16:00 22.08.2022
(обновлено: 13:20 26.09.2022)
Развитие моторики рук: упражнения для детей и взрослых
© РИА Новости / Кирилл Каллиников | Перейти в медиабанкКубик Рубика в руках посетителя стенда МИА "Россия сегодня" на всероссийском фестивале науки Nauka 0+ в фундаментальной библиотеке МГУ имени М. В. Ломоносова
Читать в
МОСКВА, 22 авг — РИА Новости. Хорошая артикуляция, активный ум, ясная память и правильная координация движений — все это достигается с помощью развития моторики рук. Развивающие игры и пальчиковая гимнастика помогает детям в правильном развитии. Для взрослых упражнения на мелкую моторику являются эффективной зарядкой для мозга и методом вспомогательной терапии при восстановлении речи после серьезных нарушений.
Моторика — последовательность движений, которые нужны для выполнения определенной задачи. В развитии этого навыка чаще всего подразумевается мелкая моторика — способность выполнять мелкие движения пальцами и кистями рук. Она отвечает за правильную координацию нервной, костной и мышечной системы.
Значимость
Моторные навыки отвечают за выполнение человеком различных задач: от речи, ходьбы и бега до умения держать ложку, писать и завязывать шнурки на ботинках. Моторика начинает развиваться сразу после рождения, когда ребенок начинает активно познавать мир. Отсутствие дополнительных упражнений и развивающих игр могут замедлить развитие. В результате это приводит к тому, что ребенок учится читать позднее своих сверстников, плохо разговаривает, имеет плохую координацию движений и пр.
Моторика напрямую влияет на слаженное взаимодействие между всеми системами организма и формирование нейронных связей в головном мозге. Так ежедневные развивающие игры помогут ребенку развить:
- Воображение и пространственное мышление;
- Координацию движений;
- Речь;
- Зрительную и двигательную память;
- Внимание и наблюдательность;
- Усидчивость и навык планирования.
Поддерживать навыки мелкой моторики нужно на протяжении всей жизни. Выполнение простых упражнений и рукоделие помогут сохранить ясный ум и память на долгие годы, в некоторых случаях — восстановить речевые и двигательные способности.
Упражнения при сколиозе: правила и особенности ЛФК для каждой стадии
15 августа 2022, 16:40
Виды
Моторика делится на 2 вида: крупную и мелкую. Чтобы развитие ЦНС, мускулатуры и опорно-двигательного аппарата у малыша происходили правильно, нужно гармонично развивать оба вида моторных навыков.
Мелкая
Мелкая моторика — выполнение движений пальцами и кистями рук. Существует мнение, что развитие именно этого вида моторных навыков является основой талантов и способностей ребенка. Объясняется это тем, что отвечающие за нее центры расположены в близости с зоной мышления, воображения, внимания, речи, двигательной и зрительной памяти.
Развитие мелкой моторики у взрослых адаптирует мозг к интенсивной умственной активности, помогает улучшить память и развить креативность. То есть поддержать и улучшить имеющиеся навыки, приобретенные в детстве.
Крупная (большая)
Крупная моторика — выполнение движений с помощью мышц рук, ног и туловища. Данный тип навыков отвечает за все виды физической активности, выполняемой ребенком: ползание, стояние, сидение, ходьба, бег, прыжки. В дальнейшем правильное развитие крупной моторики влияет на навыки самообслуживания, езду на велосипеде, игры с мячом, танцы, плавание.
Крупная моторика напрямую влияет на развитие мелкой моторики. Например, если малыш плохо сидит, то он не сможет рисовать, писать или заниматься лепкой за столом.
Упражнения для кистей рук: гимнастика для укрепления мышц
5 августа 2022, 18:45
Особенности развития моторики
Любой вид моторики развивается поэтапно, учитывая возрастные возможности человека.
У детей
До 4 месяцев ребенок умеет лежать на спине, учится осознанно двигать конечностями и координировать движения глаз и головы, отзываясь на голос родителя. С 2-3 месяцев у малыша появляется желание перемещать свое тело в пространстве, благодаря чему осваивается навык переворотов. Сначала ребенок переворачивается набок, затем на живот, а после учится перевороту с живота на спину.
В 3-5 месяцев ребенок увереннее контролируют свою голову, может поднимать ее вместе с плечами, что увеличивает радиус обзора и мотивирует малыша поскорее начать ползать. Дополнительно младенец учится координировать движения рук и подчинять их зрительному контролю.
В 6-8 месяцев малыш начинает активно ползать: по-пластунски или на четвереньках. В этом же возрасте ребенок учится хватать и удерживать предметы. Благодаря навыку хвата он подтягивается и учится сидеть. При правильном развитии в 8-9 месяцев ребенок старается удержать корпус без посторонней помощи. Также он учится перекладывать предметы из одной руки в другую, осваивает пинцетные и щипковые захваты, которые будут участвовать в бытовых задачах на протяжении всей жизни. Вместе с удержанием предметов ребенок активно изучает их, запоминает их функции, а позднее учится изображать их на своих рисунках, задавать вопросы, описывать их и придумывать сценарные игры.
В 9-11 месяцев малыш начинает вставать, удерживаясь за опору. Позднее дети отказываются от опоры и выполняют повороты корпусом, смело встают и садятся без помощи взрослых. В 12-14 месяцев ребенок радует родителей своими первыми шагами. Сначала он старается перемещаться вдоль опоры, а затем учится самостоятельно удерживать вес тела. При этом, начиная с года, ребенок старается во всем подражать взрослым, повторяя движения, которые показывает родитель и стараясь сказать то, что часто слышит от мамы или папы.
После года усваиваются и совершенствуются более сложные навыки. Ребенка начинает интересовать игра в мяч, он спокойно передвигается по лестнице приставными шагами. В 16-18 месяцев ребенок умеет держать ложку, карандаш, снять обертку с конфеты. В 18-24 месяца малыш перелистывает страницы книги, учится играть в сложные интеллектуальные игры.
В 2-3 года малыш уверенно прыгает, бегает, танцует, начинает увлекаться лепкой из пластилина, осознанным рисованием. В 4 года уверенно управляет велосипедом, умеет стоять и прыгать на одной ноге, правильно раскрашивать картинки, переписывать печатные буквы, завязывать шнурки. В 5 лет все движения производятся на интуитивном уровне. Ребенок начинает учиться писать, считать.
В школьном возрасте развитие моторики направлено на улучшение навыков письма, чтения, рисования и совершенствование координации движений.
У взрослых
Часто развитие моторики становится методом восстановления речи и навыков движения после острых нарушений, осложнения заболеваний, травм или аварий. Упражнения для мелкой моторики помогают восстановить и улучшить подвижность конечностей, память, артикуляцию, усилить умственную активность.
Этапы развития предполагают постепенное увеличение нагрузки. Сначала вводятся легкие упражнения, затем дополнительно включается лепка, рукоделие и развивающие игры.
Тренировки для детей: полезные и увлекательные упражнения
29 июля 2022, 16:45
Упражнения на развитие моторики рук и пальцев
Эффективность гимнастики для развития мелкой моторики зависит от соблюдения следующих правил:
- 1.Упражнения нужно выполнять ежедневно, постепенно увеличивая длительность занятий.
- 2.Для восстановления моторных навыков и при занятии с ребенком необходимо сначала показать технику выполнения упражнения в медленном темпе, затем повторить движения совместно, после попросить взрослого или ребенка выполнить задание самостоятельно.
- 3.Выполнять упражнения сначала ведущей рукой, затем противоположной, после обеими руками.
- 4.Расслаблять руки после каждого упражнения.
- 5.Соблюдать технику безопасности при работе с мелкими деталями.
Также упражнения следует сочетать с массажем: растирать, поглаживать, разминать руки, сжимать и разжимать пальцы.
Тренировка пальцев рук: как укрепить мышцы и повысить умственную активность
1 августа 2022, 14:00
Для детей
Комплекс упражнений для детей от 0 до 2 лет.
Упражнение 1. "Здравствуй, пальчик"
- 1.Поочередно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу, сопровождая движения присказкой: "Здравствуй, пальчик дорогой, вот и встретились с тобой".
- 2.Попросить ребенка повторить движение.
Упражнение 2. "Сильные пальчики"
- 1.Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое.
- 2.Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.
Упражнение 3. "Прятки"
- 1.Подняв ладонь, растопырьте все пальцы, сопровождая действие присказкой: "В прятки пальчики игра-ют-ся, откры-ва-ют-ся".
- 2.Соедините пальцы и сожмите их в кулак, произнеся "Закры-ва-ют-ся".
Упражнения на развитие координации: как научиться владеть своим телом
28 июля 2022, 19:45
Упражнения для детей от 2 лет и старше.
Упражнение 1. "Комочек"
- 1.Дать ребенку лист бумаги.
- 2.Попросить его скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.
Упражнение 2. "Счетные палочки"
- 1.Разложите счетные палочки перед ребенком (можно использовать трубочки для коктейлей, разрезав их пополам).
- 2.Попросить ребенка переложить палочки на другое место двумя одноименными пальцами левой и правой руки. Игру можно сопровождать расчетом количества палочек.
Упражнение 3. "Рыбалка"
- 1.Налейте в миску воду и поместите в нее плавающие игрушки или предметы: бусы, веточки, пробки, крышки или скатанные шарики из фольги.
- 2.Попросить ребенка ложкой или пальчиками достать любой предмет сначала ведущей рукой, затем противоположной.
В ежедневный комплекс необходимо включить перекатывание мячика между ладоней, массаж ладоней и пальчиков, распознавание предметов на ощупь.
Йога Айенгара: позы для начинающих и уроки в домашних условиях
2 августа 2022, 17:55
Для взрослых
Комплекс упражнений на развитие моторики для взрослых:
- 1."Колечко". В быстром темпе большим пальцем поочередно дотронуться до подушечек других пальцев. Сделать движение в обратную сторону.
- 2.Поднимание пальца. Расположить ладони на твердой поверхности. По очереди, не спеша, поднимать каждый палец вверх, оставляя ладонь на поверхности.
- 3.Сжимать и разжимать ладонь в кулак.
- 4."Ванна" из крупы или камешков. Насыпать в глубокую миску крупу или камушки. Погрузить ладони в "ванну" и перебирать пальцами содержимое.
- 5."Паучок". Положить ладони на стол, растопырив пальцы. Не отрывая ладони, собрать пальцы в кулак, затем резко выпрямить. С помощью этих движений необходимо переместить ладони на край стола.
Гимнастика для шеи по методу доктора Шишонина: что это такое и в чем польза
27 июля 2022, 17:55
Как еще помочь ребенку развить моторику
Кроме упражнений существуют различные способы развития моторики у детей, которые сделают ежедневные занятия интересными и веселыми.
Игры
Игровые занятия идеально подойдут детям до 3 лет. Подобные игры помогают развить не только мелкую моторику и координацию движений, но и речь малыша. В программу занятий для детей от 0 до 2 лет можно включить классические игровые упражнения, по типу "Ладушки", "Сорока-белобока". В 2-3 года можно ввести в комплекс усложненные игры. Далее следует отдать предпочтение интеллектуальным играм: пальчиковый лабиринт, домино, аппликации, оригами и вырезание различных фигурок.
Игрушки
Сегодня можно встретить большое разнообразие игрушек для развития мелкой моторики. Варианты для полезного досуга:
- Бизиборд — деревянная доска, на которой закреплены различные элементы;
- Книжки-игрушки — книга с различными практическими заданиями;
- Сортеры — игрушки, предлагающие ребенку рассортировать персонажей, животных или детали;
- Гриб-винт и другие винтовые конструкции;
- Развивающие коврики;
- Пальчиковые раскраски;
- Конструкторы, пазлы, мозаики.
К слову, для развития мелкой моторики подойдут различные игрушки, которые ребенок будет с интересом ощупывать, осматривать и познавать.
Лепка
Самый известный, простой и бюджетный вариант для развития мелкой моторики — лепка или рисование из пластилина. Отличной альтернативой пластилину может стать полимерная глина, кинетический песок или специальные массы для моделирования. Занятия лепкой нужно вводить с 3 лет и в целях безопасности проводить их в сопровождении взрослых.
Упражнения с фитболом: комплекс для начинающих
6 июля 2022, 03:30
Рекомендации экспертов
Заниматься развитием мелкой моторики нужно с младенчества, увеличивая заинтересованность малыша в познании окружающего мира. При этом важно понимать, что активные развивающие игры и упражнения не должны становиться обязательством. Поэтому не нужно заставлять ребенка делать то, что ему неинтересно. Эксперты советуют подключить свою фантазию и креатив, создав веселые и непринужденные условия для занятий. Чтобы ребенок не заскучал, занимательные уроки следует проводить недолго. Достаточно 5-10 минут.
Психологи рекомендуют почаще хвалить ребенка во время гимнастики, не критиковать за то, что у него что-то не получается. Необходимо дать время и малыш продемонстрирует лучшие результаты. Это касается и взрослых. Для развития и поддержки моторных навыков важна регулярность и постепенное увеличение нагрузки, а не высокая интенсивность гимнастики.
Упражнения для стоп: зачем они нужны и как их правильно делать
7 июля 2022, 17:00