"Моя работа с предметом — заслуга Авериных". Исповедь новой звезды России

Читать на сайте rsport.ria.ru
Шестнадцатилетняя гимнастка Анна Попова на недавнем чемпионате России совершила главную сенсацию — опередила супертитулованных сестер Авериных и новую звезду Лалу Крамаренко. В эксклюзивном интервью РИА Новости Спорт Анна рассказала, как прошла путь от нелюбви к гимнастике до обожания, о неизвестной стороне личности Ирины Винер и о том, как Дина и Арина Аверины научили ее работе с предметом.
— Новоиспеченной чемпионке всегда приятно задавать этот вопрос. С чего начинался ваш путь в гимнастику?
— Детство было интересное и сложное. Меня привела родная тетя, которая занималась гимнастикой сама. Родители тоже хотели попробовать. Первый раз был в три года, но я не знала, где право/лево и вообще не понимала, что происходит. Перестала ходить. В четыре года меня привели заново. Я была не растянутая, не гибкая, никакого потенциала не было. Меня начали растягивать, и я, помню, очень сильно кричала — так весь комитет, который у нас работал, сбегался: "Что вы мучаете ребенка!"
Был такой момент, что я не хотела, не любила тренировки, мне не нравилось — сплошные слезы и боль. Дальше пошло полегче. Но такого желания, какое есть сейчас или даже два года назад, долгое время не было. Поначалу я не была влюблена в гимнастику. Но мне не дали бросить, и могу сказать, что спустя время я безумно благодарна судьбе, что так все сложилось.
Анна Попова, художественная гимнастика
— Как из Ставрополя перебрались в Москву?
— На каких-то соревнованиях меня заметили, и я поехала в ЦОП (центр олимпийской подготовки). Там есть квартира, где живут спортсмены, тренировочный зал. Там меня заметила Надежда Шаталина. Лет в семь я начала тренироваться у ее сестры — Веры Николаевны Шаталиной. Она тогда занималась с Диной и Ариной Авериными. Как-то она взяла меня на тренировку в Новогорск, где показала Ирине Александровне. Я ей понравилась, поэтому стала приезжать регулярно на небольшой срок на сборы — раз в месяц на неделю — 10 дней.
В Новогорске мне ставили упражнения, указывали на ошибки. А тренироваться я какое-то время продолжала в Ставрополе.
Помню, как Ирина Борисовна Зеновка ставила мне первое упражнение, это заняло часов шесть. Сейчас вспоминать это невероятно. Сейчас у нас уходит на программу максимум час. Ирина Борисовна что-то покажет, я добавлю: "А давайте вот так, а я еще так могу". Мнение о гимнастике у меня изменилось за последние года три. Я влюбилась в нее.
— Попасть в ЦОП и Новогорск в 7 лет — это ведь что-то из ряда вон? Там таких малышей обычно не бывает.
— Да. Мне было безумно страшно. Скучала по родителям. Много плакала, не могла расстаться с ними. Им тоже было сложно, но они меня все равно отправляли. Я им звонила постоянно, в каждую свободную минуту.
Хотелось все бросить иногда. Но в нужный момент и родители, и тренеры меня поддерживали. Даже в недалеком прошлом такие мысли были. Но тогда уже Ирина Александровна сильно поддержала и помогла.
Любимицей Винер не стала: гимнастка покинула Россию ради Парижа
— А вы говорите, данных не было и потенциал не просматривался. А в Новогорске семилетней малышкой уже понравились.
— Я с детства эмоциональная, улыбчивая, плюс к семи годам уже были какие-то наработки — совсем не то, что в четыре года.
— Родители в вас так сильно верили, в ваш будущий успех? У вас есть еще братья или сестры?
— Думаю, очень верили. Плюс понимали, что спорт многому учит. Дисциплина, характер — все в жизни пригодится. И я сама тоже так думаю.
У меня есть младшая сестра, которая, кстати, не захотела ходить на гимнастику вообще никак. Она без изначальных данных, как я, но у нее очень классный характер для спорта. Думаю, даже лучше, чем у меня. Она в итоге занимается конным спортом — сложно и интересно.
— Родители у вас ведь не профессиональные спортсмены в прошлом. Как сейчас они смотрят на вашу карьеру?
— Очень поддерживают по-прежнему и переживают, только им я запрещаю в прямом эфире соревнования смотреть.
Анна Попова (справа) и Ирина Винер
— Почему?
— Они сильно нервничают, иногда прямо до слез. Я как-то это увидела и сказала: "Ну все, теперь только в записи разрешаю смотреть". Поскольку я верю, что эти переживания могут как-то передаваться друг другу, всем лучше быть спокойными. Как все закончится, я сама позвоню и расскажу или же узнают из интернета.
— Вы сказали, что у сестры характер для спорта даже лучше, чем у вас. В чем этот характер проявляется и не мешает ли он взаимодействовать с людьми, от спорта далекими?
— Это жесткость, целеустремленность. Умение сконцентрироваться на главном. На соревнованиях я просто скала. Сама с собой наедине, настроена только на свои упражнения — одно за другим, шаг за шагом. Мысли только об этом. Я так на первый вид, обруч, выходила на чемпионат России. Даже глаза не поднимала и не знала, кто в зале, сколько зрителей. Умею полностью абстрагироваться от внешних факторов. И только потом уже увидела, сколько зрителей пришло, как за меня болеют. Так приятно! Отвыкли мы уже от этого.
— Зрители что-то меняют в восприятии происходящего?
— Да все полностью меняют. На Гран-при у меня мурашки были. Мне кажется, ничто, кроме спорта, такие эмоции не дает. И никогда в жизни я их больше не испытаю. Поэтому надо сейчас каждую секунду ловить и запоминать навсегда.
Юлия Владимировна (Барсукова, тренер Анны Поповой — ред.) олимпийская чемпионка, у нее огромный опыт. Она иногда говорит, что скучает по тому времени и тем эмоциям, потому что ничего подобного не испытывала больше ни от чего.
Заслуженный мастер спорта по художественной гимнастике, Олимпийская чемпионка Юлия Барсукова (слева) и Анна Попова
— Должно быть, и сама по себе победа на чемпионате России с его безумной конкуренцией — ощущения, которые сложно повторить.
— Сейчас у нас это самый главный старт, наверное. Это очень круто, что у меня получилось, притом что цели кого-то опередить у меня не было.
После ленты (последний вид многоборья — ред.) у меня был выдох и слезы счастья на плече у тренера и Дины с Ариной. Они для меня особые люди. Когда я в детстве приезжала в Новогорск, они меня многому учили, подсказывали. Предмету меня учили только они. Все, что я умею делать с предметом, — их заслуга. Недавно пересматривала видео старые в телефоне — снимала девочек на тренировке и потом пыталась повторить. До сих пор они мне помогают, и даже в личном. Не передать словами, как я им благодарна.
— Забавно, но я у вас в интонациях голоса даже слышу нотки Дины.
— Мне иногда говорят, что я и по характеру на нее похожа. Я впитывала от них все до мелочей. Дина — такой боец, каких просто не бывает. Она на Гран-при выходила, как будто готовилась месяца два, а она готовилась всего две недели! Стараюсь брать с нее пример.
Если бы была Арина, я за нее бы так же переживала, но тут вдвойне болела за Дину, потому что Ариша не выступала. Очень хотела, чтобы Дина выиграла все. Она достойна намного большего.
— Признаюсь, то, как вы болели за Дину, стало для меня одним из самых трогательных моментов Гран-при. Как стояли за спиной Юлии Барсуковой, как повторяли движения за Диной, как следили за лентой.
— Она была невероятная. У всех тренеров, у меня были мурашки от того, какая она. Я вместе с ней ходила за предметом. "Лови! Лови!"
Потом, как оказалось, Арина все время видела, как я там мельтешу. Говорит: "Ань, ты чего так суетилась, что там вообще происходило?" Я говорю: "Прости, я просто переживала, все отлично". Она выдохнула, мы обнялись, посмеялись.
"В 20 лет гимнастка уже ветеран": Мустафина — честно о жизни после спорта
— Тем, кто будет читать это интервью, надо напомнить, наверное, что вы — не именно вы с Диной и Ариной, а все девочки в сборной — вообще-то соперницы. Гимнастика в этом смысле поражает тем, как вы умудряетесь все не только мирно сосуществовать, но и порой совершенно искренне дружить и общаться. И реально бывает так, что девушки друг на друга не злятся, могут подойти и поздравить с успехом.
— А зачем злиться? Если ты ошиблась, ну так и злись на себя. Сделала бы на все сто, тебе бы на все сто и поставили. Перекладывать на кого-то вину за свои провалы — последнее дело. Я могу разозлиться на себя, я это очень хорошо умею делать.
А в остальном могу сказать, что все зависит от человека. Кто-то думает как я в этом вопросе, кто-то по-другому, и даже по отношению ко мне. Я стараюсь не обращать внимания на плохое. Я добрый человек и не держу ни на кого зла. Вижу, кто-то обиделся на меня, не поздоровался — сама поздороваюсь или подойду поддержать. Но злиться и завидовать чужим успехам — плохое решение.
— Мне доводилось общаться с Ириной Александровной и видеть ее в работе. Мягко говоря, она бывает довольно строгой, если не сказать жесткой. Как вы к этому привыкали?
— Она бывает довольно строгой. Думаю, это кому-то непривычно слышать, но она бывает и невероятно доброй. В душе она очень добрый человек, который делает все возможное и невозможное для нас. Я ее очень люблю и ценю. Она, как и все тренеры, иногда может разозлиться, накричать или сказать что-то резкое. Но, во-первых, это бывает нужно, а во-вторых, она умеет это делать и хорошо чувствует момент.
Анна Попова (справа) и Алина Кабаева
— Что восхищает, так это неизменные каблуки в любое время дня и ночи. И прямая спина.
— Да она вообще бесконечный источник мотивации. Как выглядеть, как держаться, как трудиться. Не знаю, как она все успевает. Она работает с утра до ночи и все равно у нее остается много сил. Помимо гимнастики, она отвечает еще за множество вещей.
Перед Гран-при был момент, когда я немного себя пожалела. Думаю, устала, чемпионат России был сложный, несколько концертов, еще и новую программу делать после российских правил на FIG, так не хочется… А потом думаю — Ирина Александровна такая взрослая, она столько работает, каждый день в зал приходит. А я такая маленькая и сильная и вдруг устала? Ну и начала работать дальше.
— Сможете на пальцах объяснить разницу в правилах наших и международных и рассказать, какие вам больше нравятся?
— Российские правила ни в чем нас не ограничивают. По FIG же мы должны сделать девять элементов, 20 эмок, две танцевальные дорожки и четыре-пять рисков, сколько успеешь. Это не дает возможности показать все, что ты умеешь. Лично для меня были интереснее те правила, которые были раньше, как и Дине с Ариной думаю. Потому что мы больше "предметницы", а сейчас работа с предметами ограничена. Но для многих те правила были сложнее. Для многих и российские правила сложнее.
В российских правилах можно делать что угодно, и тебе это засчитают. Хочешь работу с предметом — делаешь и получаешь. Хочешь показать растяжку и вращения — делаешь и получаешь. Способные в разном гимнастки имеют возможность свою индивидуальность проявить. В общем, это нелегкие правила, но очень интересные.
Художественная гимнастика. Дина Аверина, Анна Попова, Лала Крамаренко (слева направо)
— Какие самые приятные слова вы слышали от Ирины Александровны?
— Самое лучшее, что от нее можно услышать, — это замечания по ошибкам. Ну и поддержка, конечно. Мотивация. Она зайдет в зал, покажет вот так (Анна показывает кулак и делает серьезное лицо), и ты уже заводишься.
Она говорит и смешное, и интересное. На Спартакиаде в последний день меня хотели снимать из-за травмы. Ирина Александровна подошла лично ко мне и спросила, что я думаю. Я сказала, что хочу и буду. Хотя мне было невероятно больно, обострилась травма. Плакала, не могла успокоиться от напряжения. Она сказала несколько слов, обняла меня, и я как-то пришла в себя. Пошла готовиться и выступила, пусть и на уколах с обезболивающим. Причем от вида к виду все лучше и лучше выполняла программу.
Потом Ирина Александровна сказала мне: "Вот видишь!" И тренерам: "Вот видите! А вы ее снимать хотели".
— Вы из тех, кто будет выходить на старт в любом состоянии?
— Есть у тебя есть шанс выступать, отказываться от него — последнее, что нужно делать. Как-то раз я снялась с мини контрольной тренировки, даже не с соревнований. И я потом так жалела, просто два дня не могла отойти и себе простить, что согласилась сняться. Как так, ведь я же могла выступить. Это главное, для чего мы вообще приходим в зал. Как можно от этого отказываться, пусть у тебя что-то и болит.
— Мне кажется, теперь я понимаю, чем вы в семь лет подкупили тренеров в ЦОП и Новогорске.
— Ирина Александровна с раннего детства говорила: "Верь в себя и никогда не сдавайся". У меня это просто на подкорке мозга записано вместе с другими словами ее и других тренеров. И я уверена, что в жизни после спорта мне это тоже поможет.
Как Крамаренко проиграла новой звезде на глазах Винер
— Давайте пройдемся по всем специалистам, с которыми вы успели поработать. Кого благодарить за чемпионку России Анну Попову?
— В Ставрополе это Светлана Сергеевна Тимофеева. Я к ней сейчас периодически прихожу, тренируюсь под ее присмотром, когда бываю здесь. Эмма Николаевна Овсянникова, тренер с большим опытом, которая работала с Ириной Александровной раньше. Эмма Николаевна мне стольким помогала и так много для меня сделала, хотя я числилась не у нее.
В Москве — Вера Николаевна Шаталина, конечно. Дина с Ариной, но про них уже говорила отдельно.
Анна Попова (Россия), завоевавшая золотую медаль в упражнениях с мячом на соревнованиях по художественной гимнастике "Гран-при Москвы – 2023"
С Юлией Владимировной Барсуковой сейчас у нас очень хороший контакт. Как мы все пишем в социальных сетях, мы настоящая спортивная семья. Как-то сошлись характерами, работается очень комфортно.
Ирина Борисовна Зеновка с невероятными программами, никто больше такие не ставит. Вероника Борисовна Шаткова — наш хореограф, я с ней с семи лет. Она меня во многом исправляла и "чистила". Ирине Александровне за веру в меня с самого детства. И отдельная важная часть — зрители. Мне из-за них даже в свой выходной хочется выступать. Сейчас с вами разговариваю, а сама думаю о выступлении (смеется).
— Вы сейчас дома в Ставрополе. Чем будете заниматься после долгого отсутствия в нечастые выходные?
— Хочу много времени уделить родным и близким, потому что все скучали. И, может быть, зайду в родной зал и даже потренируюсь, что-нибудь поделаю.
"Опять спасла Россию". Как Дина Аверина стала королевой гимнастики
Обсудить
Рекомендуем