    Альба
Перейти ко всем результатам
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала