На прошлой неделе британская газета The Daily Mail начала новую кампанию по вручению олимпийского золота 1980 года пловчихе Шеррон Дэвис и другим спортсменам, пострадавшим от допинговой системы в ГДР. Это еще одна попытка из многих заставить Международный олимпийский комитет (МОК) пересмотреть результаты тех времен. Чего конкретно хотят британцы и почему МОК не спешит удовлетворять их вроде бы справедливые требования – в материале РИА Новости.
Дэвис на Олимпийских играх 1980 года в Москве заняла второе место на дистанции 400 метров комплексным плаванием, уступив более 10 секунд Петре Шнайдер из ГДР. В том же году Шнайдер была признана журналом Swimming World пловчихой года, а всего за свою карьеру она установила четыре мировых рекорда.
Шэрон Дэвис
Однако позднее Шнайдер призналась, что с 14 лет принимала стероиды в рамках государственной программы допинговой поддержки спортсменов из Восточной Германии. О ней стало широко известно после объединения Германии, когда были рассекречены документы Штази - спецслужбы ГДР, которая с начала 70-х годов курировала эту деятельность. Материалы спас от уничтожения и систематизировал немецкий доктор Вернер Франке.
«
"Шеррон Дэвис в тот день соревновалась не с человеком, а с другим существом: юной девушкой, чья физиология была изменена мужчинами для того, чтобы она победила", - сказал тогда Франке.
Спортсменка из ГДР принимала туринабол, который стимулировал выброс тестостерона, помогавшего мышечному росту. Побочным эффектом этого препарата был рост волос на теле, нерегулярный менструальный цикл, у Шнайдер также развились проблемы с сердцем и печенью.
Допинг в ГДР делал из женщин мужчин иногда в прямом смысле. У Хайди Кригер – чемпионки Европы в толкании ядра - препараты вызвали столь мощные побочные эффекты, что ей ничего не оставалось, кроме как сменить пол. Сейчас Кригер живет с именем Андреас, но медаль, которая присуждается людям, внесшим вклад в борьбу с допингом в спорте, все-таки носит имя Хайди.
На Олимпиаде в Москве пловчихи из ГДР выиграли 11 золотых медалей из 13, а вообще с 1973 года, когда состоялся первый чемпионат мира по водным видам спорта, по 1989-й – год падения Берлинской стены - восточногерманские спортсменки установили 110 индивидуальных мировых рекордов, а на трех Олимпиадах – 1976, 1980 и 1988 годов – выиграли 31 золотую медаль из 40 и 64 из 120 наград любого достоинства.
Масштабы допинговой программы в ГДР, о которой написаны книги и сняты фильмы, впечатляют. Считается, что запрещенные препараты принимали около 10 тысяч спортсменов из Восточной Германии. Позднее около 300 атлетов, включая Шнайдер, дали показания против своих тренеров и докторов, вовлекших их в допинговую систему.
В 1998 году Шеррон Дэвис и Петра Шнайдер встретились, и их общение засняли для документального фильма. Британская пловчиха отказалась обвинять свою соперницу в нечестной игре – наоборот, она назвала ее еще одной жертвой системы.
«
"Я не испытываю по отношению к ней ничего, кроме сочувствия по поводу всего того, через что ей пришлось пройти", - призналась Дэвис.
Шнайдер предложила Дэвис забрать себе ее золотую олимпийскую медаль. Однако британка отказалась, заявив, что не считает необходимым отбирать у восточногерманских спортсменов, принимавших допинг, награды. "Часто говорили, что мы хотим отнять у них медали, - написала Дэвис в своей книге. – Но это неправда. Ни в одной петиции, ни американской, ни британской, такого требования нет. Мы просто хотим признания со стороны Международного олимпийского комитета".
Однако МОК на протяжении всех этих лет отказывался пересматривать результаты соревнований с участием спортсменов из ГДР. Во-первых, понимал, что юридических оснований принимать такие меры в отношении тех, кто ни разу не сдавал положительные пробы, нет. Во-вторых, из-за официального срока давности подобных дел, который составляет 10 лет. В-третьих – из-за опасения, что после одного положительного решения последует вал других протестов. В 1990 году тогдашний президент МОК Хуан Антонио Самаранч даже отказался от предложения ряда восточногерманских пловцов передать свои олимпийские медали тем, кто их заслужил.
Шэрон Дэвис
Впрочем, МОК сам создал несколько прецедентов, когда восстановил справедливость и по прошествии десятка лет. Так, в 1983 году американскому легкоатлету Джиму Торпу вернули олимпийские награды 1912 года, которые отняли после того, как выяснилось, что тот принимал участие в соревнованиях по бейсболу и получал за это деньги. В то время профессиональным спортсменам дорога на Олимпиаду была закрыта. МОК решил, что пара десятков долларов в неделю, которые Торп заработал, не повод вычеркивать его из олимпийской летописи. Ну а у знаменитого американца Лэнса Армстронга отобрали бронзу Игр-2000 в велошоссе через 13 лет, когда он сам признался в употреблении допинга.
Проблемы с восточногерманской допинговой системой аукаются не только плаванию. Так, в легкой атлетике c 1985 года держится рекорд бегуньи из ГДР Мариты Кох на дистанции 400 метров – 47,60 секунды. Быстрее 48 секунд круг по стадиону бежала только Ярмила Кратохвилова из Чехословакии в 1983 году (47,99). Третий в истории результат принадлежит Сальве Эйд Насер из Бахрейна, но она была дисквалифицирована в 2020 году за нарушение антидопинговых правил.
Что-то подсказывает, что, если бы 50 лет назад с допингом умели бороться так, как сейчас, многих рекордов сейчас не было. Но не пойман – не вор. И с этим, пожалуй, никто не спорит. В конце концов, тем, непойманным, с этим жить. А вот тех, кто сам признается в краже, действительно, можно было бы уважить специальным жестом признания, но и параллельно восстановить справедливость по отношению к пострадавшим. "Я бы хотела, чтобы МОК признал правду до того момента, когда будет уже поздно, - сказала Дэвис. – Особенно это важно для моего отца, который заплатил большую цену за постоянную борьбу с нечестной игрой".