В фигурном катании Венгрия в последние годы была благосклонна к России. Важную роль в этом процессе играет директор местной федерации и по совместительству бывший советский фигурист Гурген Варданян – грамотный стратег, умудряющийся балансировать между прочными связями с Россией и контактами с западным миром. В крупнейших городах Венгрии пока не так много катков, и приоритет в ледовом времени имеют хоккеисты, но фигурное катание под его патронажем там развивается достаточно бурно. В 2024 году Будапешт примет чемпионат Европы – и до отстранения российских фигуристов были все предпосылки к тому, что он пройдет при аншлаге.
Помимо поднятия интереса к фигурному катанию естественным путем, Варданян решает вопросы натурализации. В том числе – из России. Речь пока не идет о звездных и околозвездных спортсменах, и все же парные дисциплины в сборной Венгрии уже сейчас укомплектованы экс-россиянами примерно наполовину. И результаты у них вполне себе приличные – на последнем чемпионате Европы парники Юлия Щетинина/Марк Мадьяр стали шестыми, а танцоры Мария Игнатьева / Даниил Семко попали в произвольную программу.
Правда, в одиночном катании на главные старты ездят в основном этнические венгры. Полагаю, это что-то вроде жеста уважения местной публике. Ну и к тому же парные дисциплины развивать значительно сложнее. Но и здесь дружба Варданяна с Россией служит в интересах венгерской сборной: к примеру, из-за его приятельских отношений с ЦСКА и Этери Тутберидзе главная одиночница Венгрии Юлия Ланг получила возможность пройти стажировку у россиянки и поработать на постоянной основе в группе тренера "армейцев" Сергея Давыдова – одного из сильнейших наших технарей.
Вроде бы, все были довольны. Но потом случились всем известные события, и...
… в венгерской федерации стало на одного связанного с Россией человека больше. Слухи о том, что почетный вице-президент Международного союза конькобежцев (ISU) Александр Лакерник сотрудничает с венграми, начали появляться еще в августе. Спустя месяц Александр Рафаилович в разговоре с РИА Новости Спорт подтвердил нашу информацию о том, что он действительно консультирует сборную Венгрии – то есть помогает им в удаленном формате без постоянного проживания в Будапеште.
Проблема только в одном – в изначальных кулуарных разговорах упоминалось, что сотрудничество Александра Рафаиловича с венграми носит куда более разносторонний характер. И работает экс-босс мирового фигурного катания там не с кем иным, как с Варданяном лично.
Александр Лакерник
Правдивость этой информации оценить трудно, но два сопутствующих фактора в ней все же подтвердились. Первый – у Лакерника действительно есть собственный кабинет в офисе венгерской федерации. Официально наличие отдельной комнаты объясняется желанием предоставить значимому человеку место подумать в одиночестве во время пребывания на открытых прокатах сборной Венгрии, которые Александр Рафаилович регулярно посещает – наряду с некоторыми другими сборными. Возможно, все так и есть, но пометку все же сделаем.
Второй – с усилением влияния России в венгерском фигурном катании начался отток местных талантов. Мне говорили, что "одна хорошая фигуристка уходит из сборной Венгрии", но я не мог понять, кто именно. Пока Вивьенн Папп сама не объявила об этом в интервью местным СМИ, добавив, что другие венгерские фигуристы тоже готовы сменить спортивное гражданство, если на их места начнут брать россиян.
Конкретно Папп опасалась прихода в сборную 13-летней российской юниорки Полины Джуманиязовой, которая с этого сезона представляет Венгрию, и этот трансфер действительно выглядит интригующе. Лучший результат Полины – 194 балла за обе программы на первенстве Москвы младшего возраста прошлого сезона. Это первый и пока единственный случай, когда ей удалось преодолеть отметку в 149 баллов. Средние же результаты Джуманиязовой колеблются вокруг этой цифры.
Вивьен, конечно, не то чтобы сильно превосходит соперницу – ее лучший результат 154,55 (справедливости ради, получен на домашнем "Будапешт Трофи" - 2021), но при этом в том же сезоне она дважды выступала на юниорских Гран-при и оба раза пробивала 150 баллов. То есть средний знаменатель у обеих фигуристок примерно одинаков, и в пользу натурализации Джуманиязовой нет видимых глазу объективных аргументов – ни сиюминутного усиления, ни четких перспектив в плане ультра-си, ни более подходящего возраста (Папп самой полгода назад исполнилось 14).
Тогда зачем, если в одиночных дисциплинах местные таланты, вроде как, в приоритете? И главное – почему венгерские фигуристы вообще так сильно обеспокоились? Вряд ли их всех так напугала 13-летняя Полина.
А вот влиятельный российский чиновник, который в теории мог бы помочь фигуристам из России обрести новый дом – вполне.
Насколько слышал, в венгерской федерации был своего рода принцип – не забирать из других стран фигуристов даже с намеком на звездность. Дескать, с ними сложнее работать, да и звезды должны быть доморощенные (хотя бы частично, с юниоров), но сейчас, похоже, ветер меняется. И кто знает, кого из россиян мы увидим в куртке сборной Венгрии следующим.