Имя этого футболиста навсегда вписано в историю питерского клуба. Долгое время Василий Данилов был рекордсменом среди зенитовцев по числу матчей, проведенных за национальную команду. Есть у него достижение, повторить которое до сих пор не сумел и вряд ли в ближайшем будущем сумеет кто-то из его нынешних одноклубников — медаль чемпионата мира. Он получил ее в 1966 году в Англии, где отметили наградами всех полуфиналистов.
Данилов играл на позиции левого защитника и в чем-то опередил время. В ту пору игроки обороны практически не подключались к атакам, а зенитовец пренебрегал подобными канонами. На ЧМ-1966 в четвертьфинале вратарь венгерской сборной Йожеф Гелеи не сумел зафиксировать мяч после дальнего удара Данилова, и Игорь Численко преуспел на добивании.
«
"Так ведь я нападающим начинал, — вспоминает зенитовский ветеран. — Это уж потом меня в защитники перевели. Заметили тренеры, что и отбор мяча у меня получается, да и голова дана не только для того чтобы за верховые мячи бороться. Со скоростью полный порядок был. В детстве занимался легкой атлетикой и навыки сохранил. Однажды на сборе в Абхазии ко мне подошел знаменитый ленинградский тренер Виктор Алексеев. Предложил бросить ко всем чертям футбол и перейти в легкую атлетику".
Василий Данилов, Лев Яшин и другие футболисты проводят разминку
Начинал футбольную карьеру Данилов в Тульской области, в команде "Шахтер" из Сталиногорска. Сейчас этот город носит название Новомосковск. Тренировал горняков Алексей Водягин, экс-полузащитник знаменитой послевоенной "команды лейтенантов". Как вспоминает Данилов, в "Шахтер" приходили мальчишки, которые получали футбольное образование во дворе. Общение с интеллигентным и тонко понимающим игру тренером, прошедшим в ЦДКА школу Бориса Аркадьева, позволяло расти и профессиональном, и в человеческом плане.
В Ленинград Данилов попал в 20 лет. В 60-е годы после окончания чемпионата страны в классе "Б" (это аналог нынешней второй лиги) проходили турниры между сборными зон, на которые съезжались селекционеры из ведущих советских клубов. В Кишиневе Василия и присмотрели ленинградцы. Причем сам молодой футболист даже не знал, куда его приглашают, в "Зенит" или в "Адмиралтеец", который тогда также выступал в классе А. Выяснилось это на Московском вокзале, где новобранца встречал зенитовский администратор.
Условия в те годы в "Зените" были далеко не лучшими в стране, но для парня из Тульской области зарплата в 110 рублей, которую положили при переходе в "Зенит", казалась очень хорошей. Да и комната в гостинице совершенно не смущала. Она быстро превратилась в своеобразный клуб, куда наведывались семейные игроки ленинградской команды отдохнуть и немного расслабиться. Когда же Данилов приобрел репутацию одного из лучших защитников страны и его стали настойчиво зазывать в Киев, в Смольном, куда вызвали футболиста, привели неотразимый аргумент: нужно гордиться званием ленинградца.
И в клубе, и в сборной Данилову приходилось опекать лучших форвардов СССР и всего мира. В чемпионате страны, по его собственному признанию, больше всего хлопот доставлял Слава Метревели. Тяжело приходилось, опекая киевлянина Олега Базилевича и бакинца Казбека Туаева. С настоящей звездой мирового футбола зенитовцу пришлось столкнуться, когда на товарищеский матч в Ленинград приехала "Фиорентина".
Итальянцы явно настраивались на речную прогулку по Неве и экскурсию по Эрмитажу. Для советской команды в ту пору уступить зарубежным соперникам, особенно из капиталистической страны, считалось зазорным. Данилову выпало опекать серебряного призера ЧМ-1958 Курта Хамрина. Шведский легионер был капитаном и звездой "Фиорентины". Защитник "Зенита" его "съел". Уходя с поля, Хамрин повертел пальцем у виска. Мол, зачем нужно было так выкладываться в товарищеском матче? Сложно было ему понять советского человека.
Самые яркие впечатления остались у Данилова от двух матчей с бразильцами, сыгранных в 1965 году. Правда, Гарринча, который доставил больше всего хлопот, в Москве вышел на 15 минут, а в Рио вообще не играл.
«
"В составе чемпионов мира и без него было немало классных футболистов, — утверждает Данилов. — Фамилия Пеле о чем-то говорит? Кстати, с Гарринчей меня хотел познакомить в Рио Валерий Воронин".
С торпедовцем Данилов сдружился во время выступлений за сборную, а Воронин удивительно легко сходился с зарубежными футболистами. Остальные робели, а Валерий держался на равных. В Рио, проходя мимо какого-то кафе, предложил Данилову познакомиться с хозяином. "Из скромности отказался, — рассказывал Данилов. — Оказывается, владельцем кафе был Гарринча. До сих пор жалею, что тогда не зашел".
В 1967 году "Зенит" занял последнее место в чемпионате СССР и должен был вылететь из класса "А". Не вылетел только потому что в ЦК КПСС стали поступать обращения от ленинградцев. Мол, нельзя в год 50-летия Октябрьской революции лишать город трех революций большого футбола. Спасать репутацию команды пригласили из Баку тренера Артема Фальяна, с которым отношения у Данилова не сложились.
Не сумел он закрепиться и в московском "Локомотиве", который в ту пору также боролся за выживание, а завершал карьеру в новгородском "Электроне", куда его позвал принявший команду Водягин. Так вот замкнулся футбольный круг. Неприятности стали преследовать экс-игрока сборной после завершения спортивной карьеры.
Развод с женой, которая отсудила практически все сбережения, был не самым худшим событием. "Не буду утверждать, что был в ту пору образцом в плане соблюдения режима, — вспоминает Данилов. — Меня доставали везде и в доступной форме объясняли, что это раньше был звездой, а сейчас не нужно высовываться".
В бытность футболистом "Шахтера" Данилов вместе с Водягиным навестил на зоне отбывавшего наказание в Тульской области Эдуарда Стрельцова. Тренер договорился с "авторитетами", которые и организовали этот визит. Кто бы тогда мог подумать, что и самого Данилова ждет тюремный срок!
История темная. Сам он утверждает, что по недоразумению попал на воровскую "малину", куда как раз и нагрянули стражи порядка. Приговор был вынесен по статье "кража". Отсидев полтора года в ленинградских "Крестах", оставшиеся полтора Данилов отправился отсиживать на поселение в Ленинградской области. Оттуда сбежал из-за невыносимых условий — и получил еще полтора года. Освободился только в 1985-м. Никто из зенитовцев бывшего одноклубника не навестил.
Фамилию Данилова просто вычеркнули из истории ленинградского футбола. Восстановили уже в России. Наградили даже орденом РФС в честь 110-летнего футбола в Санкт-Петербурге. С большим опозданием присвоили звание заслуженного мастера спорта, которое его партнеры по сборной английского образца получили еще в 1966-м.
Сам Данилов благодарен "простому болельщику "Зенита" Алексею Миллеру за то, что помог перебраться из коммуналки в отдельную квартиру. Не хватало скромной суммы, а обращаться за помощью Василий Савельевич не считал возможным. Как-то пришел на игру в компании зенитовских ветеранов. Проходивший мимо Миллер поинтересовался у Станислава Завидонова: "Как сыграем?" Тот сказал, что не сомневается в победе "Зенита", а вот Данилову нужно помочь. Последовал звонок тогдашнему президенту клуба Александру Дюкову — и вопрос решили за пару минут.
С операцией на ноге Данилову помог Александр Кержаков. Не только порекомендовал классного врача, но и оплатил лечение и восстановление. В общем, прошедший через тяжелые испытания 81-летний ветеран на жизнь сегодня не жалуется. И с удовольствием вспоминает, как играл против звезд мирового футбола во времена, когда "Зенит" был аутсайдером национального чемпионата.